Использование игр и игровых упражнений в подготовке дошкольников к обучению грамоте.
статья по обучению грамоте

Вязкова Елена Викторовна
В статье приводятся примеры игр и игровых упражнений в подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrovye_uprazhneniya_po_podgotovke_doshkolnikov.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр и игровых упражнений в подготовке дошкольников

 к обучению грамоте.

          Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Так, для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность.

Начальное школьное обучение русскому языку, с одной стороны, продолжает развивать и совершенствовать речевые навыки (диалогическую и монологическую речь), которые ребенок приобрел до школы, а с другой, предусматривает усвоение некоторых элементов грамматической теории и формирование нового для детей вида речевой деятельности – письменной речи.

Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Психологи (Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают, что вычленение ребенком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития. Установлено также, что обучение ребенка возможно при условии, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности, начинает осознавать элементы языка. Трудности выделения его элементов объясняются тем, что речь выступает для дошкольника, прежде всего, как средство общения. Л.С. Выготский писал: "Первоначально мы встречаем у ребенка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств". В исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, С.Н. Карповой  и других показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка "разведены" звуковая и смысловая стороны слова "Узловым образованием", связывающим разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо, – является звуковой анализ. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове.

     Дети, испытывающие трудности в освоении грамоты, как правило, свободно выделяют в словах только первый и последний звук. Вычленение гласного, следующего за согласным, уже вызывает трудности. Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков. Чаще всего дети могут определять последовательность звуков лишь в односложных словах без стечения согласных (типа мак, кот).      

Состояние фонетико-фонематического слуха и звукового анализа и синтеза далеко не безразлично для дальнейшего обучения ребенка. Развитый фонематический слух необходим не только для успешного обучения грамоте, но и для выработки многих разговорных и орфографических навыков. В качестве предпосылок усвоения орфограмм  детьми с нормальной речью рассматриваются различные лингвистические и  психологические факторы: достаточная сформированность фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, четкость кинестетических, слуховых образов звукового состава слова, познавательная активность в сфере морфологических обобщений, определенный уровень лексико-грамматического строя, достаточно сформированная мотивация, сохранность процессов памяти, мышления, направленность личности, в частности отношение к учению, внутренняя позиция школьника и т.д. Соблюдение правильного ударения, твердости и мягкости согласных, в произносимых словах, определяются в основном развитием речевого слуха.

Нормализация звуковой стороны речи создает условия для дальнейшего ее совершенствования. Формирование морфологических обобщений составляет важнейший элемент этого процесса. На данной основе решаются наиболее существенные задачи: уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе; дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.  Эта работа осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.

Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является также ознакомление с различными способами словообразования. Этому придается большое значение, так как в процессе такой работы развивается способность восприятия и различения значимых частей слова, формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах. Кроме того в лексический словарь следует активно вводить слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия), но выполняющие определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.

Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их форм можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определенной мысли, эти упражнения должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав которых они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложения.

Обогащение словарного запаса осуществляется в определенной последовательности: сначала ребенок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознает значение и функцию данного слова; после уточнения значения слова ему на конкретных примерах показывают, с какими словами может сочетаться в речи новое слово. Так, если вводится в речь слово, выраженное именем существительным, то для показа типичного способа его употребления к нему присоединяют глаголы, имена прилагательные, местоимения, числительные. Если актуализируется глагол, то он должен быть отработан в словосочетаниях, в которых значение глагола определяется в зависимости от лексического значения дополняющего его слова.

 Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. В русском языке, что уже отмечалось выше, много нетипичных форм, т.е. исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются. Недостаточная сформированность общего речевого развития встречается у большинства детей. Преобладание в речи коротких фраз, короткие однозначные ответы, трудности монологической речи могут стать основой трудностей обучения грамоте, овладения системой языка.

Как известно, связная речь характеризуется следующими особенностями: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью (говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объем и характер высказывания, подбирает языковой материал).

