конспект занятия по развитию речи "Весна"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Наталья Викторовна Горбунова

Конспект   образовательной деятельности по речевому развитию  в подготовительной группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx82.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   образовательной деятельности по речевому развитию  в подготовительной группе

Тема: «Весна»

 Цель: обобщение знаний детей по лексической теме «Весна»

Ход:

 Весна: « Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, а зовут меня …..

 Слайд:1
 - Ребята, а какие слова вам помогли догадаться, что я весна? (раскрываю почки …)
 Весна: Ребята, а вы знаете, что у меня сейчас много дел. (Читаю стихотворение)

«Нужно все сосульки, с наших крыш убрать,
Птиц принять, что с юга, будут прилетать.
Да ещё расчистить место для травы..
Всех не перечислить хлопот у весны»
 Весна: Ребята я предлагаю вам поиграть  и что знаем о весне рассказать.
А для начала давайте назовем, по каким признакам мы определяем, что наступила весна?
Предположительные ответы детей:

 -небо стало высокое и голубое;
- солнце светит ярко и пригревает;
- на солнце снег начинает таять;
- появились первые проталины;
- ночи стали короче, а дни длиннее;
- побежали весёлые ручейки;

 -зимнею одежду поменяли на лёгкую, весеннею;

 -прилетают перелётные птицы, строят гнёзда;
 Весна: Молодцы! Справились с заданием. А теперь, меня  не огорчайте, весенние месяцы по порядку называйте.

Дети: Март. Апрель. Май. 
Весна: А вы знаете ребята, как раньше в старину называли весенние месяцы:
Март - протальником.
Как вы думаете, почему его так называют?
Предположительные ответы детей (потому что появлялись первые проталины)
Апрель – снегогон.
( солнце светит ярче, пригревает, снег тает, бегут ручьи)
Май – травень.
( Появляется свежая травка, на деревьях распускаются почки. Появляются листочки )
 Весна: Посмотрите на картинке и скажите, какая картинка, к какому времени года подходит и почему?

Слайд 2

Ответы детей: 
Первая картинка – это март. Потому что, ещё везде лежит снег, но уже появляются первые проталинки.…

Слайд 3

Вторая картинка – апрель. Бурно тает снег, бегут ручьи. На реках начинается ледоход. Появляются первые цветы…  

Слайд 4

Третья картинка - май. Май последний месяц весны, самый тёплый.…

Весна: Молодцы!
Послушайте стихотворение  и скажите, кто является главным помощником весны? 
(весна читает стихотворение)
У Весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинок.

Выполз первый сонный жук.
Слайд  5
Предположительные ответы детей: солнышко. Потому что от его тепла всё просыпается…
Весна: Посмотрите в окно, какая сегодня погода (пасмурная, солнечная) 
Я вам предлагаю сделать солнышко. 
Игра «Подбери слово»
Солнце, какое? (На полу лежит круг, дети, говоря слово, разворачивают ленточкулучик). Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. 

Физкультминутка: «Весну звали»
Весна: А вот и следующее для вас задание. Я буду говорить слова, а вы подумайте какое слово, будет лишнее и почему:
Весна: Капель, проталина, урожай, сосулька. 
Дети (урожай, потому что урожай собирают осенью)
Весна: Подснежник, весна, листопад, грач.

Дети: (листопад, потому что листопад бывает осенью)
Весна: Таять, капать, набухать, заготавливать.

Дети: (заготавливать, потому что заготовки тоже делают осенью)
Весна: Март, апрель, декабрь, май.

Дети: (декабрь, потому что декабрь это зимний месяц)


Весна: Следующее задание «Предложение рассыпалось»
Я вам прочитаю слова, а вы составьте с ними предложение о весне. 
Весна, солнышко, греть, сильно.
Дети:  Весной солнышко греет сильно.
Весна: Сосульки, крыши, дома, висят, на.
Дети: На крышах домов висят сосульки
Весна: Проталинки, снег, появились, из-под.
Дети: Из – под снега появились проталинки
Весна: Дороги, ручьи, бежать, весело, по.
Дети: По дороге бегут ручьи.
Весна: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и отгадать загадки.
У занесённых снегом кочек, 
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек.
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)

В голубенькой рубашке.

