Звуковой анализ слова.
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа)

Кульсаитова Залия Равиловна
Звуковой анализ слова. 
Задачи: закрепить продолжать обучение детей звуковому анализу слов, умение различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; учить называть слова с заданным звукам, закреплять знание о слово различительной роли
Словарная работа: активизировать словарь детей: звук, слог, слово, предложение, схема.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.pptx2.69 МБ
Файл obuchenie_gramote.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ слова «СЛОН»

Слайд 2

Сегодня утром нам принесли какую - то сундук. Интересно , что – же там лежит? Как вы думаете? ( Дети высказывают свои предположения ).

Слайд 3

Прежде чем начать наше занятие по обучению грамоте, давайте ее откроем и посмотрим что там.(Открываю коробку, достаю письмо и глобус) Вы знаете, что это? Вместе с глобусом еще лежат письмо и темный пакет.

Слайд 4

Здесь написано, что адресовано вам. А вот отправитель ни на коробке, ни на письме не указан. Лишь какая – то загадка. Вы смышленые и сможете, отгадав загадку, узнать, для чего нам эти предметы. Материк лежит большой. Самый жаркий и сухой, Там и лето круглый год. Кто его мне назовет? ( Африка) Видимо , мы должны на глобусе найти этот материк, помогите мне. (Дети показывают на глобусе Африку) .

Слайд 5

Что же в письме? (читаю) Жили - были в Африке с древней старины Дикие огромные серые слоны. Где баобабы вышли на склон Жил отдельно на поляне красный слон. Звери смеялись, шутили о нём: «Ай да красавчик — красный, как дом! » Слон улыбнулся, слон их простил, Но, почему-то вдруг загрустил. Грустный слоник добрый очень И душа его чиста, Но сейчас он ищет друга, Слушай. может быть, тебя! - По всей видимости, отправитель и есть Красный слон. Не мог он больше оставаться в Африке, отправился на поиски друзей. Давайте оставим его у себя? (Достаю из коробки игрушку красного слона). А вот и он сам: грустный слоник в небо смотрит, видит в небе красоту. И махнув ей в след ушами, бросает горькую слезу.

Слайд 6

Артикуляцирнная гимнастика «Слон». Мы можем на время оставить слона у себя. Пока ему не станет весело. Попробуем поднять ему настроение? Изобразим слона? Повторите за мной: Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Прижмите плотно ухо к плечу. Руку вытяните вперед как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку (8, начиная от центра и далее вверх против часовой стрелки. Когда рука рисует нижнюю часть восьмерки (опускается вниз, надо слегка согнуть колени. Когда рука поднимается, рисуя верхнюю часть - колени выпрямляются. Хоботок слоненок тянет, он вот – вот банан достанет. Губки в трубочку сложи и слоненку покажи. Подражаю я слону, губы трубочкой тяну-у-у-у. (Упражнение выполняется медленно, делается глубокий вдох). Повторите 3-5 раз, затем поменяйте руки.

Слайд 7

Игра «Кто внимательный? » -Что мы только что произносили? (звук) - Какие бывают звуки? (гласные, согласные) . – Чем согласные звуки отличаются от гласных? (согласный звук состоит из шума или шума и голоса, гласный состоит только из голоса; при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду, гласные звуки проходят через рот свободно, без преград) . – Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие) – Какими фишками обозначаются гласные звуки, мягкие согласные звуки, твердые согласные звуки? (красными, зелеными, синими) . - Присаживайтесь за столы. Давайте поиграем, а то наш слон снова заскучал. Положите фишки перед собой. Если я назову гласный звук, вы поднимете красную фишку; если я назову твердый согласный звук, вы поднимете…. какую фишку? (синюю) . Если я назову мягкий согласный звук, вы поднимете…. какую фишку? (зеленую) . (Называю вперемежку 8 – 10 звуков, дети на каждый звук поднимают соответствующие фишки.)

Слайд 8

Звуковой анализ слова «слон». Слон — очень аккуратный зверь, Ты слухам про него не верь, Болтает чей-то злой язык, Завидуя, что он велик. - У меня на доске изображение большого слона, а перед вами карточки с изображением небольших слонов. Поработаем со звуками в слове «слон». (На доске – картинка слон, один ребенок работает у доски, остальные — на местах) . (Уточняю артикуляцию при произнесении звуков детьми: положение губ, языка и зубов) .

