Буклет по обучению грамоте
консультация по обучению грамоте (старшая группа)
Основной целью программы по обучению грамоте дошкольников является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буклет по обчению грамоте | 192.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание: составьте
звуковые схемы для слов
Основной целью
программы
по обучению
грамоте дошкольников
является выработка у детей умения ориентироваться
в звуко-буквенной системе родного
языка и на этой
основе – развитие интереса и
способностей к чтению.
Консультация для родителей по теме «Звуковой анализ слова» (подготовка к обучению грамоте).
Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:
Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает - ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласных звуков: А О И У Ы Э
Для того, чтобы определить какой звук- гласный или согласный- нужно сравнивать звуки по их произношению. Произнесению согласных звуков мешают губы, зубы или язык (например, при произнесении звука «М»- мешают губы, звуков «С», «З»-мешают зубы). ЕСТЬ некоторые согласные, которые мы как и гласные, можем пропеть- например, звуки: «РРРРРР», «МММММ», «ЗЗЗЗЗ»- но следует помнить, что при их произнесении встречаются преграды. («р»-язык, «м»-губы, «з»-язык).
Согласные звуки в свою очередь бывают твердыми и мягкими. Чтобы определить твердость- мягкость предлагаем детям обратить внимание на губы. При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются (произнесите слова «кино», «пальто»), а при произнесении согласного звука
мы «как будто сердимся»(«кот», «палка»).
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО:
ЗВУКИ «Ч», «Щ», «й» – ВСЕГДА МЯГКИЕ
ЗВУКИ «Ж», «Ш», «Ц» – ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ.
Твердые и мягкие звуки могут быть звонкими и глухими. Чтобы это проверить предлагаем ребенку ладонь положить на шею, и послушать- спит ли наше горлышко, или громко песенки поет (чувствуем вибрацию голосовых
связок). (для сравнения приложите ладонь к горлышку и произнесите слова: «СЕНО», «ЗОНТ» произнося звук «с»- ничего не чувствуем, произнося звук «з»- горлышко вибрирует).
Для примера, рассмотрим звуковой анализ слова КНИГА.
Сначала нужно определить количество слогов в слове (их можно прохлопать, прощелкать пальцами).
Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.
1.мы должны определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно («К» «НЬ» «И» «Г» «А»), одновременно вести указкой под схемой.
2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный- твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик, согласный мягкий – зеленый.
В работе это выглядит так:
Книга - .К» «НЬ» «И» «Г» «А»
1ый звук «К» - твердый согласный, обозначается синей фишкой.
2ой звук «НЬ» - мягкий согласный, обозначается зеленой фишкой
3ий звук «И» - гласный, обозначается красной фишкой
4ый звук «Г» - твердый согласный, обозначается синей фишкой
5ый звук «А» - гласный, обозначается красной фишкой.
Вопросы и задания:
1.Какие гласные в слове книга?(«и», «а»)
2.Какой ударный звук? («и»)
3.Произнеси слово с ударением («книиига»)
4.Какой мягкий согласный? («нь»)
5.Какой 2ой твердый согласный? («г»)
6.Какой первый согласный звук? («к»
ИГРЫ СО СЛОВАМИ.
Игры со словами развивают интеллект. В таких играх ребёнок проявляет сообразительность и внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их.
Игра «Кто больше назовёт предметов…» (мебели, посуды, одежды и т. д.).
Игра «Кто больше назовёт слов на букву…» («Б», «К», «С» и т. д.).
Игра «Подбери похожее слово, подходящее по рифме». Сначала нужно объяснить ребёнку, что такое рифма, как складываются (рифмуются) слова в стихотворении. А потом можно поиграть в слова по типу «пышка – мышка», «Маша – Даша», «кошка – ложка» и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Использование приёмов мнемотехники при обучении грамоте"
Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерност...
Буклет "Как подготовить ребёнка к школе по обучению грамоте"
В буклет внесены задания, игры на нахождения звуков и логопедические стихи с помощью , которых детям легче запоминаются звуки....
Буклет - памятка для родителей "Обучение грамоте по средствам игр и упражнений"
В дошкольном возрасте очень важно развивать фонематический слух. В буклете предложена небольшая часть игр с родителями в домашних условиях....
Буклет для родителей "Обучение грамоте и развитие фонематического слуха"
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:Наша речь состоит из предложений.Предложение - это законченная мысль.Предложения состоят из слов.Слова состоят из звуков.Звук - эт...
Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"
Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"...
Буклет «Дидактические игры по обучению грамоте»
Буклет«Дидактические игры по обучению грамоте»...
Буклет_-_Шпаргалка_для_родителей._Обучение_грамоте_и_развитие_фонематического_слуха
Шпаргалка_для_родителей._"Обучение_грамоте_и_развитие_фонематического_слуха"...