Исходя из этого, организация обучения детей с недоразвитием связной речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства. При этом важно учить детей распределять внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний. Чтобы достичь этого, следует предусмотреть систему специальных упражнений (с учетом развития этих умений у каждого ребёнка), в процессе которых педагог должен:

1) создавать ситуацию речевого общения в группе, моделирующую реальное устное общение. С этой целью ему следует (порой в достаточно быстром темпе) сообщать информацию, вызывающую ответную реакцию  детей;

2) побуждать их высказывать  собственное  отношение к тому или иному факту, событию, явлению;

3) добиваться использования усвоенного речевого материала;

4) направлять внимание учащихся на содержание высказываний;     5) предусматривать формирование различных видов связной речи (сообщение, описание, повествование, рассуждение и т.д.).

Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений учащиеся овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. При этом они должны соблюдать правила интонации, порядок слов, использовать союзные слова и союзы, наречия, местоимения.

Далее следует перейти к отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания. Так, обучая детей повествованию (т. е. умению рассказать о прочитанном, увиденном, каких-либо событиях и т.д.), следует направлять их внимание на смену действий и причинно-временную их последовательность. А так как средством выражения этих отношений являются глаголы, то детей с недоразвитием речи надо специально учить выбирать глаголы в определенной (логической) последовательности и опираться на них при построении рассказа.

Очень важно научить ребенка пользоваться средствами межфразовой связи: личными, указательными местоимениями, наречиями, обозначающими место и время действия, — тут, там, тогда, текстовыми синонимами.

Наиболее продуктивными обучающими приемами являются: составление рассказа по серии картинок; соотнесение данных вразбивку предложений с определенными картинками серии; составление начала или конца повествования; составление повествования по ключевым словам, по вопросам, по аналогии с изменением последовательности действия как с опорой на картинку, так и без нее и т.д.

      Необходимые компоненты успешного обучения – развитие внимания и памяти. Неустойчивое внимание, трудности переключения или, наоборот, постоянное отвлечение, низкий объём и неустойчивость памяти, трудности произвольного запоминания также могут осложнить процесс обучения. Исследование показало, что с данной проблемой столкнулись более половины испытуемых.    

     Таким образом, опираясь на анализ литературных данных по данной проблематике, методических рекомендаций по преодолению речевых нарушений, в качестве основных направлений работы мы рассматриваем:

  1. Развитие фонематического восприятия. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза .
  2. Развитие лексико-грамматического строя речи.
  3.  Формирование связной речи.
  4. Развитие познавательной сферы  и  личностных особенностей.
  5. Развитие  зрительно-пространственных  функций и зрительно-моторных координаций.

Работа по данным направлениям осуществляется в три этапа.

            Первый этап.  Развитие фонематического восприятия. Развитие навыка  фонематического анализа и синтеза.

Этот этап направлен на развитие умения слышать звуки в звучащем слове, умения различать слышимые фонемы, логопедические занятия строятся на фонематическом анализе и синтезе слов. Помимо решения основной коррекционной задачи на всем протяжении первого этапа ведется работа над упорядочением лексического запаса, грамматического строя речи и формированием связной речи детей. На данном этапе ведется работа над развитием  слухового внимания, слуховой памяти, развитием зрительного внимания, умением сосредоточиться, переключением и распределением внимания, развитием зрительной памяти.

      Второй этап. Развитие лексико-грамматического строя речи.

На втором этапе занятии происходит: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов (относящихся к различным частям речи) и знакомства с различными способами словообразования и словоизменения; продолжается работа по развитию познавательной сферы детей и развитию зрительно-пространственных  функций и зрительно-моторных координаций.

      Третий этап. Совершенствование связной речи.

Центральное место в процессе развития связной речи учащихся занимает работа над предложением как основной речевой единицей. Осуществляется развитие монологической речи, которое предполагает обучение умению планировать свои высказывания, определять последовательность предложений, избирательно пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, средствами связи слов в словосочетаниях и предложениях). Овладение этими умениями происходит в процессе выполнения следующих видов работ: составление рассказа из отдельных предложений; составление рассказа по вопросам; составление рассказа по картинам (по вопросам и картинам, по серии картин, по сюжетной картине) и др.

