Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме: «Звук и буква «Х».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Вершинина Татьяна Павловна

Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме: «Звук и буква «Х».

 Цель: Знакомство детей со звуком [Х], с буквой «Х».

Задачи:

Образовательные.

  • Закреплять умение воспитанников давать характеристику звука X.

Коррекционно-развивающие:

  • Закреплять умение детей дифференцировать звук X в слогах, словах и предложениях;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать мыслительную деятельность;
  • Развивать фонематический слух;

Воспитательные

  • Воспитывать у детей позитивного отношения к занятиям;
  • Воспитывать у детей культуру поведения на фронтальных занятиях.

Оборудование: компьютер, проектор, тетради в клетку, простые и цветные (синий, красный) карандаши на каждого ребёнка. Предметные картинки:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_h.docx436.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме: «Звуки и буква «Х».

 Цель: Знакомство детей со звуком [Х], с буквой «Х».

Задачи:

Образовательные.

  • Закреплять умение воспитанников давать характеристику звука X.

Коррекционно-развивающие:

  • Закреплять умение детей дифференцировать звук X в слогах, словах и предложениях;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать мыслительную деятельность;
  • Развивать фонематический слух;

Воспитательные

  • Воспитывать у детей позитивного отношения к занятиям;
  • Воспитывать у детей культуру поведения на фронтальных занятиях.

Оборудование: компьютер, проектор, тетради в клетку, простые и цветные (синий, красный) карандаши на каждого ребёнка. Предметные картинки:

 

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2013/02/%D1%85-269x300.png

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Примечание

1

 Организационный момент

Создание положительной мотивации:

-- Ребята, каждое утро заходя в группу вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.

Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки!  (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)

Хлоп-хлоп-хлоп!       (3 хлопка в ладоши.)

Здравствуйте, ножки!   («Пружинка».)

Топ-топ-топ!  (Топают ногами.)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)

Плюх-плюх-плюх!  (3 раза слегка похлопывают по щекам.)

Пухленькие щечки!   (Круговые движения кулачками по щекам.)

Плюх-плюх-плюх!  (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)

Здравствуйте, губки!  (Качают головой вправо-влево.)

Чмок-чмок-чмок!   (3 раза чмокают губами.)

Здравствуйте, зубки!  (Качают головой вправо-влево.)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)

Здравствуй, здравствуй, язычок!  (3 раза наклоняют голову вперед.)

Чок-чок-чок!  (3 раза щелкают языком.)

Выполняют

2

Артикуляционная гимнастика

Акустико-артикуляционный образ звуков. 

 Постановка  звука [х]

Постановка звука [Х] по подражанию.

а).  -  Звук [Х] легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

      - Предложите представить ребёнку, что он оказался на сильном морозе. Что бывает с ручками на морозе? Они мёрзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них тёплым воздухом (тёплая воздушная струя). При этом слышится звук [х].  

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку , чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук [Х] в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).

Постановка звука [Х] с механической помощью. Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».

Постановка звука [Х] от правильного [К]. Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук [К]. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук [Х], после чего отрываем [К] от [Х]. Получается [Х].

Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков Х, Хь;

1. Улыбочка

2.Покусать язык.

 • Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

 3. «Наказать непослушный язык»

 • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)

 4. «Лопаточка»

 • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

 5. «Качели»

 • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

 6. «Киска сердится»

 • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. «Два»- исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. Попеременно выполнять эти движения.

 7. «Ветерок дует с горки»

 • Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и

плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. 

3

Введение и сообщение темы.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой, предлагаю самим ее назвать отгадывая загадки с этой буквой:

Прячась, цвет меняет он,

Ну, хитрец .... (Хамелеон)

В поле родился,

К обеду пригодился. (Хлеб)

 

Хлоп — и конфета

Стреляет как пушка!

Каждому ясно: это .... (Хлопушка)

В нашей кухне

Круглый год

Дед Мороз

В шкафу живёт. (Холодильник)

Маленький да толстенький,

С амбаром за щекой.

Зёрна собирает,

Запасы ест зимой. (Хомяк)

– Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем работать со звуком [Х], а также познакомимся с буквой «Х».

Какие слова вы знаете со звуком Х. игра с мячом

Ответы детей

Рассматривание образа буквы Х,

Ее артикуляционный образ:

-давайте произнесем звук Х

- дайте характеристику звуку.

- теперь посмотрим как  обозначается звук  Х на письме. Посмотрим на что похожа буква Х

Стихотворение:

X — на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь,
Хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь

Согласный- воздушная струя встречает преграды: язык, губы.

Воздушная струя теплая

Ответы детей

4

Физкультминутка «Хомячок».

Физкультминутка «Хомячок».

