Буклет для воспитателей "Структура занятий по обучению грамоте"
консультация по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
- Знакомство с буквой.
Цель: определить связь звука с его графическим образом.
Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.
- Формирование навыков чтения и печатания.
Цель: совершенствовать навык слогового чтения.
Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.
Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.
Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?
- Подводится итог занятия.
Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным, кто успешнее справился с заданиями и т. д.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
* Всего в русском языке 33 буквы. Буквы при письме обозначают звуки. Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим, пишем и читаем.
*Всего 10 гласных букв; 21 согласные буквы; Ь, Ъ просто буквы, не обозначающие звуков.
*Гласные буквы: А, О, У, И, Э, Ы, Е, Ё. Ю, Я.
Гласные, обозначающие твёрдость согласных: А, О, У, Э, Ы.
Гласные, обозначающие мягкость согласных: И, Е, Ё, Ю, Я.
Гласные звуки: А , О , У , И , Э , Ы .
*Йотированные гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых позициях обозначают два звука обозначают два звука (в начале слов, после другого гласного, после Ь или Ъ).
Е – ЙЭ , Ё – ЙО , Ю – ЙУ , Я – ЙА .
*Гласные могут быть ударными или безударными. Согласные могут быть твёрдыми или мягкими, звонкими или глухими.
Всегда твёрдые согласные: Ш , Ж , Ц .
Всегда мягкие согласные: Й , Ч , Щ .
Интернет-ресурсы
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/315009/
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 59
Для Вас, воспитатели!
Структура занятий по подготовке к обучению грамоте
Материал подготовила:
учитель-логопед
Ибатуллина Р.Р.
г. Салават 2020 г.
- Организационный момент.
Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает? ” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).
- Повторение пройденного материала.
Цель: актуализировать знания детей.
Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.
- Сообщение новой темы.
Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.
В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.
- Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
- уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;
- звуки обозначаются цветными символами.
- Физминутка.
Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются:
- в снятии усталости напряжения;
- во внесении эмоционального заряда;
- в совершенствовании общей моторики;
- в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
- Закрепление нового материала.
Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.
-Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений;
- определение первого и последнего звука в словах,
- определение позиции звука в слове,
-называние слов на заданный звук,
- отбор картинок с заданным звуком,
-дифференциация мягких и твердых согласных звуков.
-Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"
Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...
Буклет "Использование приёмов мнемотехники при обучении грамоте"
Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерност...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»
Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...