    Реализация работы по данным направлениям помогает сформировать базу не только для успешного овладения детьми грамотой, создаётся прочная основа для усвоения в школе детьми знаний на практическом и теоретическом уровнях, а так же предпосылки к формированию универсальных учебных умений и навыков.

Первый этап.  Развитие фонематического восприятия. Развитие навыка  фонематического анализа и синтеза.

Задачи данного этапа:

1.Развитие умения определять наличие заданного звука в слове.

2. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове, находить местоположение заданного звука.

3. Развитие умения определять последовательность и количество звуков в слове.

4. Развитие умения определять место звука по отношению к другим звукам.

5. Развитие звукослогового анализа и синтеза.

6.Расширение объема словаря.

7.Формирование синтагматических связей слова (предполагает точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях).

8. Развитие слухового внимания, слуховой памяти.

9.Развитие зрительного внимания, умения сосредоточиться, переключения и распределения внимания, развитие зрительной памяти.

Виды упражнений:

  1. Развитие фонематического восприятия. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза .

Упражнение 1. «Лото».

Цель: Определение наличия заданного звука в слове.

Ход игры: Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Оборудование: цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов.

  Упражнение 2. «Подумай, не торопись».

Цель: вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

Ход игры:  Детям предлагается:

1)  подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол;

2) вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр;

3 )  подобрать слово, чтобы первый звук был К, а последний Т;

4)   ответить, какое слово получится, если к слогу НО добавить один звук.

    Упражнение 3. «Заколдованное слово»

Цель:  развитие  фонематического слуха и звукового анализа слов.

Ход игры: Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный  грамотный, всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

Речевой материал: камень, горка, вата, вагон, книга, кусты, малина.

   Упражнение 4. «Живые звуки».

Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры: Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок — звук С, другой — О, третий — К. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

Оборудование: карточки  со звуками.

 Упражнение 5. «Слово спряталось»

Цель: Развитие звукослогового анализа и синтеза.

Ход игры: Ребёнку предлагаются  предметные картинки. Он должен выделить первый слог в названии каждой картинки, объединить слоги в слово, прочитать полученное слово.

Речевой материал:

Шура, бабушка – шуба

Камень, шары – каша

Лимон, самолёт – лиса

  1. Развитие лексико-грамматического строя:

Упражнение 1. «Назови части».

Цель: объединение и группировка слов на основе различных семантических признаков.

Ход игры: Возможны два варианта проведения данной игры: а) по картинке, б) по представлению. Воспитатель называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части. Например:

Кот — тело, голова, хвост, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Оборудование: картинки с изображением предметов(животных):

Грузовик — ; дом —...; дерево —... .

Упражнение 2. «Отгадай, что это за животные?»

Цель: Уточнение синтагматических связей глагола и существительного.

Ход игры: Воспитатель называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.

Речевой материал:

Сторожит, грызет, лает (кто это?) — ...

Мяукает, лакает, царапается — ...

Хрюкает, роет землю, чавкает — ...

Ржет, бегает, скачет — ...

Блеет, бодается — ...

Мычит, жует, ходит — ...

Летает, жужжит, жалит — ...

  1. Развитие познавательной сферы.

Упражнение 1.«Запоминайка».

Цель: Развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Ход игры: Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:

сад—сани

сок—шок

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

Упражнение 2.«Повтори и прибавь»

Цель: Развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Ход игры: Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: со звуком  [Ж] —

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

     Второй этап. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Задачи данного этапа:

  1. Расширение объема словаря.
  2. Формирование синтагматических связей слова (предполагает точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях).
  3. Развитие словообразования.
  4. Формирование грамматических значений слова.
  5. Формирование словоизменения.
  6. Развитие логического мышления, понимания причинно-следственных связей.
  7. Развитие зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений;
  8. .Развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики рук;
  9. Развитие конструктивного  праксиса;
  10. Развитие умения выполнять работу в соответствии с инструкцией, развитие произвольного внимания.