– Наш друг предлагает нам встать и немножко размяться.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок   (трут бока руками)

хома раненько встает,   (потягиваются)

щечки моет   (тереть щёки руками)

лапки трёт   (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку  (метут воображаемыми метлами)

и выходит на зарядку  (маршируют)

Раз  (руки вперед,)

два  (руки вверх. одна нога в сторону

три  (нога к ноге в стору) (руки в стороны)

четыре (руки вперед)

пять  (трясут кистями рук)

хомка хочет сильным стать      (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

Дети выполняют

Задание 1

Мы знаем много слов с буквой Х.

Сейчас мы будем распределять слова на три группы:

1.Х в начале слова

2 Х в середине слова

3 Х в конце слова

Дети выполняют

Задание 2

Буква Х очень часто встречается в междометиях-это  словесные знаки, которые служат для выражения различных чувств, ощущений, состояний и других эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность, но не обозначают и не называют их. 

Просмотр мультфильма по Старичка

Весёлый старичок Музыка Р.Мадатов Стихи Д.Хармс

Жил на свете старичок
Маленького роста
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто
припев:
Ха-ха-ха ,да хе-хе-хе
Хи-хи-хи да бух-бух
Бу-бу-бу да бе-бе-бе
Динь-динь-динь да трюх-трюх
2 куплет
Раз увидя паука
Страшно испугался
Но схватившись за бока
Громко рассмеялся
припев:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха
Хо-хо-хо да гуль-гуль
Ги-ги-ги да га-га-га
Го-го-го да буль-буль
3 куплет
А увидя стрекозу
Страшно рассердился
Но от смеха на траву
Так и повалился
припев:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу
Го-го-го да бах-бах:
Ой ребята не могу!
Ой ребята ах-ах

Кто из вас услышал какими словами пользовался старичок для передачи своих чувств и эмоций.

Мы тоже попробуем сейчас используя звук Х, передать эмоции, чувства,

Для этого нам необходимы гласные: А, О, И, Э, У

-Ха-ха-ха-----смех

-хи-хи-хи------смех

-хе-хе-хе------смех

 -ох------устали, боль

-ах-  восхищение

-ух-------восхищение, удивление.

Скороговорки

ХА

ХО

ХУ

ХЫ

ХЭ

ХЯ

ХЁ

ХЮ

ХИ

ХЕ

Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хе-хе-хе,

Ох.

Гимнастика для глаз

Наши глазки устали.

- А теперь мы сделаем гимнастику для глаз. Напоминаю правила выполнения гимнастики.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт, глазки свои хомка трёт.

Поморгает, раз,два, три.

Вдох и выдох – посмотри.

Далеко ручей бежит,

 на носу комар сидит.

Смотрит хомка выше, ниже, вправо, влево, дальше, ближе.

Осмотрел он всё кругом – оп, и в норочку бегом.

Закрепление

Теперь составим букву Х из палочек.

Сколько палочек нужно? Как мы их расположим на столе?

Закрепим написание буквы Х в письменных работах:

Карандашами делам гимнастику для пальчиков:

Проверяю.

Закрепление

Словесная игра «Найди лишнее слово».

Хлеб, художник; хвост, юла

Хитрый, жираф, хвост, хомяк;

Кухня, хлопушка, шишка, холодно.

Итоги

-какой звук мы сегодня изучали?

-дайте ему характеристику?

-где можем стоять звук Х в словах?

-с какими звуками не дружит звук Х?

Рефлексия

 Понравилось вам занятие. Нарисуйте мне  смайлики с различными выражениями лица:

-если вам не понравилось, было очень трудно------грустное лицо

-если очень понравилось, у вас все получилось-----веселое лицо-

-и нарисуйте человека без улыбки, если вам было очень скучно и не интересно.

В начале слова

В середине слова

В конце слова

https://st.depositphotos.com/1967477/1881/v/950/depositphotos_18812923-stock-illustration-happy-smiley-emoticon.jpg

https://st2.depositphotos.com/1967477/6347/v/950/depositphotos_63470593-stock-illustration-sad-smiley-emoticon-cartoon.jpg

https://st3.depositphotos.com/6582994/13673/v/1600/depositphotos_136735804-stock-illustration-angry-emoticon-vector-illustration.jpg

Мох

Мох

https://img.labirint.ru/images/comments_pic/1103/010labgi0l1295612635.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме "Осень"

В конспекте использована технология по пересказу стихотворного текста....

Конспект занятия в средней лог группе по теме "Звук и буква А"

Задачи занятия:Дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятиями "звук" и "буква". Учить выделять звук А из речи. Определять позиции звука А в слове. Закрепить букву...

План -конспект занятия в старшей логопедической группе по теме: «Звук [р],буква р»

Цель: познакомить детей со звуком [р], буквой р.Задачи: закрепление навыка чёткого произношения звука [р]; закрепление буквы р; развитие фонематического и зрительного восприятия, слухового внимания, с...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме "Звук и буква [с]"

Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме: "Звук и буква "С""....

Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: "Буква Н"

Знакомство детей с буквой "Н" и звуками, которые она обозначает; закрепление понятий о звуках, словах и предложениях....