Программа кружка "Абвгдейка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение МАОУ Омутинской СОШ №1
детский сад «Колокольчик»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР___________ Директор МАОУ Омутинской СОШ №1
«__»____________2021г. Е.В.Казаринова
Приказ №_________________________
Программа кружка «Абвгдейка»
( для детей 5-7 лет)
Срок реализации программы: 1 год
Руководитель кружка: воспитатель
Труфанова Татьяна Сергеевна
С.Большой Краснояр, 2021-2022уч. г.
Пояснительная записка
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией.
Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Исследования учёных позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте.
Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности.
Данная тема всегда была интересной, учитывая её актуальность и необходимость проведения.
Программа «Абвгдейка» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-6(7) лет, на 1 год обучения.
Программа «Абвгдейка» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности, 1 раз в неделю, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
Цель работы: эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать знания детей о звуковом строении слова;
2. Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
3. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;
4. Развивать связную речь, расширять словарный запас;
5. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.
6. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.
Актуальность
Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с нормами правильной речи, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников.
Отличительная особенность программы «Абвгдейка» состоит в том, что она реально проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Новизна программы «Абвгдейка» предполагает объединение игры и обучения, для развития правильной речи, конструктивного мышления, творческих способностей.
Система занятий основана с учётом принципов: последовательности, доступности, наглядности, индивидуализации, результативности, межпредметности. Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то в ходе занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Методы и приёмы успешной реализации программы
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т. к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дидактический стержень занятия — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием.
Система занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям:
- Организуя работу со звуком, важно научить правильно, произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична!
- При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые слияния. Так называемые «слоговые песенки распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» (про маму: МА, МО, МУ и т. д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ ит. д., что вызывает огромный интересу детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
- Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.
- Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения
Формы
На занятиях программы “Абвгдейка” дети с большим интересом в непринужденной форме, через игры с использованием разнообразных пособий, наглядностей, игрушек не только корректируют, формируют грамматический строй речи, но и развивают необходимые для успешной учебы в школе и дальнейшей жизни такие процессы как: мышление, внимание, память. Кружковая работа, направленная на развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки, приспосабливает ребенка к разным условиям, в которых он может говорить, действовать а, следовательно, способствует формированию социально адаптированной активной личности.
Учебный план, рассчитанный на 1 год обучения (1 занятие в неделю, 32 часа в год), по 20 - 30 минут (каждые 10 минут физминутка).
Ожидаемые результаты
- Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв и их названия;
- Различать гласные и согласные (твердые - мягкие, звонкие – глухие) звуки; выполнять звуковой анализ;
- Правильно ставить ударение в знакомых словах;
- Свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
- Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- Проявлять любовь к родному языку;
- Выполнять рисунки по клеточкам.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы и звуки.
Средний. Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Медленно читает по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры.
Высокий. Ребенок проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием моделей и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели», правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги и слова простой структуры.
Итогом работы кружка является диагностика уровня освоения программы.
Учебно-тематический план
Месяц | Тема занятия | Количество часов в неделю |
октябрь | ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ | 1 |
СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» | 1 | |
«ОСЕННИЕ ДЕНЬКИ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ. ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ | 1 | |
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ШТРИХОВКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР | 1 | |
ноябрь | СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО «ЖИВОЙ МОДЕЛИ». МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ | 1 |
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ СЛОВ | 1 | |
ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «СЛОГИ». ЗНАКОМСТВО С ОДНОСЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ | 1 | |
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ И СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ | 1 | |
декабрь | ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «ЗВУК» | 1 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ В СЛОВАХ. НАХОЖДЕНИЕ В СЛОВАХ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА И ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА | 1 | |
НАХОЖДЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА В СЛОВЕ. СОСТАВЛЕНИЕ УЗОРА ИЗ ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЛИНИЙ | 1 | |
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ | 1 | |
январь | ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ. ВЫДЕЛЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА ПРЕДЛОЖЕНИЙ | 1 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ЗВУКА В ЛЮБОЙ ЧАСТИ СЛОВА. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ | 1 | |
ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «АУ» | 1 | |
февраль | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МАК» | 1 |
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ | 1 | |
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДЫМ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ «И» | 1 | |
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «СЫР». ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛАСНЫЙ ЗВУК» | 1 | |
Март | БЕСЕДА О ЗИМЕ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ШАР». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВ | 1 |
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «ЖУК» И «ЛУК». СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ | 1 | |
ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ПО ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ | 1 | |
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК» | 1 | |
Апрель | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «НОС» И «РОТ». ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК» | 1 |
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК». ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КОТ» И «КИТ» | 1 | |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК». ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ | 1 | |
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ОСЫ» | 1 | |
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «РОЗА». ЗНАКОМСТВО СО СЛОГООБРАЗУЮЩЕЙ РОЛЬЮ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ | 1 | |
Май | «ВЕСЕННИЕ ДЕНЬКИ». ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛУНА» | 1 |
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛИСА». СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ СЛОВ «ЛУНА» И «ЛИСА» | 1 | |
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МУХА». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ | 1 | |
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «САНИ». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ | 1 | |
Диагностика | 1 | |
Итого | 32 |
Содержание программы «Абвгдейка»
Занятие № 1 Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ
Задачи:
• дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»;
• дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;
• знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).
