Путешествие в город звуков и слов
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ведерникова Марина Леонидовна

итоговое занятие по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_po_razvitiyu_rechi_st.gr_.docx346.6 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрацииЭМБЛЕМА САДА ПНГ

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 42 «Малинка» Старооскольского городского округа

Технологическая карта итоговой

ООД по развитию речи и обучению грамоте

в старшей группе

«Путешествие в город звуков и слов»

Подготовил: Ведерникова М.Л.

г.Старый Оскол, 2022 г.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

«Путешествие в город звуков и слов»

Цель: создать условия для закрепления знаний о звуках и словах.

Образовательные:

-уточнить и активизировать словарный запас;

-совершенствовать грамматический строй речи: 

- согласование существительных с прилагательными и глаголами; 

-закрепить звуковую культуру речи: умение определять позицию звука в слове, называть слова на заданный звук.

 - упражнение детей в отчётливом произношении звуков и слов;

- закрепить знания о нашей стране, о родном крае, о символах России.

Развивающие: 

-закреплять представления о весне и её приметах;

-развивать творческое воображение, мышление, внимание, помогать логично и содержательно строить высказывания.

 

Воспитательные:

- поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявлять настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь;

-воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: стол, с вращающейся стрелкой, картинки, иллюстрации, музыкальные инструменты, конверты с заданиями

Планируемый результат: проявляет активный интерес к речевому развитию, точно отвечает на вопросы, правильно и аккуратно выполняет задания.

Ход проведения мероприятия

(дети стоят полукругом  на ковре)

Этапы занятия

Содержание

Организационный момент (приветствие, пробуждение интереса детей посредством создания проблемной ситуации)

Воспитатель: Ребята, вы любите играть в общие игры в группе? А в какие игры вы любите играть? А по телевизору смотрели какие-нибудь игры? (ответы детей)

Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Поле чудес»(вспоминаем телев-ую игру).

Наша игра называется «Путешествие в город звуков и слов».

Мотивационно-ориентировочный

(участие детей в рассмотрении проблемы, создание педагогом мотивационной основы, опора на личностные мотивы детей)

Воспитатель: Посмотрите, на поле разложены одинаковые конверты с заданиями, мы будем вращать стрелку, на каком конверте остановится, то задание и надо выполнить. Если вы правильно справились с заданием, то получаете букву. И в конце игры мы должны из этих букв составить слово.

Поисковый

(постановка проблемных вопросов, активизация мышления, организация монологических и диалогических форм общения)

Воспитатель: Вращаем барабан (задания выполняются не по порядку, а как  выпадет по стрелочке).

1. В конверте музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, музыкальный молоточек.

Воспитатель: Дети, что это? (ответы детей) Молодцы. А теперь скажите, что вы сейчас услышали?

Дети: Звуки.

Воспитатель: Дети, а мы с вами можем произносить звуки?

Дети: Да.

Д/игра «Что и как звучит».

Что делает колокольчик? Колокольчик звенит.

Как воет ветер? (у-у-у-у)

Что делает жук? Жук жужжит.

А как жужжит жук? Ж-ж-ж.

Как пищит комар? (з-з-з-з)

Воспитатель: Вот так незаметно мы с вами оказались в городе звуков.

Д/игра «Эхо».

Воспитатель: Звуки можно произносить с голосом и без голоса. Я буду произносить звуки без голоса, а вы должны будете их отгадать и произнести вслух. А  О  И  Е  Ы  У Э

Дети отгадывают звуки.

Воспитатель: Молодцы. А какие это звуки мы с вами произнесли?

Дети: Гласные.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому что они поются, тянутся; при их произнесении во рту ничего не мешает.

Работа с предметными картинками.(5-6 шт).

Воспитатель: Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: На какой звук начинается это слово? и т.д.

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь повторяйте за мной – Б В П Т М. Какие это звуки?

Дети: Согласные.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что воздух встречает препятствие при произнесении (губы, зубы, язык).

Воспитатель показывает картинку – барабан. Какой звук слышится в начале слова? Какой звук слышится в конце слова? и т.д

Итак, мы знаем, что есть гласные и согласные звуки. Где мы с вами побывали?

Дети: В городе звуков.

2. В конверте разные картинки: береза, подснежник, гриб. Как рождаются слова, когда и кем создаются? Секрет прост: нужно прислушаться к звукам и они помогут нам услышать слово. В родном языке очень много слов и каждое что-то обозначает.

Что это? (показ картинки)

Дети: Берёза.

Воспитатель: Берёза – что обозначает это слово?

Дети: Дерево.

Воспитатель: А как вы думаете, почему это дерево назвали берёзой?

Дети: По цвету коры, потому что ствол светлый, белый, блестящий.

