конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: "Буква Б, звуки (Б, Б*)"
Цель: ознакомление детей со звуками [б-б’] и буквой Б.
Задачи: научить детей выделять элемент ритмического рисунка ударением, учить четко произносить звуки [Б], [Б'], дифференцировать их на слух и в произношении, учить детей делить на слоги двух-трехсложные слова без стечения согласных, продолжать учить подбирать родственные слова к заданному слову, учить звуковому анализу слов.
Ход занятия:
Сказка «Мышиные проделки».
Воспитатель: Ребята, вчера, когда я возвращалась с работы домой, мне повстречался Буратино. Он был ужасно расстроен. Я спросила: «Что случилось? » Он мне рассказал такую историю. Жил он с папой в маленьком городке, на тихой улочке, в уютном деревянном домике. Научился читать и перечитал все свои книги, которые жили у них на книжной полке. На этой полке жил старый – престарый словарь – книга, где собрано много слов, и дано им объяснение. Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день, то какое-нибудь слово пропадает, а его описание остаётся. Грызя словарь, мыши надеялись научиться говорить, но напрасно. Почти все слова исчезли, но никто из мышиного племени так и не заговорил. Буратино очень хотел всё знать, поэтому словарём пользовался он очень часто. А как ему теперь быть? Там что ни слово – то дырка. Давайте поможем Буратино восстановить некоторые слова по описанию.
(Не произношу слова, а только их описание.)
БУМАГА – она бывает белая, бывает цветная, бывает тонкая, бывает бархатная, по ней пишут, рисуют; из неё делают тетради и книги.
БУСЫ – они бывают янтарные, жемчужные, стеклянные; прозрачные и разного цвета. Это украшение, которое носят на шее. Оно состоит из многих мелких и крупных частей.
БУДИЛЬНИК – это вещь, которая есть почти в каждом доме, она помогает не опаздывать людям на работу и в детский сад. С её помощью люди узнают, который сейчас час. Этот предмет может сам сказать вам: «Пора вставать! »
БУКЕТ – его составляют из отдельных цветов, его ставят в красивые вазы, его дарят артистам, его преподносят в день рождения.
(По мере отгадывания слов выставляю картинки с изображением этих предметов на магнитную доску.)
Молодцы, ребята! Справились с таким трудным заданием. Помогли Буратино.
(Затем ещё раз называю слова, выделяя первый звук «Б».)
Ребята, вот я смотрю и никак не пойму, чем эти слова похожи? (Ответы детей.)
Правильно, все эти слова начинаются на один и тот же звук «Б».
Давайте вместе с вами произнесём этот звук «Б».
Что нам помогает произносить этот звук? (Губы.)
Ребята, скажите какой звук «Б»? (Согласный, твёрдый, звонкий.)
Я найду слова везде – на полу, на потолке,
На окне и на стене, на столе и на ковре.
Ищем слова, которые начинаются на звук «Б» в нашей группе. (Ответы детей.)
Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили.
Скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом? (Ответы детей.)
А почему? (Ответы детей.) А где мы живём? (Дома, в квартире.)
Вот и каждого звука есть свой дом – это буква, у звука «Б» - буква «Б» (показываю букву) На что похожа буква «Б»? (Ответы детей.) Попробуем превратиться в букву «Б». (Дети принимают форму буквы.) Молодцы!
Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
Скажите, а как и чем можно написать буквы? (Ответы детей.)
А если мы находимся на улице и у нас нет ни карандашей, ни ручек, ни бумаги. Что будем делать тогда? (Ответы детей.)
А я могу вот так написать буквы. (Подзываю к себе ребёнка, прошу его закрыть глаза. Пишу ему на ладошке пальцем, а он угадывает букву. Затем пишу на спине ребёнка, а ребёнок угадывает, что я написала.)
Да, писать можно по разному. А ещё буквы можно выложить. Как вы думаете из чего? (Из спичек, из палочек и т. д.) Сегодня мы с вами будем выкладывать букву «Б» из геометрических фигур.
(После того, как дети справились с заданием, задаю вопрос.)
Скажите, какие геометрические фигуры вам понадобились для этого? (Ответы детей.)
Посчитайте, сколько всего геометрических фигур ушло на выкладывание буквы «Б». У кого больше, у кого меньше?
Пойдёмте к доске, посмотрим на неё и вспомним слова, которые мы восстанавливали для Буратино. Начинаются эти слова на один и тот же звук, значит и в словаре они были на одной и той же странице. А они, ребята, начинаются на один и тот же слог «БУ».
(На слог «БУ» - хлопаю.)
БУ – МАГА, БУ – СЫ, БУ – ДИЛЬНИК, БУ – КЕТ.
Попробуем разделить эти слова на слоги с помощью хлопков. Посчитаем, сколько слогов? (Ответы детей.) А как вы узнали? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.) Молодцы, отлично справились с заданием! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живые звуки».
(Для детей подготовлены синие и красные карточки.)
Какие звуки мы обозначаем синим цветом? (Согласные.) А красным? (Гласные.)
(Вызываю двоих детей, называю их шепотом.)
А ну-ка звуки, назовите себя! (После того, как назвали.) Читаем слог. (Прочитали, меняются звуки местами.) Читаем. (И так все слоги) «БА», «БО», «БЫ», «БУ». Молодцы! На какой слог начинаются слова, которые мы с вами восстановили для Буратино? (Показываю на доске.)
(На слог «БУ».) Начало у всех этих слов одинаковое. Сейчас мы будем с вами играть в игру «Догадайся, что за слово? »; я буду говорить конец слова, а вы приставлять вначале слог «БУ», угадывать слово и называть его. Готовы? Начинаем!
СЫ (бусы, КЕТ (букет, ДИЛЬНИК (будильник,
МАГА (бумага, ЛАВКА (булавка,
ЛКА (булка, ТОН (бутон, РАТИНО (Буратино) .
Ребята, я совсем забыла, ведь Буратино ещё сказал, что если вы отгадаете его имя, я должна буду отдать волшебный сундучок.
(Открываю сундучок, там нахожу буквы «Б» на каждого ребёнка.)
Это вас Буратино поблагодарил за то, что вы помогли ему восстановить слова в словаре. Эти буквы вы, ребята, разукрасьте как вам нравится.
Рефлексия:
Воспитатель: Все задания выполнены. Вы хорошо со всем справились. Предлагаю вам выбрать из трёх карточек одну и ответить карточкой на вопрос: «Понравилось вам занятие? »
Красная – понравилось; Жёлтая – не очень; Синяя – не понравилось.
(Дети выбирают, воспитатель уточняет почему.)
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»
Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...