Требования к отбору литературных произведений для разных возрастных групп
методическая разработка по обучению грамоте
Требования к отбору литературных произведений для разных возрастных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr.pptx | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора- педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно- эмоциональную оценку. В литературно- художественной форме- предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.
В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки разных народов ), произведения русских, советских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномерно распределен по кварталам учебного года с учетом воспитательно -образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал.
Чтобы художественное произведение вызывало у детей образы знакомого им реального мира и вместе с тем расширяло их знания о нем, необходимо учитывать особенности восприятия книги, которыми отличаются дети того или иного возраста, обозначенные в трудах Е.А.Флёриной , Н.С.Карпинской , Л.М.Гурович , Л.Б.Береговой , В.И.Логиновой и др. Флёрина Екатерина Александровна Гурович Любовь Михайловна Логинова Вера Иосифовна Леушина Анна Михайловна
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений. 1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые фольклорные формы : загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки , пестушки , небылицы и перевертыши; сказки. 2. Произведения русской и зарубежной классической литературы. 3. Произведения современной русской литературы и зарубежной литературы. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др . Тексты художественных произведений применяются не только как средство привития детям эстетических и нравственных качеств , но и как одно из наиболее эффективных средств обучения первоначальным навыкам восприятия и понимания русской речи, постепенного пополнения и закрепления словарного запаса, а также формирования умений и навыков воспроизводить услышанное. Тексты произведений необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей и речевых возможностей детей.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки , песенки, скороговорки и т. п. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок , козлятушки -ребятушки, коза-дереза и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам рекомендуются небольшие рассказы и стихотворения. Стихотворения для малышей, такие, как «Игрушки» А. Барто , «Мой Мишка» 3. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей добрые чувства, положительные эмоции. Их несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а затем и запоминают все стихотворение. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой , ритмичностью, музыкальностью.
Средний возраст Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто-нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники «Русские сказки», «Жили-были». Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно приобретать прежде всего произведения А.С.Пушкина , Н.А.Некрасова , А.А.Блока , К.И.Чуковского , С.Я.Маршака , В.Д.Берестова , И.Токмаковой . Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э.Успенского , С.Козлова , А.Л.Барто , Е.Благининой . Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К.Ушинского (рассказы и сказки «Для детей») и Л.Толстого («Для детей» и «Азбука»). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н.Носова «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса». Детям этого возраста по плечу сказки Г.Андерсена « Дюймовочка », «Стойкий оловянный солдатик», бр . Гримм «Бременские музыканты». Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке- картинке «Приключение Пифа ». На сказке Киплинга «Слоненок». Среди лучших книг о живой природе следует назвать «Большие и маленькие» Е.Чарушина , многие издания произведений В.Бианки и В.Сладкова . Если говорить об изданиях фольклора, то они обогатились сборниками загадок и пословиц. К их числу можно отнести сборник загадок «Умный Иван, Жар-птица и Золотое зерно». Что касается сборника сказок, то среди множества других можно выделить красочную переводную книгу «Сокровища волшебных сказок» и сборник «Золотая книга лучших сказок мира». Из поэтических произведений в домашней библиотеке для дошкольников следует иметь прежде всего произведения поэтов классиков – А. С. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, А. Майкова , И. Бунина, А. К. Толстого. Рядом с поэтическим наследием К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера , С. Михалкова, В. Маяковского, А. Барто на книжной полке дошкольников должны стоять сборники стихов С.Черного , Д.Хармса , Т.Собакина , М. Бородицкой , Р. Махотина, М. Яснова .
Все стихи воспитатель должен читать не по книге, а наизусть, только тогда его слушатели поймут выразительность интонаций, ритм, размер. Не надо сразу давать установку на запоминание— это отвлекает внимание детей от музыки стиха. Пусть они почувствуют сначала красоту и напевность стихотворения, глубже осознают его содержание. После чтения надо провести беседу, выясняющую, правильно ли оно понято. Каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах). А чтение детей должно показать, что они не только понимают то, что читают, но и умеют донести до слушателей свое отношение к произведению. В восприятии художественных произведений дети дошкольного возраста проходят длительный путь — от безотчетного эмоционального отклика до понимания зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Такое понимание в самой элементарной форме доступно детям старшего дошкольного возраста. «Программа воспитания в детском саду» ставит задачи: «Воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность чтения; умение чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений».
