"Играя, учимся"
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ниязова Ольга Маскимовна

Дети 6 летнего возраста уже знают достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам. Как подготовить дошкольников к обучению грамоте, первоначальному чтению и предупредить нарушения письменной речи в школе (дисграфию), как подготовить детей без страха идти в школу, как при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни? От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде­ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novosti_kruzhka_.docx365.63 КБ
Файл novosti_kruzhka_.docx365.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Играя, учимся!»

«Ра, ра, ра –начнается игра!» Такими словами начинает свое занятие по кружку «Грамотейка» педагог дополнительного образования детского сада «Красная шапочка» Ниязова Ольга Максимовна. В настоящее время особое внимание уделяется вопросам развития, обучения и воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить и работать в новых условиях. Дети 6 летнего возраста уже знают достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам. Как подготовить дошкольников к обучению грамоте, первоначальному чтению и предупредить нарушения письменной речи в школе (дисграфию), как подготовить детей без страха идти в школу, как при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни? От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде­ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адап­тации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предме­ты, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. План работы кружка “Грамотейка”, разработанная и реализуется педагогом детского сада «Красная шапочка» Ниязовой О.М, призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками. Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенден­ция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обос­нованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образова­ния, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Предложенная мною образовательная программа «Грамотейка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и   предполагает преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом, что является одним из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-7 лет является актуальным. Организованная образовательная деятельность (ООД) – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну «Грамота», которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Вся организованная образовательная деятельность обращена, главным образом, к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия. Кроме того, образовательная деятельность предполагает использование современных технологий развивающего обучения, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Содержание программы по обучению грамоте планируется на принятой в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Занятия происходят не в традиционной форме, а в игровой. Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основ­ным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по раз­витию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной бук­вы.  В ООД есть как задания для детей с более высоким уровнем знаний и навыков, так и общие задания для обеих групп детей, то есть дифференциация материала по степени сложности и актуальности их именно для данной подгруппы. Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами (гном по имени Играйка, гном поэт), зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая смена задания или упражнения, чтение и рассказывание сказок с постановкой игровой задачи, игровые упражнения «Добавлялки», «Подай голос», «Подарки», «Проведи дорожку». Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания (гнозиса) актуально использование букв, врисованных в изображение предметов, стилизованных и «зашумленных» букв; букв, выполненных различным наклоном и шрифтом; игр для развития зрительного внимания. Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение разнообразных способов чтения: по верёвочке, по ступенькам, по ломанной линии, по волнам. Это совершенствует плавное слоговое чтение. Предполагается, что дети ведут тетради для печатания и учатся печатать там буквы, слоги, слова, предложения, списывать печатными буквами с готового текста.  Таким образом, первоначальное обучение чтению идёт через письмо, срисовыванию с образца, печатания букв, слогов. Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счёт проведения зрительной гимнастики, ортопедических минуток, динамических разминок, смены статических и динамических поз внутри одного занятия, подвижных игр с речевым содержанием, использованием упражнений на снятие напряжений мышц.  Следует отметить, что материал образовательной деятельности разработан педагогом таким образом, что даже по окончании изучения букв, дети, не умеющие читать и путающие буквы к началу учебного года, овладевают навыками уверенного слогового чтения, безошибочно составляют звуковые схемы слов, имеют развитый фонематический слух.  Хочется заметить, что в зависимости от уровня подготовки детей педагог использует элементы по методике Усенковой: блочное изучение букв. Для того, чтобы удерживать интерес детей, чтобы не ослабевала их активность, провожу занятия в быстром темпе.  Материал занятий педагог подбирает и так, что его можно применять и на занятиях по развитию речи. Часть кроссвордов, ребусов, подвижных речевых игр с успехом можно применять и во время режимных моментов, главное, чтобы материал весь был изучен и никакая часть его не была пропущена. Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 3-4 минуты) смена задания или упражнения, наличие кроссвордов, загадок. ООД строится на различных игровых сюжетах: " Путешествие с Алисой по стране чудес", "Путешествие на корабле загадок", " Увлекательное путешествие с Колобком и Гномом", " В гости к Мудрой Сове", «В лаборатории учёного», «Путешествие в Страну Клеток». Внутри каждого конспекта ООД есть два варианта заданий: для более подготовленных и успешных детей и для детей, которые к началу обучения показывают ещё низкий уровень знаний и умений, то есть достаточно наглядно и хорошо раскрыт принцип дифференцированного подхода. Занятия содержат большое количество загадок, кроссвордов, стихотворных текстов, они способствуют повышению активности и заинтересованности ребёнка. Широко используются дидактические игры, поэтому, на первый взгляд, может показаться, что само занятие слишком насыщено играми и упражнениями, но всё это вполне укладывается в рамках 30 минут, так как психологическая обстановка обоснована быстрой сменой деятельности в течении занятия, что даёт детям возможность не отвлекаться, не уставать, и совместное сотрудничество на правах партнёров («общение глаза в глаза») помогает ребёнку принять, понять и легко решить учебную задачу.   Для проведения работы  кружка  «Грамотейка» имеется необходимое Методическое оснащение и оборудование  группы ( уголка): магнитная доска, магнитные буквы, фланелеграф ,наборное полотно, печатные буквы большого формата, разрезные азбуки,  зрительные символы на фронтальной стене кабинета для проведения зрительной гимнастики: предметные яркие картинки большого формата,  игрушки, расположенные у левого и правого края фронтальной доски, у верхнего и нижнего края, зрительные меняющиеся символы, ковёр на полу для проведения ряда упражнений и заданий в положении « Сидя на пятках», в позе « Лотоса», цифровые ряды  для каждого ребёнка ( 9 прямоугольников из разноцветного картона размерами 10 на 15),  схемы слов (зелёные полоски), слогов (чёрные квадратики) и звуков ( красные, синие зелёные кружки) для каждого ребёнка, звуковые линейки на каждого ребёнка, наборы карточек –лото по различным темам, картотека дидактических игр, эмоционально – динамических разминок, зрительная гимнастика, чистоговорок, сюжетные  тематические картины, разрезные картинки, сказочные герои – куклы, кукольный театр «Три медведя», модели слов; слоговая таблица, кубик, лента букв, настольно-печатные игры «33 сестрицы», « Живые буквы», Сложи словечко», карточки с врисованными буквами; маршрутная дорожка с указанием изученных гласных, музыкальные инструменты, магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор. Педагогом сделана подборка методической литературы.

Такая систематически целенаправленная работа по обучению грамоте формирует у дошкольников мотивацию к обучению, к сохранению своего здоровья, желание помочь другому (сказочному персонажу), выработке волевых качеств- это четыре основных направления воспитательных задач, решаемых педагогом системой обучения детей в игре.

Ниязова О. М., педагог дополнительного образования

детского сада «Красная шапочка»

                                                                 Панаевск, 2020 г



Предварительный просмотр:

«Играя, учимся!»

«Ра, ра, ра –начнается игра!» Такими словами начинает свое занятие по кружку «Грамотейка» педагог дополнительного образования детского сада «Красная шапочка» Ниязова Ольга Максимовна. В настоящее время особое внимание уделяется вопросам развития, обучения и воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить и работать в новых условиях. Дети 6 летнего возраста уже знают достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам. Как подготовить дошкольников к обучению грамоте, первоначальному чтению и предупредить нарушения письменной речи в школе (дисграфию), как подготовить детей без страха идти в школу, как при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни? От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде­ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адап­тации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предме­ты, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. План работы кружка “Грамотейка”, разработанная и реализуется педагогом детского сада «Красная шапочка» Ниязовой О.М, призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками. Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенден­ция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обос­нованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образова­ния, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Предложенная мною образовательная программа «Грамотейка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и   предполагает преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом, что является одним из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-7 лет является актуальным. Организованная образовательная деятельность (ООД) – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну «Грамота», которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Вся организованная образовательная деятельность обращена, главным образом, к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия. Кроме того, образовательная деятельность предполагает использование современных технологий развивающего обучения, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Содержание программы по обучению грамоте планируется на принятой в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Занятия происходят не в традиционной форме, а в игровой. Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основ­ным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по раз­витию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной бук­вы.  В ООД есть как задания для детей с более высоким уровнем знаний и навыков, так и общие задания для обеих групп детей, то есть дифференциация материала по степени сложности и актуальности их именно для данной подгруппы. Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами (гном по имени Играйка, гном поэт), зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая смена задания или упражнения, чтение и рассказывание сказок с постановкой игровой задачи, игровые упражнения «Добавлялки», «Подай голос», «Подарки», «Проведи дорожку». Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания (гнозиса) актуально использование букв, врисованных в изображение предметов, стилизованных и «зашумленных» букв; букв, выполненных различным наклоном и шрифтом; игр для развития зрительного внимания. Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение разнообразных способов чтения: по верёвочке, по ступенькам, по ломанной линии, по волнам. Это совершенствует плавное слоговое чтение. Предполагается, что дети ведут тетради для печатания и учатся печатать там буквы, слоги, слова, предложения, списывать печатными буквами с готового текста.  Таким образом, первоначальное обучение чтению идёт через письмо, срисовыванию с образца, печатания букв, слогов. Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счёт проведения зрительной гимнастики, ортопедических минуток, динамических разминок, смены статических и динамических поз внутри одного занятия, подвижных игр с речевым содержанием, использованием упражнений на снятие напряжений мышц.  Следует отметить, что материал образовательной деятельности разработан педагогом таким образом, что даже по окончании изучения букв, дети, не умеющие читать и путающие буквы к началу учебного года, овладевают навыками уверенного слогового чтения, безошибочно составляют звуковые схемы слов, имеют развитый фонематический слух.  Хочется заметить, что в зависимости от уровня подготовки детей педагог использует элементы по методике Усенковой: блочное изучение букв. Для того, чтобы удерживать интерес детей, чтобы не ослабевала их активность, провожу занятия в быстром темпе.  Материал занятий педагог подбирает и так, что его можно применять и на занятиях по развитию речи. Часть кроссвордов, ребусов, подвижных речевых игр с успехом можно применять и во время режимных моментов, главное, чтобы материал весь был изучен и никакая часть его не была пропущена. Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 3-4 минуты) смена задания или упражнения, наличие кроссвордов, загадок. ООД строится на различных игровых сюжетах: " Путешествие с Алисой по стране чудес", "Путешествие на корабле загадок", " Увлекательное путешествие с Колобком и Гномом", " В гости к Мудрой Сове", «В лаборатории учёного», «Путешествие в Страну Клеток». Внутри каждого конспекта ООД есть два варианта заданий: для более подготовленных и успешных детей и для детей, которые к началу обучения показывают ещё низкий уровень знаний и умений, то есть достаточно наглядно и хорошо раскрыт принцип дифференцированного подхода. Занятия содержат большое количество загадок, кроссвордов, стихотворных текстов, они способствуют повышению активности и заинтересованности ребёнка. Широко используются дидактические игры, поэтому, на первый взгляд, может показаться, что само занятие слишком насыщено играми и упражнениями, но всё это вполне укладывается в рамках 30 минут, так как психологическая обстановка обоснована быстрой сменой деятельности в течении занятия, что даёт детям возможность не отвлекаться, не уставать, и совместное сотрудничество на правах партнёров («общение глаза в глаза») помогает ребёнку принять, понять и легко решить учебную задачу.   Для проведения работы  кружка  «Грамотейка» имеется необходимое Методическое оснащение и оборудование  группы ( уголка): магнитная доска, магнитные буквы, фланелеграф ,наборное полотно, печатные буквы большого формата, разрезные азбуки,  зрительные символы на фронтальной стене кабинета для проведения зрительной гимнастики: предметные яркие картинки большого формата,  игрушки, расположенные у левого и правого края фронтальной доски, у верхнего и нижнего края, зрительные меняющиеся символы, ковёр на полу для проведения ряда упражнений и заданий в положении « Сидя на пятках», в позе « Лотоса», цифровые ряды  для каждого ребёнка ( 9 прямоугольников из разноцветного картона размерами 10 на 15),  схемы слов (зелёные полоски), слогов (чёрные квадратики) и звуков ( красные, синие зелёные кружки) для каждого ребёнка, звуковые линейки на каждого ребёнка, наборы карточек –лото по различным темам, картотека дидактических игр, эмоционально – динамических разминок, зрительная гимнастика, чистоговорок, сюжетные  тематические картины, разрезные картинки, сказочные герои – куклы, кукольный театр «Три медведя», модели слов; слоговая таблица, кубик, лента букв, настольно-печатные игры «33 сестрицы», « Живые буквы», Сложи словечко», карточки с врисованными буквами; маршрутная дорожка с указанием изученных гласных, музыкальные инструменты, магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор. Педагогом сделана подборка методической литературы.

Такая систематически целенаправленная работа по обучению грамоте формирует у дошкольников мотивацию к обучению, к сохранению своего здоровья, желание помочь другому (сказочному персонажу), выработке волевых качеств- это четыре основных направления воспитательных задач, решаемых педагогом системой обучения детей в игре.

Ниязова О. М., педагог дополнительного образования

детского сада «Красная шапочка»

                                                                 Панаевск, 2020 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Дидактическая игра "Учимся-играя".

Игра в помощь логопедам и воспитателям. ориентирована на детей старшей, подготовительной группы, а так же может быть полезна в начальной школе....

Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)

laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...

Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»

Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....

Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»

Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...