Слайд 9

?

Слайд 10

С Л Н О

Слайд 11

Характеристика звука Звук С — согла сный , его нельзя петь , язык , губы и зубы мешают свободному прохождению воздуха , не открывается рот , есть преграды . Звук « С » носит сини й костюмчик и живёт в синем домике звуков . Каким цветом мы будем обозначать звук « С » ? ( Синий кружок ).

Слайд 12

Характеристика звука [Л] Звук Л — согла сный , его нельзя петь , язык , губы и зубы мешают свободному прохождению воздуха , не открывается рот , есть преграды . Звук « Л » носит сини й костюмчик и живёт в синем домике звуков . Каким цветом мы будем обозначать звук « Л » ? ( Синий кружок ).

Слайд 13

Характеристика звука [О] Звук О — гласный , его можно петь , язык , губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха , посмотрите как широко открывается рот , нет преграды . Звук « О » носит красный костюмчик и живёт в красном домике гласных звуков . Каким цветом мы будем обозначать звук « О » ? ( Красный кружок ).

Слайд 14

Звук Н — согла сный , его нельзя петь , язык , губы и зубы мешают свободному прохождению воздуха , не открывается рот , есть преграды . Звук « Н » носит сини й костюмчик и живёт в синем домике звуков . Каким цветом мы будем обозначать звук « Н » ? ( Синий кружок ).

Слайд 15

С С Л Л О О Н Н

Слайд 16

Игра «Ловишки» Ребята , предлагает Вам поиграть в игру « Ловишки » с закрытыми глазами и поймать звук « О ». Закройте глазки , слушайте внимательно и хлопните в ладоши , когда услышите звук - « О ». О , У, И, О, А, И, А, У, О , Ы, О , ... ОН , УХ, ОМ, АМ, О К , АК, … О п , ам , уп , оп , ах , о х , их , им , он … Абажур , обувь , Англия , Оля , инжир , айва , ура , ананас , обезьяна , артист , осень , адвокат , облоко , индюк , …

Слайд 17

МОЛОДЦЫ , ВСЕ ХОРОШО ПОРАБОТАЛИ, ЗАНЯТИЕ ЗАКОНЧЕНО


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ слова «СЛОН»

Слайд 2

Сегодня утром нам принесли какую - то сундук. Интересно , что – же там лежит? Как вы думаете? ( Дети высказывают свои предположения ).

Слайд 3

Прежде чем начать наше занятие по обучению грамоте, давайте ее откроем и посмотрим что там.(Открываю коробку, достаю письмо и глобус) Вы знаете, что это? Вместе с глобусом еще лежат письмо и темный пакет.

Слайд 4

Здесь написано, что адресовано вам. А вот отправитель ни на коробке, ни на письме не указан. Лишь какая – то загадка. Вы смышленые и сможете, отгадав загадку, узнать, для чего нам эти предметы. Материк лежит большой. Самый жаркий и сухой, Там и лето круглый год. Кто его мне назовет? ( Африка) Видимо , мы должны на глобусе найти этот материк, помогите мне. (Дети показывают на глобусе Африку) .

Слайд 5

Что же в письме? (читаю) Жили - были в Африке с древней старины Дикие огромные серые слоны. Где баобабы вышли на склон Жил отдельно на поляне красный слон. Звери смеялись, шутили о нём: «Ай да красавчик — красный, как дом! » Слон улыбнулся, слон их простил, Но, почему-то вдруг загрустил. Грустный слоник добрый очень И душа его чиста, Но сейчас он ищет друга, Слушай. может быть, тебя! - По всей видимости, отправитель и есть Красный слон. Не мог он больше оставаться в Африке, отправился на поиски друзей. Давайте оставим его у себя? (Достаю из коробки игрушку красного слона). А вот и он сам: грустный слоник в небо смотрит, видит в небе красоту. И махнув ей в след ушами, бросает горькую слезу.