Пособия: фишки; предметные картинки (5-6 штук): лев, черепаха, крокодил, кукла, медведь (большой и маленький); тетради в клетку (по количеству детей), цветные карандаши.
Ход занятия
1. Игра «Экскурсия в магазин».
2. Игровое задание: назвать предметы, находящиеся в комнате.
3. Измерение слов руками
4. Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа».
5. Игра «Подскажи словечко»:
Физкультминутка «Аист»
6. Знакомство с тетрадью в клеточку.
7. Итог занятия в форме свободной беседы.
Занятие №2 Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Задачи:
• подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов;
• воспитывать речевое внимание, фонематический слух;
• поощрять речевую активность детей в словесных играх;
• упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Пособия: игрушки (мяч, кукла, дудочка, мишка, зайчик), картины о временах года, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Кто я?»
2. Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку».
3. Игровое упражнение с мячом «О чем можно сказать, используя слова...?».
4. Игровая обучающая ситуация (ИОС) «Составляем предложение».
Физкультминутка «Аист»
5. Игровое упражнение «Зарисовка слова» (работа в тетрадях):
6. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие №3 Тема: «ОСЕННИЕ ДЕНЬКИ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ. ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ
Задачи:
• пробудить интерес к окружающему миру; • расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проводить работу над антонимами;
• упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использовании в речи предложений;
• упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова);
• познакомить детей с графическим изображением предложения на доске;
• развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники).
Пособия: предметные картинки с изображением овощей и фруктов, мяч, картина из серии «Наши маленькие друзья», тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Беседа на тему «Осенние деньки».
2. Игра «Осенние слова».
3. Игра «Наоборот» (с мячом).
4. Игровое упражнение «Отгадай, что у меня?».
5. Игровая обучающая ситуация.
1) Составление предложений по картине
2) Графическое изображение предложений на доске.
Физкультминутка
3) Записать графически предложение
«Ветер сбивает росу».
6. Правила штриховки (познакомить детей):
1) штриховать в одном направлении;
2) одинаковое расстояние между отрезками;
3) за контур не выходить.
7. Работа в тетрадях: штриховка прямоугольников (или квадратов).
8. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие №4 Тема: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ШТРИХОВКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
Задачи:
• развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами;
• упражнять детей в выделении предложений из текста и в составлении рассказа из небольших предложений;
• воспитывать культуру речевого общения;
• упражнять в штриховке геометрических фигур (круг, квадрат);
• формировать быструю реакцию на слово.
Пособия: картина «Осень», предметные картинки, флажок, тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Назови ласково».
2. Работа с текстом «Осень»
Физкультминутка «Руки подняли...»
3. Продолжение работы с текстом «Осень»: восстановление по схеме рассказа.
4. Игровое упражнение «Кто это? Что это?».
5. Игровое упражнение с флажком «Продолжай и передай».
6. Массаж для пальчиков.
7. Работа в тетрадях: обводка и штриховка круга и прямоугольника.
8. Итог работы подводится в индивидуальной беседе с детьми.
Занятие №5 Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО «ЖИВОЙ МОДЕЛИ». МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ
Задачи:
• закрепить знания о предложении, упражнять в умении находить короткие предложения в знакомом тексте;
• познакомить детей с составлением предложения по «живой модели»;
• дать знание о многозначности слов;
• воспитывать речевое внимание;
• развивать творческое воображение детей.
Пособия: настольный театр «Курочка Ряба», мишка (мягкая игрушка), карточки (заготовки) по количеству детей, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Настольный театр «Курочка Ряба».
2. Работа с текстом сказки.
1) Нахождение в тексте коротких предложений из 2 и 3 слов.
2) Графическая запись этих предложений на доске (в тетрадях).