Воспитатель: Какие еще деревья вы знаете?

Воспитатель: Что это? (показ картинки)

Дети: Подснежник.

Воспитатель: А что обозначает это слово?

Дети: Цветок, который распускается весной.

Воспитатель: Почему он так назван?

Дети: Потому что растёт из-под снега.

Воспитатель: Какие еще первоцветы вы знаете?

3.Испытание «Наша родина - Россия»

Воспитатель: А здесь ребята нужно отгадать загадки:

Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной, 
Неприметный, небольшой. 
Этот дом, страна, земля – 
Это Родина моя!

Ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – какое?

-Как называется ваша Родина?

-Назовите столицу вашей Родины?

- Сколько цветов у Российского флага? Назовите их.

- Самый главный человек нашей стране?

-Как называется город, в котором вы живете?

Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан – её одёжка,
Вся из дерева...(МАТРЁШКА!)

Он – огромный хищник леса,
Гнев его страшнее беса.
Любит яростно реветь
Толстопятый зверь...(МЕДВЕДЬ!)

Дерево-красавица,
Белым станом славится.
Льют по дубу слёзоньки
Русские ...(БЕРЁЗОНЬКИ!)

Символ мудрости и власти,
Отгоняющий напасти,
Что крылА свои развёл...
Он – двуглавый птах – ...(ОРЁЛ!)

Инструмент народный этот
С давних пор известен свету.
Только кнопочки ты тронь –
Запоёт легко ...  (ГАРМОНЬ)

На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это… (САМОВАР)

4. Игра «Подбирай, называй»

Нужно к словам подобрать признак предмета. На какой вопрос отвечает признак предмета? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

Весна (какая?) … Долгожданная, красивая, цветущая.

Солнышко (какое?) … Яркое, ласковое, лучистое.

Небо (какое?) …. Голубое, чистое, высокое.

Ветерок(какой?) … Тёплый, сильный, весёлый.

Облака(какие?) … Белые, пушистые, лёгкие.

Листочки(какие?) … Зелёные, клейкие, молодые.

-Какие сообразительные, молодцы! Справились с заданием, раскрываем конверт

 Игра «Кто больше действий назовёт?»

   Нужно к словам подобрать действие предмета. На какой вопрос отвечает действие предмета?  (Что делает?) Слушайте внимательно.

Солнце весной (что делает?) греет, припекает, согревает, ласкает, … 

Снег весной (что делает?) тает, чернеет, оседает, …

Ручьи весной (что делают?) бегут, журчат, звенят, …

Сосульки весной (что делают?) тают, капают,.

Птицы весной (что делают?) возвращаются, прилетают, вьют, …

Травка весной (что делает?) пробивается, растёт, зеленеет, …

5. Ребусы

6. Физминутка

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивания - руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил (Вращения головой)
Наклонился назад -вперёд, (Наклоны вперёд – назад)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся (садятся на свои места).

(после каждого выполненного задания дети получают карточку с буквой)

Практический

(решение поставленных познавательных, творческих, игровых задач, чередование коллективных, подгрупповых и индивидуальных форм работы, видов детской деятельности посредством применения арт-технологий)

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте составим слово из полученных букв (Весна) Молодцы, вы правильно составили.

Ребята, а что мы знаем о весне?

 1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

 2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья)

 3. Какая птица прилетела первая? Почему? (Грачи; появились первые проталины, где они могут добыть себе пищу – червячков)

 4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть)

 5. Что изменилось у медведя с приходом весны? (Он проснулся)

  6. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег)

 7. Что изменилось у зайца с приходом весны?

 8. Какие вы знаете поговорки о весне?

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Весенний день – что ласковое слово.

Апрель с водой, а май с травой.

Апрельский цветок ломает снежок.

Майская трава и голодного накормит.

Весенний дождь лишним не бывает.

Кто весною по трудился, тот осенью повеселился.

Кто спит весною - плачет зимою.

Увидел грача – весну встречай.

Молодцы ребята!

Рефлексивно-оценочный

(соотношение полученных итогов с выделенными в ходе мотивационно-ориентировочного этапа целями и планом работы на занятии)

Ребята, вам понравилось наша игра?

А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Вы отлично правились со всеми заданиями, правильно составили итоговое слово и  как всегда в игре «Поле чудес» вас ожидает приз! ( дарю детям весенние листочки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»

На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....

"Путешествие в город звуков". Автоматизация звука "Ш".

Занятие по теме автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях....

Развлечение «Путешествие в город звуков и слов» для детей от 6-7 лет.

Развлечение «Путешествие в город звуков и слов»для детей от 6-7 лет....

Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»

формирование представлений у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте....

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...