Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»
картотека (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»
Дид. игра «Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
Дид. игра «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
Дид. игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Дид. игра «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
Дид. игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
Дид игра «Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
Дид. игра «Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
Дид. игра «Нужные знаки»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.
Дид. игра «Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
Дид. игра «Красный – белый»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].
Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка»
Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»
Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»
Задачи:
ü Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе
ü Воспитывать у детей желание учиться
ü Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы
ü Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская
Роли и ролевые действия
Учитель:
ведёт урок, заполняет журнал, делает перекличку, вызывает к доске, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки.
Ученики:
сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку.
Директор:
даёт распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам, посещает уроки, собирает учителей на педсовет и т.д.
Охранник:
охраняет школу от хулиганов, следит за дисциплиной на переменах, следит за монитором, проверяет сменную обувь.
Предметно – игровая среда
ü Школьная доска
ü Карандаши
ü Линейки
ü Тетради в клетку
ü Журнал
ü Указка
ü Кукла в школьной форме
ü Касса букв
ü Ластики
ü Прописи
ü Портфель
ü Пенал
ü Палочки счётные
ü Мел
ü Цифры
ü Предметные картинки
ü Набор слогов
ü Букварь
ü Ребусы
ü Звонок
Перспектива обогащения предметно – игровой среды
ü Подбор художественной литературы о школе
ü Изготовление карточек – схем для составления описательного рассказа
ü Оформить альбом о школе
Предварительная работа
ü Беседа о школе, о школьных принадлежностях, ориентируясь на иллюстрационный материал
ü Экскурсия в школу
ü Конструирование из ЛЕГО школы
ü Чтение художественной литературы
ü Самостоятельная организация игровой обстановки в совместной деятельности с воспитателем
ü Рассматривание картин о школе.
ü Дидактическая игра «Собери портфель»
ü Заучивание стихотворений о школе
ü Разучить песню «Чему учат в школе»
ü Рисование «Наша школа»
ü Ручной труд: сделать атрибуты для игры « в школу»
Методы и приёмы руководства сюжетно – ролевыми играми
ü Участие в игре с целью показа игровых действий, игровых высказываний
ü Беседы с детьми
ü Рассматривание картин
ü Составление рассказа «Как можно играть в эту игру»
ü Проведение экскурсий
ü Чтение художественной литературы
ü Изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования
ü Строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек
1 – этап работы
Цель. Познакомить детей с игрой «Школа»
Задачи:
ü Изучить литературу по сюжетно – ролевым играм
ü Подобрать и систематизировать игровой материал
ü Разработать конспект сюжетно – ролевой игры
2 – этап работы
Цель. Воспитывать у детей желание учиться.
Задачи:
ü Вызвать интерес к школе, желание учиться в школе
ü Систематизировать и расширять представления детей о школе
ü Продолжать обучать умениям ролевого взаимодействия в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу)
ü Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям
3 – этап работы
Цель. Развитие речи детей на основе углубления знаний о школе
Задачи:
ü Обогащать словарный запас детей через игру
ü Активизировать словарь: пенал, циркуль
ü Продолжать развивать грамматический строй речи
ü Совершенствовать фонематический слух
ü Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах и о содержании картины
ü Развивать словесно – логическое мышление
ü Побуждать детей творчески воспроизвести в игре общественно – полезный труд взрослых в школе
Урок 1
1) Дидактическая игра «Раз, два, три – назови»
Цель. Закрепление названий профессий сотрудников школы
2)Дидактическая игра: «Четвёртый – лишний»
Цель. Развивать словесно – логическое мышление
Урок 2
3)Дидактическая игра « Будь внимателен»
Цель. Закрепление названий школьных принадлежностей. Отработка правильного употребления в предложении винительного падежа имени существительного
4)Дидактическая игра « Исправь ошибку в предложении»
Цель. Продолжать помогать детям, правильно употреблять падежные окончания имён существительных
Урок 3
5)Дидактическая игра « Собери портфель в школу»
Цель. Познакомить детей с новыми словами: пенал, циркуль. Показать, как они выглядят, рассказать об их назначении. Произнести новые слова вслух.
Итог игры
ü Воспитатель проводит итоговую беседу с детьми
ü Воспитатель благодарит «учителя» за интересное проведение урока; «учеников» за хорошую учёбу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»
Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Дид. игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить со...
Картотека дидактических игр и упражнении в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»
Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»
Данная картотека это помощник педагогам, работающими с дошкольниками подготовительной группы.Это инструмент,с помощью которого педагог помогает детям овладеть основами первоначальной грамоты будущего ...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»
Материал для использования как педагогами, так и родителями....