3. Составление предложений по «живой модели».
Физкультминутка «Буратино»
4. Беседа о словах и об их значениях.
5. Массаж для пальчиков (см. занятие № 4).
6. Работа в тетрадях: игровое упражнение «Волшебные картинки».
7. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие №6 Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ СЛОВ
Задачи:
• формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;
• побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку;
• упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений;
• развивать глазомер, мелкую моторику.
Пособия: предметные картинки (животные), цветные мелки.
Ход занятия
1. Гимнастика ума: упражнение на быстроту реакции «Точно и быстро. Кто...?».
2. Рассказ воспитателя, в который включены слова, произносимые по частям (по слогам)
Физкультминутка «Буратино»
3. Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове-отгадке?» (на закрепление навыка деления слов на части).
4. Составление рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений.
5. Игровое упражнение «Красивые листочки»:
6. Итог занятия.
Занятие №7 Тема: ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «СЛОГИ». ЗНАКОМСТВО С ОДНОСЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ
Задачи:
• формировать умение слышать, четко и ясно произносить чистоговорку;
• помочь детям осознать рифму и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами);
• упражнять в делении слов на части, познакомить с термином «слоги», познакомить с односложными словами;
• развивать глазомер и мелкую моторику рук.
Пособия: предметные картинки, изображающие мебель, игрушки, овощи; мяч, тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Послушай и скажи» на проговаривание чистоговорки:
2. Игровое упражнение «Подели слова на части»
3. Игра с мячом «Доскажи словечко».
4. Знакомство с термином «слог».
5. Знакомство с односложными словами и проверка усвоенного материала.
Физкультминутка «Кузнечики»
6. Игровое упражнение «Подбор объектов к действию».
7. Работа в тетрадях: Ориентировка на строчке. Отсчитывание клеток по две вниз, расстановка точек.
8. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие№8 (итоговое) Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ И СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ
Задачи:
• упражнять детей в делении слова на слоги;
• закреплять умение составлять слова из слогов;
• развивать мелкую моторику.
Пособия: схемы слов, набор картин из серии «Животные»; смятые трафареты птиц, (по количеству детей), тетради, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Игра «За грибами».
2. Игровое упражнение: «Какое слово спряталось, в этом домике?» или «Где какое слово живет?».
3. Игра «Отгадай, кого я назвала».
Физкультминутка «Кузнечики»
4. Игровое упражнение с использованием серии картин «Животные».
5. Игровое задание:
Изменить слово так, чтобы получилось два, три слога:
6. Игровое упражнение «Кто спрятался в комочке?»
7. Итог занятия.
Занятие №9 Тема: ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «ЗВУК»
Задачи:
• упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста;
• закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;
• обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин «звук» в активный словарь;
• закреплять правила штриховки.
Пособия: муляжи овощей, шкатулка, звоночки (по количеству детей), плюшевый мишка, тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Послушай и доскажи»:
2. Словесная игра «Подбор прилагательных».
3. Игровое упражнение «Назвать только слоги».
4. Игровая ситуация «Копилка слов».
5. Игра с воспроизведением движений «Такие разные слова».
6. Игровое упражнение «Измерение слов».
Физкультминутка «На лугу»
7. Работа в тетрадях: штриховка геометрических фигур.
8. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие № 10 Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ
В СЛОВАХ. НАХОЖДЕНИЕ В СЛОВАХ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА И ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА
Задачи:
• упражнять детей в определении количества слогов в словах;
• закреплять знания о предложении (количество и порядок слов);
• развивать умение детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;
• воспитывать речевое внимание и фонематический слух;
• развивать микромоторику.
Пособия: предметные картинки
Картина из серии «Наши маленькие друзья», игрушки, трафареты шубы и шапки (по количеству детей), тетради, карандаши.
Ход занятия
1. Дидактическая игра «Пирамида».
2. Игровое упражнение на определение количества слов и их порядка в предложении.
3. Игра с мячом «Кто что делает?».
4. Игровая обучающая ситуация «Ищем звуки».
Физкультминутка
5. Упражнение «Новые слова».
6. Игровое упражнение «Теплая меховая шуба».
7. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие №11 Тема: НАХОЖДЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА В СЛОВЕ. СОСТАВЛЕНИЕ УЗОРА ИЗ ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЛИНИЙ
Задачи:
• формировать умение слышать, четко и ясно произносить слова, осознавать рифму;
• закреплять в процессе игры знания детей о предложении;
• упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;
• находить место звука в слове (первый, в середине, последний);
• упражнять в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий.