Слайд 6

Артикуляцирнная гимнастика «Слон». Мы можем на время оставить слона у себя. Пока ему не станет весело. Попробуем поднять ему настроение? Изобразим слона? Повторите за мной: Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Прижмите плотно ухо к плечу. Руку вытяните вперед как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку (8, начиная от центра и далее вверх против часовой стрелки. Когда рука рисует нижнюю часть восьмерки (опускается вниз, надо слегка согнуть колени. Когда рука поднимается, рисуя верхнюю часть - колени выпрямляются. Хоботок слоненок тянет, он вот – вот банан достанет. Губки в трубочку сложи и слоненку покажи. Подражаю я слону, губы трубочкой тяну-у-у-у. (Упражнение выполняется медленно, делается глубокий вдох). Повторите 3-5 раз, затем поменяйте руки.

Слайд 7

Игра «Кто внимательный? » -Что мы только что произносили? (звук) - Какие бывают звуки? (гласные, согласные) . – Чем согласные звуки отличаются от гласных? (согласный звук состоит из шума или шума и голоса, гласный состоит только из голоса; при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду, гласные звуки проходят через рот свободно, без преград) . – Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие) – Какими фишками обозначаются гласные звуки, мягкие согласные звуки, твердые согласные звуки? (красными, зелеными, синими) . - Присаживайтесь за столы. Давайте поиграем, а то наш слон снова заскучал. Положите фишки перед собой. Если я назову гласный звук, вы поднимете красную фишку; если я назову твердый согласный звук, вы поднимете…. какую фишку? (синюю) . Если я назову мягкий согласный звук, вы поднимете…. какую фишку? (зеленую) . (Называю вперемежку 8 – 10 звуков, дети на каждый звук поднимают соответствующие фишки.)

Слайд 8

Звуковой анализ слова «слон». Слон — очень аккуратный зверь, Ты слухам про него не верь, Болтает чей-то злой язык, Завидуя, что он велик. - У меня на доске изображение большого слона, а перед вами карточки с изображением небольших слонов. Поработаем со звуками в слове «слон». (На доске – картинка слон, один ребенок работает у доски, остальные — на местах) . (Уточняю артикуляцию при произнесении звуков детьми: положение губ, языка и зубов) .

Слайд 9

?

Слайд 10

С Л Н О

Слайд 11

Характеристика звука Звук С — согла сный , его нельзя петь , язык , губы и зубы мешают свободному прохождению воздуха , не открывается рот , есть преграды . Звук « С » носит сини й костюмчик и живёт в синем домике звуков . Каким цветом мы будем обозначать звук « С » ? ( Синий кружок ).

Слайд 12

Характеристика звука [Л] Звук Л — согла сный , его нельзя петь , язык , губы и зубы мешают свободному прохождению воздуха , не открывается рот , есть преграды . Звук « Л » носит сини й костюмчик и живёт в синем домике звуков . Каким цветом мы будем обозначать звук « Л » ? ( Синий кружок ).

Слайд 13

Характеристика звука [О] Звук О — гласный , его можно петь , язык , губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха , посмотрите как широко открывается рот , нет преграды . Звук « О » носит красный костюмчик и живёт в красном домике гласных звуков . Каким цветом мы будем обозначать звук « О » ? ( Красный кружок ).

Слайд 14

Звук Н — согла сный , его нельзя петь , язык , губы и зубы мешают свободному прохождению воздуха , не открывается рот , есть преграды . Звук « Н » носит сини й костюмчик и живёт в синем домике звуков . Каким цветом мы будем обозначать звук « Н » ? ( Синий кружок ).

Слайд 15

С С Л Л О О Н Н

Слайд 16

Игра «Ловишки» Ребята , предлагает Вам поиграть в игру « Ловишки » с закрытыми глазами и поймать звук « О ». Закройте глазки , слушайте внимательно и хлопните в ладоши , когда услышите звук - « О ». О , У, И, О, А, И, А, У, О , Ы, О , ... ОН , УХ, ОМ, АМ, О К , АК, … О п , ам , уп , оп , ах , о х , их , им , он … Абажур , обувь , Англия , Оля , инжир , айва , ура , ананас , обезьяна , артист , осень , адвокат , облоко , индюк , …

Слайд 17

МОЛОДЦЫ , ВСЕ ХОРОШО ПОРАБОТАЛИ, ЗАНЯТИЕ ЗАКОНЧЕНО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определенияпоследовательности звуков в слове: выделять данную последовательностьнужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационнымвыд...