ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Диасамидзе Любовь Викторовна

Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути - получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Основная задача обучения грамоте в старшей группе - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, Обучение их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «жук» ребенок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок — слово, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове называли его изолированно, так, как он звучит в слове. Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ, и т.п.). Это помешает им при различении твердых и мягких согласных.

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с согласными звуками.

Дети узнают, что этим звукам ничто « не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах- мак - (а), лук - (у), дом - (о), лес - (э), кит - (и), ДЫм - (ы). Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети с мощью воспитателя «проверяют» все остальные звуки, произнося их и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их вывариванию. Полезно, чтобы воспитатель иногда «ошибался» и настаивал на том что необыкновенным звуком в слове является, например звук (л) ш (с) и т.п. Пусть дети сами доказывают, почему это не так. Полученные таким активным путем знания прочно усваивается дошкольниками. Найдя все шесть звуков, воспитатель говорит, что эти необыкновенные звуки, которые мы произносимого полным голосом, называются «гласные» звуки и обозначать их нужно красной фишкой.

При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове называли его изолированно, так, как он звучит в слове. Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ, и т.п.). Это помешает им при различении твердых и мягких согласных.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык. Например, звуки (м).(м') «мешают» произносить губы; (с),(с'), (з), {з') «мешают» произносить зубы и т.д. В форме загадок дети учатся определять, что «мешает» им произносить разные звуки. При этом воспитатель, наряду с согласными звуками, подбирает для загадок и гласные, закрепляя знания о них и приучая детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук. Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно спеть (ммм), громко крикнуть (ррр), и этим они как бы напоминают гласные, но все они обязательно при произнесении встречают во рту преграду. Это является основной характеристикой согласных звуков. Сравнение звуков по их произнесению, которое нужно проводить в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.

Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев», поэтому воспитатель сразу вводит названия твердых и мягких согласных звуков: большого «братца» мы будем называть твердый согласный звук, а маленького - мягкий согласный звук; твердый согласный будем обозначать синей фишкой, а мягкий - зеленой.

Далее, проводя звуковой анализ слов, воспитатель должен следить за правильным употреблением терминов, «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный» звуки.

В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки (ж), (ш) не имеют мягкой пары, а у звуков (й), (ч) нет твердой пары.

В период знакомства с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками дошкольники переходят к анализу четырехзвуковых слов разного состава: роза, слон, лист, аист, паук. Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяется их похожесть и различие. Это помогает детям более уверенно ориентироваться в звуковой действительности языка. Примерно в то же время картинки-схемы на столах заменяются схемами звукового состава слова, полосками бумаги без рисунков.

После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначить его фишкой на модели. Ударение закрепляет слово в единое целое. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком. Если произнести его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов. Воспитатель дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.

Можно предложить дошкольникам произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком к учатся выделять его в слове. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Дети составляют слова из фишек, обозначая гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Определяя ударный гласный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

Важным моментом в работе является произнесение детьми слова с последовательным ударением на всех гласных и определение правильного ударения. Это позволяет показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок - замок). Важно, чтобы дети указывали, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.

Закрепление звукового анализа слова у дошкольников осуществляется на материале пяти звуковых слов типа мишка, слива, замок. В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах. На доске картина-схема заменяется полоской-схемой.

В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2-4 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква "В"

Цели: научить детей определять место звука в слове, расширять словарный запас, слоговой анализ и синтез, понятие «предлог»....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (итоговое занятие) "Путешествие в Мир звуков"

Представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе детского сада. Представленное занятие является итоговым....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель:Коррекционно-образовательная:·         Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР "Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»"

НОД построена на основе сказочного сюжета. В контексте сказки детям с ОНР легче воспринимать развернытые инструкции и выполнять различные задания, направленные на развитие речевых и неречевых функций....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе (подготовка к обучению грамоте в старшей группе) «Короли звуков»

Тема НОД: «Короли звуков»Автор разработки: Горянина О.А.Возрастная категория: 5-6 летВремя проведения: февраль 2018г.Цель: освоение звукового анализа слова.Задачи:Познавательное развитие ...