Тема: «Готовим руку к письму».
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа (далее Программа) разработана на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»; Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации,Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Уставом Центра развития ребёнка.
Одной из недостаточно решенных проблем в теории и практике обучения младших школьников является проблема формирования навыка письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовым для овладения навыками письма в школе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие мелкой моторики руки и подготовка ее к письму.
ЗАДАЧИ:
Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук; развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций.
Воспитательные: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Особенности организации ООД: в основе занятий лежит система приемов от простого к сложному. Занятия проводятся как дополнительная образовательная услуга (20 мин). Учитывая особенности дошкольников рекомендовано проводить ООД по подгруппам по 8-10 ребят.
Структура ООД: 1 часть – Упражнения на развитие координации пальцев рук (пальчиковая гимнастика, выкладывание из геометрических фигур, массаж с мячиками).
2 часть – Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации (штриховка, дорисовка, работа в тетради).
Количество часов в год: 30 часов
Предполагаемый результат: знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки или карандаша, тетради); умение правильно держать ручку, карандаш; свободно ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетрадях с образцами (на печатной основе); самостоятельно писать и рисовать простые элементы, фигуры с последующим усложнением; иметь руку с хорошей развитой моторикой ; ориентироваться на листе, в тетради; выполнять штриховку, закраску, соблюдая правила.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоговое занятие, где оглашаются итоги по поощрениям (печати) за весь период работы по программе, награждения отличившихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ (1 раз в неделю)
Техническое оснащение: принтер для распечатки образцов, бумага, образцы на печатной основе, индивидуальные тетради на печатной основе, простые и цветные карандаши, печати для поощрений, стаканчики для карандашей, индивидуальные папки-конверты.
Литература:
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Развиваем руки, чтоб красиво рисовать и учиться писать»., Ярославль, «Академия развития» 1998г.
Пальчиковая гимнастика
Мальцева И.В. Первые прописи. «Штрихи и пунктиры». Издательство «Карапуз» 1999г.
Мальцева И.В. Первые прописи. «Линии и точки». Издательство «Карапуз» 1999г.
Мальцева И.В. Первые прописи. «Овалы и спиральки». Издательство «Карапуз» 1999г.
Бартковский А.И. «Прежде чем научиться писать». Издательство «Карапуз» 1998г
Георгиева М.О. Прописи для дошколят. Москва 2014г
Георгиева М.О. Готовим руку к письму. Москва 2014г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Готовим руку дошкольника к письму».
Многие родители согласятся с тем, что первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка. Причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Утомляет т...
Консультация для родителей на тему "Готовим руку к письму"
Как с помощью развития мелкой моторики рук повысить уровень речевого развития? В консультации предложены приёмы работы и упражнения по развитию мелкой моторики рук....
Консультация для родителей на тему: «Готовим руку к письму вместе с мамой»
Одной из главных проблем обучения детей с 6 лет, обозначенных ими, является подготовка руки ребенка к письму....
Консультация на тему: "Готовим руку к письму"
Консультация на тему: "Готовим руку к письму"...
Консультация на тему: "Готовим руку к письму" ноябрь 2023 год
В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зерк...
Беседа с родителями на тему: «Готовим руку к письму»
Беседа с родителями на тему: «Готовим руку к письму»В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, н...