Бежит по дну овражка, (Ручеёк)

Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И как маленькие точки,
На ветвях набухли ….. (Почки)

Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап - кап-кап - звенит….. (Капель)

Веселится весь народ,
Льдины двинулись в поход!
Мы на речке каждый год.

Наблюдаем…… (Ледоход) 

Стихи детей 2-3

Слайд 6 
 Весна: Говорят, что птицы приносят весну на крыльях, как называются птицы, которые прилетают весной? 
Дети: Перелётные
Весна: А что птицы делают весной?
Дети: Готовят гнёзда, высиживают птенцов…
Весна: - Дидактическая игра «Перелетных птиц назовите, слова хлопками на слоги разделите, в нужное гнездо птицу поселите» 

 


Весна: - Молодцы! 
Солнце радостно смеётся 
Звон капели раздаётся.
Ручейки звенят, бегут.
Птицы весело поют.
Шагает по земле весна,
В гости к нам она пришла.
Солнце дарит всем улыбку и 
Тепло своих лучей
Маленькую  птичку  возьми дружок скорей!

 

Весна: Лепка «Жаворонок» (солёное тесто) 

Ну, вот наступает 22 марта – вторая встреча весны – день весеннего равноденствия, т.е. день, становится равен ночи и начинается настоящая весна. На Руси этот день называют «Сороки» или «Сорок сороков – сорок мучеников». Почитание сорока святых. В народе считается, что на сороки сорок птичек на Русь пробирается, чтобы людям в делах помогать. И первая из них - жаворонок. На Руси в народе говорили: " сорок сороков – жаворонки летят, весну на крыльях несут". У птиц есть один секрет - волшебные золотые ключи. Каждую осень злая старуха зима запирает в темную темницу красавицу весну, а жаворонки, возвращаясь с юга, открывают эту темницу и освобождают весну. Люди старались помочь птицам принести на крыльях весну. Для этого специально пели необычные песенки - заклички. Вот послушайте одну из них:

Закличка:

 Жаворонок, жаворонок

Возьми себе зиму

А нам отдай весну

Возьми себе сани

А нам отдай телегу.

По традиции, к началу этого праздника мамы и бабушки делали из теста маленьких птичек - "жаворонков". Тесто ставили подходить на солнышко, что бы бог вошёл в него. Внутрь каждого жаворонка прятали льняное семечко (для хорошего урожая). Птички должны быть аппетитные с хрустящей корочкой. Затем раздавали жаворонков детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели», тем самым благословляя их. А вы хотите слепить из теста такого жаворонка? (рассматриваем с детьми образец жаворонка).

Практическая часть:

 Весна: Возьмем кусочек теста в руки. Какое оно? (мягкое, тянется). Из чего делают солёное тесто? (муки, воды,  соли  ). У нас с вами уже готовая лепёшечка для жаворонка. Нам необходимо сделать 4 надреза по схеме с помощью ножа. Верхний кончик - головка жаворонка, а нижний - хвостик. Боковые части – крылышки. Свободные полосочки сложим на спинке в виде крестика. При помощи ножа оформить крылья и хвост жаворонка. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из изюминок. (Дети лепят жаворонков).  

https://i07.fotocdn.net/s18/170/public_pin_l/20/2510820265.jpg

Весна:  Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились. А что же делали с этими птичками? Дети поднимали жаворонков над головой и зазывали весну.  

Жаворонок!

В наше небо залети

Нашу землю освети

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови.

 Ну а мы своих жаворонков в небо не отпустим, а разместим на нашей выставке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...