Виды упражнений:

  1. Развитие лексико-грамматического строя речи

Упражнение 1.«Два брата ИК и ИЩ».

    Цель: изменение слов с помощью суффиксов –ик- и  -ищ-.

     Ход игры: Воспитатель говорит:

Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел маленький домик, а ИЩ — большой домище. У ИКа был носик, а у ИЩа — носище.

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик — ротище, лобик — лбище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи.

 Делается вывод: если в слове слышится ИК, это значит, что предмет  маленький, а если ИЩ — значит предмет большой.

Воспитатель переходит к следующему этапу работы:

А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ИК или ИЩ. Например, я буду говорить: маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Если я скажу: большой дом, вы говорите: домище.

Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор ( помидорище).

    Упражнение 2. «ОН, ОНА или ОНО».

Цель: Формирование грамматических значений слова ( дифференциация значения рода).

 Ход игры: Детям предлагается сначала отобрать картинки или игрушки, о которых можно сказать ОН или МОЙ; затем картинки или игрушки, к которым можно подобрать слова ОНА или МОЯ. Далее предлагается отобрать картинки или игрушки, к названиям которых подходят слова ОНО, МОЕ.

Оборудование : картинки ( туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, машина, ягода, окно, сок, нож и др.)

   

  Упражнение 3. «Исправь ошибки»

  Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Ход игры: Воспитатель говорит:

- «Жил человек рассеянный на улице Бассейной...» Кто написал про этого рассеянного человека?

Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложения. Вот как он прочитал:«Дед в печи, дрова на печи». Исправьте его.

Речевой материал: «На столе сапожки, под столом лепешки».

    «Овечки в речке, караси у речки».

   «Под столом портрет, над столом табурет».

Упражнение 4. Лото «Два и пять»

Цель: закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Ход игры: Детям раздаются карточки лото с изображением двух и пяти предметов, например: два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т. д. Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой. Выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.

Оборудование: карточки лото, фишки.

  1. Развитие познавательной сферы.

     Упражнение 1. «Выполни по образцу».

Цель: Развитие зрительного внимания, умения сосредоточиться, переключения и распределения внимания, развитие зрительной памяти.

Ход игры: Детям предлагается отметить звезды на карте так же, как показано на картинке.

Оборудование: карточки со звездами, карандаш. (Образец см. рис. 23 в приложении.)

Упражнение 2. «Лабиринт»

Цель: Развитие зрительного внимания, умения сосредоточиться, переключения и распределения внимания, развитие зрительной памяти.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки и рассказывает историю про девочку Машу.

«Маша пошла в лес собирать ягоды. Собрав целую корзинку ягод, Маша стала искать дорогу домой. Вышла на полянку и остановилась у развилки трех тропинок. «Какая же тропинка моя?» - задумалась Маша. Поможем Маше найти самую короткую дорогу домой». Детям предлагается обвести самую короткую тропинку, которая приведет Машу домой.

Оборудование: карточки с лабиринтом (см. приложение рис.24), карандаш.

Упражнение 3. «Лоскутки»

Цель: Развитие зрительного внимания.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением разных ковриков. Объясняет, что коврики немного порвались и нужно поставить на них заплатки. Дается задание: найди заплатку для каждого коврика, соедини её с нужной .

Оборудование: карточки с ковриками и лоскутками (см. приложение рис.25), карандаш.

Упражнение 4. «Что неправильно нарисовал художник ? ».

Цель: Развитие зрительного внимания, умения сосредоточиться; развитие логического мышления, понимания причинно-следственных связей.

Ход игры: Воспитатель раздает детям картинки. Дается задание: рассмотри картинки и расскажи, что перепутал художник. Зачеркни лишний предмет на каждом рисунке.

Оборудование: картинки (см. приложение рис.26), карандаш.

  1. Развитие  зрительно-пространственных  функций и зрительно-моторных координаций.

Упражнение 1. «Право-лево, верх-низ».

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений.