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Дети старшей группы способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек. Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений. После чтения сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание , и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились им. При ознакомлении детей с жанром рассказа необходим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев и их поступки. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и понимание основного содержания, и умение оценить действия и поступки героев . Особое внимание на восприятие литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы надо обращать при чтении стихотворений и заучивании их наизусть.
В подготовительной к школе группе решение этих задач должно быть близко к завершению. В старшем дошкольном возрасте воспитывается способность наслаждаться художественном образом, словом; закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности , меткости и образности. Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому , что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве. На каждом занятии в подготовительной к школе группе должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли при ответах на вопросы воспитателя, умение владеть и пользоваться синонимическим богатством родного языка. При первом чтении произведения основная задача воспитателя — довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности. Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.
Конечно , и старшим дошкольникам недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение элементарными средствами выразительности вполне отвечает их возможностям. Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей на березу, осыпанную снегом , чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом. Творческие задания оказывают большое влияние на развитие и обогащение словаря — дети начинают свободно оперировать синонимами, употребляя эти слова уместно, понимая их значение. Систематическая работа по развитию поэтического слуха приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы . Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов.
ВЫВОДЫ: Принципы отбора литературных произведений для детей являются основным фактором в формировании КДЧ. Воспитатель дошкольного учреждения сам должен быть образованным, любящим и понимающим литературу, следящий за современным состоянием детской литературы. Наряду со знаниями о принципах формировании КДЧ, следует знать и о критериях отбора литературы для детей. Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания. Умение организовать и отвечать на вопросы, спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой. Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребёнка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребёнку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребёнка, передаёт представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребёнка как полноценную личность.
Подводя итог, хочется сказать о том, чтобы при выборе детской книги воспитатели ориентировались бы не только на её воспитательное и развивающее значение. Тем более что в самых лучших образцах детской литературы нет прямого нравоучения. Важно, чтобы книжка была ребёнку «по душе», а необходимые выводы он сделает сам. Не следует поощрять, если ребёнок читает только одни энциклопедии. Этот вид детской книги, безусловно, полезен, но только как справочник, как дополнительный источник знаний. Психологи заметили, что дети, получавшие готовые «энциклопедические» знания, впоследствии не могут вычленить структуру текста, соотнести его различные части, и, соответственно воспроизвести. Такие умения приобретаются только при чтении художественной детской литературы. А литературный вкус ребёнка будет во многом зависеть от состава семейной библиотеки, общения с ребёнком по поводу книг, традиций семейного чтения и просто от того, трепетного и нежного внимания к душе ребёнка, который и называется любовью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Ушинский К.Д. Избр . Пед . Соч. В 2-ухтомах. М., 2004. Гриценко З.А. Детская литература методика приобщения детей к чтению: М., Академия., 2008. http://www.psyclub-chaika.ru/publ/detskaja_psikhologija Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 11.-М.: Педагогика,1974. http://www.portal-slovo.ru Гриценко З.А. Ребёнок и книга: Дошкольное воспитание N3 2000., с.49 О.С. Ушакова Н.В. Гавриш . Знакомим с литературой детей 3-5 лет М., 2010 .
Спасибо за внимание!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы отбора литературных произведений для чтения детям дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей. Принципы отбора литературных произведений для чтения детям дошкольного возраста....
Принципы отбора литературных произведений для чтения детям среднего дошкольного возраста
Принципы отбора литературных произведений для чтения детям среднего дошкольного возраста...
Подбор литературных произведений для чтения с детьми разных возрастных групп по формированию полоролевой социализации в дошкольном возрасте
Подбор литературных произведений для чтения с детьми разных возрастных групп по формированию полоролевой социализации в дошкольном возрасте...
Методика ознакомления детей с литературными произведениями в разных возрастных группах
Основные методы ознакомления с художественной литературой...
Специфика восприятия детьми литературных произведений на разных возрастных этапах.
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстра...
Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"
Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач....
Требования к отбору поэтических произведений для детей
В консультации раскрыты основные направления, на которые следует обращать внимание, при выборе стихотворений детям дошкольного возраста для заучивания....