Консультация для воспитателей групп дошкольного возраста "Подготовка к обучению грамоте"
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. Наша задача - сделать процесс обучения интересным, понятным и доступным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx | 337.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к обучению грамоте.
Консультация для воспитателей детского сада.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально - практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Основные задачи специальной подготовки детей к обучению грамоте – развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей к языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей, поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, связной речи, формирование грамматического строя речи.
В процессе ознакомления со словом выделяют два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы. С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют предметы, их свойства и качества. С понятием «слово» можно знакомить детей с помощью словарных упражнений, упражнений на словообразование, а также средств художественной литературы и фольклора. Например:
Очень-очень вкусный пирог
Я хотел устроить бал,
И я гостей к себе…….
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …..
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости …..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек…..
Потом подвинул стул и сел
И пирог в минуту……
Когда же гости подошли,
То даже крошек …… Д. Хармс
Упражнение «Из чего сделана посуда» Проводится с перекидыванием мяча. Педагог называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан. Например: Вилка из металла – металлическая. Стакан из стекла – стеклянный. Ваза из хрусталя – хрустальная. Ложка из дерева – деревянная. Тарелка из пластмассы – пластмассовая. Чашка из фарфора – фарфоровая.
Соедини предметы, названия которых звучат похоже
|
Последовательность ознакомления детей с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. Для этого можно использовать небольшие рассказы из 3-4 предложений со знакомым детям содержанием, обозначить количество предложений и привести пример:
«Мальчик читает книгу. Это предложение. В нем говорится о мальчике и о том, что он читает книгу. Запишите предложение в виде схемы. (Три прямоугольника
Назвать первое слово в предложении. (Мальчик) Назвать второе слово в предложении. (Читает) Назвать третье слово в предложении. (Книгу)»
Примеры сопровождаются подсчетом слов в предложении, установлении их последовательности, составлением предложений из разного числа слов. На начальном этапе обучения для анализа целесообразно использовать простые предложения без предлогов и союзов, состоящие из 2-3 слов. Важно сформировать у детей представления о том, что про каждый предмет (объект, явление) можно сказать предложение, что предложение состоит из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложений. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:
- придумывание предложения с заданным словом в определенном положении,
- составление предложений по картинам,
- придумывание названий к текстам.
С самого начала целесообразно использовать схемы предложений, варианты графической записи предложений в соответствии со слоговым составом, затем формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядность.
Задачей работы по ознакомлению со слоговым строением слова является формирование у детей умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов. На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых, открытых слогов, произношение и написание которых совпадают. Называть их можно частями слова, постепенно вводя термин «слог». Важно также познакомить детей с приемами подсчета слогов на основе зрительных, слуховых или тактильно-мышечных ощущений. Для обучения детей умению определять слоговую структуру слов в предшкольном возрасте используют слова, состоящие из трех частей (ма-ши-на, ба-ран-ка), и только потом слова односложные (кот, дым). Анализ слов делается по схемам (по аналогии с составом предложения).
Под каждым предметом раздели прямоугольник на столько частей, сколько слогов в названии этого предмета. Обведи короткое слово. |
В 5-6 лет ставится задача формирования у детей умений производить звуковой (фонемный) анализ слов. Работа эта ведется в следующей последовательности: учить выделять в произношении заданный звук, сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении; определять на слух звук, который встречается в ряду из 4-5 слов, замечать слова с заданным звуком в речи, подбирать слова с заданным звуком. К 6-7 годам технология звукового анализа слов должна совершенствоваться: ребенку предлагается не только выделить звук в слове, но и дать ему характеристику (гласный, звонкий или глухой согласный, твердый или мягкий согласный); составить схему звукового состава слова на основе общепринятых символов, а к концу обучения – полный звуковой анализ в уме (во внутреннем плане).
При организации знакомства детей с буквами необходимо использовать буквы печатного шрифта, одновременно упражняя детей в их написании, объясняя, что буква – это символ звука (звуков), что буквами пишут звуки.
Соедини букву с картинкой, название которой начинается с этой буквы
|
Напиши в квадрате под каждым предметом букву, с которой начинается его название. Прочитай, как зовут девочку, мальчика
|
В подготовительной к школе группе с опорой на звуковой аналитико-синтетический метод детей обучают чтению – к школе дети могут читать простые слова, надписи, короткие предложения.
Параллельно решаются задачи по ориентировке детей на линейном пространстве листа бумаги в клетку, по подготовке руки и глаза к обучению письму, по знакомству с правилами письма. При подготовке к обучению письму важно потренировать детей ориентироваться на листе бумаги по направлениям (вверху – внизу, правый верзний угол – левый нижний, первая, вторая клетка снизу – четвертая, пятая клетка сверху и пр.). Для этого подойдут зрительные и слуховые «диктанты», индивидуальные задания в развивающих руку тетрадях.
Важно также отрабатывать у детей умение управлять движениями пишущей руки в соответствии с поста вленной задачей (штриховка, рисование бордюров, упражнения в написании элементов прописных букв).
Источники:
Бережнова О.В. «Подготовка к обучению грамоте» Методические рекомендиции к программе «Мир открытий». Образовательная область «Речевое развитие». БИНОМ Лаборатория знаний. Москва 2018
Е.В. Колесникова «Звуки и буквы». Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет, учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы» М., «Просвещение» 2021
Интернетресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...
«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ
Цель моего выступления, продемонстрировать систему приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...
Консультация для воспитателей групп дошкольного возраста
Консультация для воспитателей групп дошкольного возраста "Маленькие исследователи"...
Консультация для воспитателей и родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционально...
Консультация для воспитателей. Презентация "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"
Консультация для воспитателей: "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"....
Консультация для воспитателей. «Структура образовательной деятельности по обучению грамоте детей дошкольного возраста».
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лице...
Консультация для воспитателей группы комбинированной направленности " Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте"
Цель познакомить воспитателей с системой игр и упражнений, основанных на звуковом методе подготовки детей к обучению чтению....