Ход игры: игра проходит в несколько этапов:

а) Расположите на столе перед ребенком игрушки следующим образом: в центре – машинка, справа – кукла, слева – собачка, сзади – зайчонок, спереди – мячик. Попросите ребенка внимательно посмотреть на стоящие перед ним игрушки и ответить на вопросы: «Где стоит машинка?», «Какая игрушка находится слева от машинки?», «А какая справа?», «Какая игрушка стоит перед машинкой?», «А какая позади?».

б)Дайте ребенку листок бумаги и попросите его изобразить квадрат. Затем предложите ему нарисовать круг слева от квадрата, а треугольник – справа от квадрата; прямоугольник выше круга, а ниже треугольника еще один маленький кружок. Когда ребенок закончит рисовать, попросите его рассказать, с какой стороны от круга находится квадрат, и наоборот, и так по каждой фигуре.

 в) Расставьте игрушки вокруг ребенка на небольшом расстоянии и попросите его рассказать, какие игрушки находятся справа от него, а какие слева, какие впереди, а какие сзади.

Оборудование: 5 игрушек ( машинка, кукла, собачка, зайчик, мяч), лист бумаги в клетку, карандаш.

   Упражнение 2. «Нарисуй такую же фигуру».

   Цель: развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики рук;

развитие конструктивного  праксиса.

Ход игры: Детям предлагается нарисовать такую же фигуру по клеточкам.

Усложнение: задание можно провести как «графический диктант». Например: «Одна клетка вверх, две клетки влево, одна вверх, одна влево, одна вверх, две вправо, одна вниз, одна вправо, две вверх, одна влево, три вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, три вниз, одна влево, две вниз, одна вправо, одна вверх, две вправо, одна вниз, одна влево, одна вниз, две влево, одна вниз.» ( рис. 27 а)

  Оборудование: лист бумаги в клетку, карандаш. Рисунки см. в приложении  (рис.27 а,б)

Упражнение 3. «Рыбки спрятались».

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений.

Ход игры: Детям раздаются рисунки, на которых «спрятались» морские обитатели. Дается задание: найди на рисунке десять рыб и три медузы, раскрась их.  

Оборудование: лист бумаги, карандаши. Рисунок см. в приложении (рис.28)

Упражнение 4. «Найди и обведи».

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений.

Ход игры: Детям раздаются рисунки, на которых «спрятались» осенние листья.

Дается задание: найди и обведи кленовый лист - красным, березовый лист – желтым, дубовый лист – зеленым цветом. Какие еще листья видишь на картинке?

Оборудование: лист бумаги, карандаши. Рисунок см. в приложении (рис.29)

Упражнение 5. «Повтори фигуру».

Цель: развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики рук;

развитие конструктивного  праксиса.

Ход игры: Детям предлагается выложить фигуру из палочек по образцу, затем закрыть образец и выложить ее по памяти.

Оборудование: счетные палочки, образцы фигур (см. приложение рис. 30)

     Третий этап. Совершенствование связной речи.

 Задачи этапа:

1.Развитие умения подобрать предложение к заданной схеме и составление схем к предложению.

2. Развитие умения определять количество слов в предложении.

3. Развитие умения определять порядок слов в предложении, находить первое, второе , третье , четвертое и последнее слово в предложении.

4. Развитие умения составить короткий рассказ, используя примерный план или таблицу.

5. Развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

6. Развитие умения составить рассказ по серии сюжетных картинок,

объединять в логической последовательности несколько картинок.

7. Развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
8. Развитие умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания.

Виды упражнений:

  1. Развитие навыка анализа  и синтеза слов в предложении

Упражнение 1. «Составь предложение».

Цель: составление предложений по опорным словам, запись графической схемы предложения.

Ход игры: Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы предложения.

Речевой материал:

а) На тему «Транспорт».

Машина, ехать, дорога.

Самолет, небо, летит, высоко.

 Корабль, большой, волны, плывет.

Шоссе, автомобиль, по, мчится.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

б) На тему «Зима».

Дети, снеговик, слепили.

