Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе: «Путешествие муравьишки».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Горяну Ольга Валерьевна
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе: «Путешествие муравьишки».
Задачи:
Закреплять представления детей о насекомых, об особенностями их строения и внешнего вида;
Сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают);
Закреплять умения выделять первый и последний звук в слове, давать им характеристику, делить двухсложные и трехсложные слова на части; 
Совершенствовать умения образовывать существительные с суффиксами;
Закреплять умения составлять предложения по схемам.
Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priklyucheniya_muravishki.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе: «Путешествие муравьишки».

Задачи:

  • Закреплять представления детей о насекомых, об особенностями их строения и внешнего вида;
  • Сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают);
  • Закреплять умения выделять первый и последний звук в слове, давать им характеристику, делить двухсложные и трехсложные слова на части;
  • Совершенствовать умения образовывать существительные с суффиксами;
  • Закреплять умения составлять предложения по схемам.
  • Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе

Предварительная работа: Беседа «Жизнь насекомых»; «Безопасное поведение в природе»;

Рассматривание картинок, иллюстраций;

Наблюдение за насекомыми на прогулке;

Составление рассказов о насекомых;

Чтение художественной литературы: А.Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Паучок – пилот», «Муравейник зашевелился» В.Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»);

просмотр мультфильмов «Путешествие муравья», «Пчёлка Майя»;

прослушивание аудиозаписи  Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».

Материал: Презентация «Приключение муравьишки», карточки с буквами, синий и красный цветки, три корзиночки, картинки насекомых, разрезные картинки насекомых по количеству детей, карточки «Схема предложений».

Ход занятия:

Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют учителя. Давайте с ними поздороваемся, и покажем, чему мы научились в детском саду.

Отгадайте загадку: В этом городе живут только те, кто любит труд. Дружные жители - дети и родители! То упавшую хвоинку, то засохшую травинку - все заметят, подберут. Ведь недаром их лесными санитарами зовут (муравьи) (слайд 1).

Кто нам расскажет про муравья?  (Рассказ ребенка: муравьев называют санитарами леса. Груз, который может нести муравей, во много раз превышает его собственный вес. Муравьи переносят соломинки, листья, умерших насекомых, кору дерева, хвойные иглы. Общаются муравьи с помощью антенн-усиков. Живут муравьи в муравейниках, семьями.)

  1. Рассказ воспитателя: Под старой березой муравьи сделали большой муравейник. Жили в нем дружно, каждый выполнял свою работу. Был среди муравьев один очень-очень любознательный. Звали его Кузя. Этот муравей успевал не только работать, но и узнавать новые интересные вещи, внимательно смотрел по сторонам, все запоминал. Однажды вечером, когда вся работа была выполнена, муравьи грелись под лучами заходящего солнца. А неугомонный Кузя решил посмотреть, как далеко видно со старой березы. Быстро побежал он вверх по стволу, уселся на березовый листок и стал смотреть по сторонам. Но тут налетел теплый весенний ветерок, лист сорвался с березы и полетел, унося Кузю все дальше и дальше от муравейника (слайд 2)

Кузя знал, что с наступлением темноты все входы и выходы из муравейника будут закрыты, а оставаться одному ночью в лесу опасно. Заспешил Кузя домой, вот только дорога длинная. Решил попросить помощи (слайд 3)

  1. Отгадайте, пожалуйста, кого первого встретил муравьишка?

Хоть имеет много ножек

Все равно ходить не может

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница) (слайд 4).

Какие слова в загадке помогли вам найти ответ?

Кто расскажет нам про гусениц? (Рассказ ребенка: Гусеницы - это личинки бабочки. Гусеницы имеют мягкое вытянутое тело. Крыльев у них нет. Многие имеют яркую окраску и красивое опушение. Питаются растительной пищей.  У них много врагов. Они является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок гусеницам удается спасаться от гибели.  Некоторые гусеницы похожи на  ветки и сучки, а другие маскируются под цвет листьев. Большинство гусениц превращаются в бабочек.

Гусеница обещала помочь мравьишке если вы ему поможете выполнить задание. А задание такое: нужно ответить, кто как передвигается?

Муравей ползает, а бабочка…(порхает).

Стрекоза летает, а жук…(ползает).

Гусеница ползает, а кузнечик…(прыгает).

Червяк  ползает, а оса… (летает).

Муха летает, а сверчок…(прыгает).

Таракан ползает, а шмель…(летает).

Паук ползает, а саранча…(прыгает).

Помогла гусеница преодолеть небольшое расстояние муравьишке (слайд5).

  1. Впереди река: год по ней плыви - не переплывешь. Глядит муравьишка, бежит по воде лодочка на ножках Кто это? (Водомерка)(слайд 8).

Кто нам про нее расскажет? (Рассказ ребенка: у водомерок очень хорошее зрение, но большую часть информации они получают, принимая колебания воды. Она, как бы меряет своими лапками поверхность воды.  Водомерка – хищник, питается более мелкими насекомыми.   Тело темно-коричневое с буроватым оттенком. Такая окраска защита для водомерки. У неё враги с двух сторон. Сверху - птицы, снизу - рыбы. У нее шарообразные глаза и  длинные усики, которыми ощупывает всё вокруг).

Водомерка маленькое насекомое, боится всех, поэтому ей все кажуться великанами. Давайте представим, что все насекомые стали великанами. Как мы их назовем? Например: комар-комарище, жук, шмель, оса, муравей, пчела, стрекоза,  клоп, таракан, кузнечик, гусеница.

Помогла водомерка переплыть реку муравьишке (слайд 7).

Оказался муравьишка на цветочной поляне (слайд 8).

  1. Все жужжит, жужжит, жужжит

Над цветком она кружит.

Целый день словно юла,

А зовут её…. (пчела)

Кто нам расскажет про пчелу? (Рассказ ребенка: пчела - «великая труженица». Её можно увидеть на лугах и в садах. У нее есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. На задних ножках пчелы находятся корзиночки для сбора пыльцы. Она живёт в семье, основную часть которой составляют рабочие пчёлы. В семье обязательно есть одна самка матка, которая откладывать яйца, и несколько сотен самцов - трутней. Рабочие пчёлы строят из воска соты, в которых содержат личинок. Весной, летом и осенью пчёлы усиленно запасают мёд).

Пчелка предлагает нам поиграть в игру «Веселые пчелки». Но, для начала нам нужно вспомнить, на какие две группы делятся звуки?

Чем они отличаются?

Каким цветом обозначаются?

Возьмите по одной карточке.

Сейчас вы превратитесь в пчелок. Пчелки с гласными должны прилететь на красный цветок, а согласными на синий.

Помогла пчелка преодолеть небольшое расстояние (слайд 9) и попал муравьишка на луг (слайд 10).

  1. На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик).

Кто расскажет нам про кузнечика? (Рассказ ребенка: у кузнечика стройное тело, большая голова. На ней расположены большие глаза, длинные усы и крепкие челюсти. У него сильные ноги. Поет кузнечик с помощью крыльев, словно «играет на скрипке». Он живет в траве, в густых кустарниках. Кузнечик - хищник. Он поедает бабочек, мух, любит сок растений, нектар цветов. У кузнечика много врагов птицы и лисы на него охотятся).

Задание у кузнечика не простое. Он просит вас отгадать слова, в которых зашифрованы названия его друзей, насекомых (муха, жук, комар, блоха). Задание мы будем выполнять командой. Разделитесь по 3 человека и выполняйте задание дружно. Определить кто в какой команде вам помогут цветовые бейджики.

Прочитайте слова, которые получились.

Устали? Кузнечик предлагает вам отдохнуть, а потом продолжить путь:  Прыгайте кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг - скок, прыг - скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

Прыг да прыг, скок да скок!

Проскакал с кузнечиком муравей часть пути (слайд 11).

  1. Торопиться он не хочет, листья ест, деревья точит, слышен нам жужжащий звук - то летит обедать…(жук) (слайд 12).

Кто расскажет нам про жука? (Рассказ ребенка: Майский жук появляется в мае. Он крупный темно коричневого цвета, похожий на желудь. Он живет повсюду: в лесах, садах. Выбравшись из-под земли, Майский жук поедает  молодые листья  разных деревьев. Он ведет ночной образ жизни: летает и кормится он в сумерках или ночью, а днём спит).

Основные природные враги майского жука и его личинок это птицы, лисы, медведи, ежи).

Жук любит все слова делить на части и просит муравьишку помочь ему.

Возьмите картинку насекомого, который вам нравиться.

Кто изображен на картинке?

Какой первый звук?

Какай он? (твердый или мягкий, звонкий или глухой).

Какой последний звук?

А теперь, мы картиночки берем и в три корзиночки кладем: первая корзиночка - один слог, вторая-два, третья-три.

Затрещали тонкие крылышки: ж-ж-ж, повез жук муравьишку к своему дому. А вот и береза знакомая и муравейник под ней. (слайд 13). Но на самой вершиной березы выключил жук мотор и шлеп! Сел на сук: «Вот доставил на березу, а дальше сам».

  1. Что же делать, солнышко совсем уже низко. И вдруг видит: шагают ноги как ходули и между ними голова качается. Кто это? (паук) (слайд13).

Кто нам расскажет про паука? (Рассказ ребенка: пауки - хищники. Они питаются насекомыми. Имеют небольшую голову и крупное брюшко. У паука восемь ног. При их помощи они ткут ловчие сети из паутины по которой очень быстро бегают.).

Как вы думаете паук относиться к классу насекомых? Правильно паук относиться к классу паукообразных?

Чем отличаются насекомые и паукообразные?

У насекомых шесть ног, а у паука - восемь.

У насекомых два глаза, а у паука восемь 

У насекомых подвижная голова отделена от груди, а у пауков голова объединена с грудью в одну часть тела, у них нет шеи.

Голова всех видов насекомых украшена парой усиков, у пауков эти усики отсутствуют.

Пауки «ткут» паутину. Паучья сеть - ловушка для насекомых, не умеющих создавать подобные смертоносные кружева.

Попросил помощи муравьишка у паука. Паук решил поиграть картинки собрать: «Разрезные картинки». А сейчас мы с вами должны собрать картинки, на которых нарисованы насекомые, и назвать их. С названием насекомого придумайте предложение по схеме.

(Дети собирают картинки и придумывают предложения по схеме с названием насекомого).

Солнце уже садилось за горизонт, когда паук выпустил нить-паутину, по ней муравьишка и спустился к своему муравейнику (слайд 14).

  1. Муравей приглашает нас в гости посмотреть его дом

Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, с хорошей вентиляцией. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все они охраняются муравьями – солдатами.

Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголочек и веточек. Оно защищает жилище от плохой погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.

Есть комната, куда рабочие муравьи относят мусор.

Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.

В хлебном складе муравьи хранят зерна.

В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц. За ней ухаживают рабочие муравьи.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками, за которыми ухаживают муравьи - няньки. Понравилось вам в гостях у Муравьшки. Солнце почти спряталось за горизонт, муравьи закрывают  выходы, нам пора возвращаться в детский сад. Муравьишка вас благодарит за помощь и дарит подарок «Лабиринт», чтобы вы не забывали о путешествии.

Итог занятия:

А теперь: Два раза хлопните,

Три раза топните,

Вокруг себя обернитесь,

И в детском саде очутитесь!

Какой момент вам больше понравился?

Что нового вы узнали?

Хотели бы вы еще раз совершить такое путешествие?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К О Н С П Е К Т занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»

На данном занятии по окружающему миру в подготовительной к школе группе дети отправляются в путешествие на ледоколе на необычную землю на нашей планете под названием Антарктида. Дети находят изображен...

Интегрированное занятие по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему: «Осень»

Интегрированное занятие по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему: «Осень»...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в город бытовой техники»

Обобщать знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, о их значении в жизни человека, расширить представления об их устройстве.Формировать представление воспитанни...

Конспект интегрированного занятия по физическому развитию в подготовительной к школе группы: «Путешествие по радуге здоровья»

интегрированное занятие для детей подготовительной к школе группы, с применением здоровьесберегающих технологий....

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие по городам Мордовии»

Ознакомление детей с именами знаменитых земляков, которые внесли определенный вклад в развитие мордовской культуры, образования искусства, спорта....

Конспект к занятию по окружающему миру в подготовительной к школе группе «22 апреля — Международный день Земли»

Конспект к занятию по окружающему миру в подготовительной к школе группе «22 апреля — Международный день Земли»Цель: Расширять представления о том, что Земля — наш общий дом. П...