Буклет для воспитателей "Структура занятий по обучению грамоте"
консультация по обучению грамоте

Буклет в помощь воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_dlya_vospitateley.docx173.7 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Знакомство с буквой.

Цель: определить связь звука с его графическим образом.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.

  1. Формирование навыков чтения и печатания.

Цель: совершенствовать навык слогового чтения.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?

  1. Подводится итог занятия.

Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным, кто успешнее справился с заданиями и т. д.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

* Всего в русском языке 33 буквы. Буквы при письме обозначают звуки. Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим, пишем и читаем.

*Всего 10 гласных букв; 21 согласные буквы; Ь, Ъ просто буквы, не обозначающие звуков.

*Гласные буквы: А, О, У, И, Э, Ы, Е, Ё. Ю, Я.

Гласные, обозначающие твёрдость согласных: А, О, У, Э, Ы.

Гласные, обозначающие мягкость согласных: И, Е, Ё, Ю, Я.

Гласные звуки: А , О , У , И , Э , Ы .

*Йотированные гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых позициях обозначают два звука обозначают два звука (в начале слов, после другого гласного, после Ь или Ъ).

Е – ЙЭ , Ё – ЙО , Ю – ЙУ , Я – ЙА .

*Гласные могут быть ударными или безударными. Согласные могут быть твёрдыми или мягкими, звонкими или глухими.

Всегда твёрдые согласные: Ш , Ж , Ц .

Всегда мягкие согласные: Й , Ч , Щ .

Интернет-ресурсы

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/315009/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 59

 

 

Для Вас, воспитатели!

 Структура занятий по подготовке к обучению грамоте

upzh.png

Материал подготовила:

учитель-логопед

Ибатуллина Р.Р.

г. Салават 2020 г.

  1.  Организационный момент.

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает? ” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

  1. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей.

Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.

  1.      Сообщение новой темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук. 

C:\Users\пекп\Desktop\91e7017fa1175d122517eb79ad615625.jpg

  1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
  • уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;
  • звуки обозначаются цветными символами.
  1. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются:

  • в снятии усталости напряжения;
  • во внесении эмоционального заряда;
  • в совершенствовании общей моторики;
  • в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

  1. Закрепление нового материала.

Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.

-Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений;

- определение первого и последнего звука в словах,

- определение позиции звука в слове,

-называние слов на заданный звук,

- отбор картинок с заданным звуком,

-дифференциация мягких и твердых согласных звуков.

-Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Буклет "Использование приёмов мнемотехники при обучении грамоте"

     Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерност...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком  Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...