Дети, санках, на, катаются.

Снежки, мальчики, в, играют.

Земля, покрыть, снег.

Снежинки, падать, тихо.

в) На тему «Весна».

Греет, солнце, жарче.

Деревьях, на, почки, появляются.

Окном, за, тает, снег.

Капает, крыш, с, капель.

Солнце, на, тают, сосульки.

Упражнение 2. «Придумай предложение».

Цель: составление предложений по опорным словам, определение количества слов в предложении.

Ход игры: Играющие заранее договариваются о количестве слов в предложении(3-4). Ведущий называет слово и бросает мяч тому, кто должен составить предложение с заданным словом.  

В качестве опорных слов можно использовать названия предметов, действий, признаков, в том числе: близко, далеко, громко, тихо и т.д.

Оборудование: мяч.

Упражнение 3. «Кто больше?»

Цель: составление предложений по опорным словам-названиям предметов, определение количества слов в предложении.

Ход игры: Детям предлагается составить как можно больше предложений с любыми парами слов-названий предметов, изображенных на рисунке; соединить все возможные варианты пар. Какое предложение получилось самым длинным, сколько в нем слов?

Оборудование: рисунок 20 (см. приложение), карандаш.

Упражнение 4. «Слово спряталось».

Цель: определение порядка слов в предложении, нахождение  первого, второго , третьего , четвертого и последнего слова в предложении.

Ход игры: Предлагается слово(иллюстрация). Взрослый называет предложения, детям необходимо найти заданное слово и назвать его место в предложении.

Речевой материал: заданное слово – кошка

Предложения: Кошка – домашнее животное.

                         У меня дома живет кошка.

                         Мою любимую кошку зовут  Мурка.

                         Моя кошка очень ласковая.

                         Я очень люблю кошку Мурку.

  1. Развитие связной речи

Упражнение 1. «Составь рассказ по картинке»

Цель: составление короткого рассказа, используя примерный план.

Ход игры: Составь рассказ по картинке, используя примерный план:

  1. Когда дети пришли в лес?
  2. Как они одеты?
  3. Что у них в руках?
  4. Что (кого) они видели в лесу?

       5.Что они принесут из леса  домой?

Подумай, как будет выглядеть тот же лес зимой. Как будут одеты дети? Во что они будут обуты?

Упражнение 2. «Составь рассказ, используя графический план».

Цель: составление рассказа, используя графический план.

Тема: «Весна».

Ход игры: Детям предлагается составить рассказ, используя графический план.

 Оборудование: графический план из 6 рисунков (см. приложение рис. 21):

1.Солнце, дождь – погода  весной;

2.Береза – появляются первые почки;

3.Проталинка – первоцветы на проталинках;

4.Стая – перелетные птицы;

5.Ежи – животные пробуждаются от спячки;

6.Бабочка – появляются насекомые.

Примерный рассказ по таблице:

        Весна.

 Наступила весна. Солнышко светит ярче, с крыш закапали сосульки. Снег тает, и на первых проталинках появляются подснежники. Перелётные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные пробуждаются от зимней спячки, у них рождаются детеныши. Появляются первые насекомые.

      Данное упражнение можно проводить по разным лексическим темам, используя аналогичные планы-таблицы.

Упражнение 3. «Пойми меня».

Цель: развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше воспитатель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что в ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом он рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Оборудование: коробочка, предметные  картинки.

Упражнение 4. «Что сначала, что потом?».                                                    

    Цель: определение последовательности событий на картинках (установление причинно-следственных связей) и составление короткого рассказа с опорой на иллюстрации.

Ход игры: Детям предлагается определить последовательность событий на картинках и составить короткий рассказ.

Оборудование: серия сюжетных картинок ( см. приложение рис.22 вариант А и Б ).

Упражнение 5.«Распространи предложение».

Цель: развитие умения строить длинные предложения, опираясь на наводящие вопросы.
Ход игры: Детям предлагается продолжить и закончить начатое воспитателем предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … .

Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»

Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....

Использование нейропсихологических упражнений при подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не пр...