Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе "В мире звуков"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми старшей группы "В мире звуков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ДЕТСКИЙ САД №38 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА”
Конспект НОД по обучению грамоте “В мире звуков”
для старших дошкольников
Воспитатель:
Утукулова Алеся Юрьевна
Волгоград, 2022г.
Тема: «В мире звуков»
Цель: Знакомство с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук».
Задачи:
1. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные имена существительные.
2. Обогащать словарный запас детей по теме «Осень».
3. Развивать психические функции (слуховое внимание, мышление, память).
4. Развить координацию речи с движением.
5. Познакомить детей с тетрадью, развивать мелкую моторику.
Оборудование: квадраты красного и синего цветов (несколько штук), квадраты белого цвета (на всех детей), цветные и простые карандаши, тетради (на каждого ребёнка).
Ход занятия:
Ребята, отгадайте загадку:
Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Всё это бывает,
Если с нами … (осень)
Скажите, а какое сейчас время года? (осень)
Почему вы так думаете? Давайте начнём со слов на улице …
- На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и жёлтыми, трава засыхает. Дети идут в школу. Люди надели более тёплую одежду.
Ребята, осень бывает ранняя и поздняя.
Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах ещё цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.
Поздней осенью становится холодно, солнце светит всё реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлёт птиц.
А какая же сейчас осень? (ранняя)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Чего не бывает осенью?» - дети встают в круг.
Если это бывает, вы хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.
- осенью растут подснежники;
- осенью не купаются в речке;
- осенью не загорают;
- осенью надевают шубы;
- осенью часто идут дожди;
- осенью тает снег и т. д.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в подвижную игру «Листья»
Листья осенние тихо кружатся,
Кружатся, расставив руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся.
Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят,
Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят.
Кружатся на носочках.
Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Тогда слушайте.
Есть в стране Вообразилии городок под названием Звукинск. Живут в этом городке необычные жители – звуки. Они – невидимки. Хотя они невидимые, но их можно услышать.
Одни жители умеют петь. Они поют вот так: «ААА!», «ООО!», «УУУ!», «ИИИ!». Целый день поют. Голоса у них звонкие, напевные. И прозвали этих жителей – гласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать, иль закричать.
В тёмном лесу могут звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Давайте сейчас поиграем в игру «Угадай гласный» (педагог называет различные звуки. Дети хлопают в ладоши, если слышат гласный звук).
В городке Звукенске есть жители, которые не умеют петь, но очень хотят научиться. Они во всём соглашаются с гласными. И прозвали этих жителей – согласные звуки.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
Давайте поближе познакомимся с этими звуками. А поможет нам в этом игра «Знакомство». (Дети встают в круг и называют по очереди своё имя. Если имя начинается на гласный – то все хлопают в ладоши, а если на согласный – то приседают).
В соседнем городке жил волшебник. Он каждый день слышал пение звуков, и ему захотелось познакомиться со своими соседями. Когда волшебник пришёл в город Звукинск, его ждало разочарование. Он не увидел звуков. Почему? Конечно, они были невидимками. Тогда волшебник подумал вот что. Он решил подарить звукам волшебные платьица. Гласные получили платьица красного цвета, а согласные синего (педагог показывает карточку красного и синего цвета; закрепление цветов «Это платье для кого?»).
У вас тоже на столах есть платьица, но они ещё ничьи. Давайте заштрихуем их так, чтобы одно платье получилось для гласных звуков, а другое – для согласных (штриховка квадратов красным и синим цветом вертикальными линиями).
А теперь поиграем в игру «Гласный – согласный» (Педагог называет звук. Если звук гласный, то дети поднимают карточку красного цвета, если согласный, то синего).
Давайте поиграем в игру «Что изменилось?» (выставляются карточки-квадраты, дети закрывают глаза, педагог меняет местоположение карточек).
А теперь у нас будет работа в тетради.
Педагог знакомит детей с тетрадью в клеточку: обложкой, страницами, правой и левой сторонами страницы, верхом и серединой страницы, клетками.
Затем предлагает детям выполнить узор по образцу:
- вертикальные линии (высота - 1 клетка);
- горизонтальные линии (ширина – 1 клетка).
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Какая сейчас осень? Почему вы так решили?
- В какой стране живут звуки?
- Какие бывают звуки?
- Давайте вспомним про них стихи:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать, иль закричать.
В тёмном лесу могут звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
- Давайте сыграем в игру «Ладошка – кулачёк» (Педагог называет звук. Если звук гласный, то дети хлопают в ладоши, если согласный, то кулачками стучат о стол).
- Какие платья носят гласные (согласные) звуки?
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо работали. Наше занятия завершилось.
Всем детям вручаются медали «Юные грамотеи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук [А]. Буква А.
Дети в игровой форме знакомятся с буквой и звуком А....
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»
Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».Образовательные задачи:· закрепить понятия «согласный звук», «г...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Согласный звук [щ] и буква Щ. 2022 г.
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе. Согласный звук [щ] и буква Щ. Задачи:- обогащать словарь детей;- учить подбирать близкие по смыслу слова; р...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б».
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б»....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки "Т-Ть". Осень. Деревья.
Тема: Звуки Т-Ть. Осень. Деревья....
Конспект нод по обучению грамоте в старшей группе "В мире звуков"
Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: " Тема: Звук [А]. Буква А."
Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; понятием гласный звук. Развивать звуковое внимание, фонематическо...