Пособия: предметные картинки, тетради, простые карандаши, резиновая кукла.
Ход занятия
1. Упражнение «Составление рифмованных строк на тему».
2. Игра «Живые слова».
3. Работа в тетрадях: записать схемы предложений короткими черточками.
Физкультминутка «Хомка»
4. Игровое упражнение на выделение нужного звука в стихотворении голосом и нахождение места звука в слове (первый, в середине, последний).
5. Игровая обучающая ситуация «Звучащие слова».
6. Работа в тетрадях: составление узора
7. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие № 12 Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ
Задачи:
• упражнять детей в делении слов на слоги;
• закреплять в словаре детей названия цветов;
• познакомить детей со способом составления предложений по словосочетаниям;
• закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове;
• воспитывать речевое внимание и фонематический слух;
• упражнять в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховки.
Пособия: картинки с изображением цветов, мяч, листы бумаги (писчая), тетради, карандаши.
Ход занятия
1. Дидактическая игра «Посадим цветы в клумбу».
2. Дидактическое упражнение «Придумай предложение».
3. Дидактическая игра «Чье слово длиннее».
Физминутка «Хомка»
4. Игровая обучающая ситуация «Шуршащий звук».
5. Игровое упражнение «Сборка грузовика».
6. Работа в тетрадях.
7. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие № 13 Тема: ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ. ВЫДЕЛЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Задачи:
• помочь детям правильно употреблять термин «слово» при речевом общении с взрослыми и сверстниками;
• обогащать словарь;
• закреплять умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;
• упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах;
• формировать у детей способность выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу;
• развитие мелкой моторики.
Пособия: серия картин «Животные»; карточки с предметными картинками (карандаш, шкаф, флажок, куст, топор, ракета, автобус, сук, ключ, чайник, кошка, ананас, сом, мак, крокодил, лук); полоски белой бумаги; трафареты елочек, простые карандаши, тетради.
Ход занятия
1. Игра «Загадки - складки».
2. Игровое упражнение «Накорми животное».
3. Игра «Цепочка слов».
Физкультминутка
4. Работа с текстом «Зима».
5. Игровое упражнение «В лесу родилась елочка».
6. Анализ занятия.
Занятие № 14 Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ЗВУКА В ЛЮБОЙ ЧАСТИ СЛОВА. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ
Задачи:
• обогащать словарный запас детей;
• продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова;
• совершенствовать умение детей слышать и выделять определенные звуки в словах;
• продолжать учить детей самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова; • помочь детям составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;
• развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.
Пособия: игрушки (кукла, машина, мишка, ослик, бегемот, Петрушка, собака, щенок, лиса, верблюд, танк, Чебурашка); трафареты животных, тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Игра «Разные слова».
2. Игра «Доскажи словечко!».
3. Игра «Магазин игрушек».
4. Игровое упражнение «Подумай, не торопись».
Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки»
5. Работа в тетрадях.
6. Итог занятия.
Занятие № 15 Тема: ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «АУ»
Задачи:
• познакомить детей со схемой звукового состава слова;
• научить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;
• упражнять детей в произношении слова в соответствии с движением указки по схеме;
• закреплять умение детей составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;
• развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.
Пособия: альбом «Это придумали мы сами», трафареты высотных домов (по количеству детей), тетради, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Дидактическая игра «Звуки улицы».
2. Игровое упражнение «Измерение слов».
3. Беседа с детьми по вопросам:
4. Игра «Эхо».
5. Анализ слова «ау»:
Физкультминутка
6. Игровое упражнение «Чей рассказ лучше?».
7. Игровое упражнение «Строим высотный дом».
8. Анализ занятия.
Занятие № 16 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МАК»
3адачи:
• совершенствовать умение детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ;
• развивать творческое воображение, фантазию;
• познакомить детей со звуковым составом слова «мак»;
• побуждать детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;
• упражнять в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме;
• продолжать помогать детям осваивать ориентировку на листе бумаги;
• развивать микромоторику.
Пособия: набор картинок или иллюстраций, открыток (не менее 20 штук) предметного и сюжетного содержания; карточки для анализа трехзвукового слова, конверт с фишками двух цветов (красный и синий), тетради, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Игра «Веселые картинки».
2. Звуковой анализ слова «мак».
Физкультминутка
3. Работа с раздаточным материалом.
4. Игра «Кто больше придумает слов с определенным звуком?».
5. Работа в тетрадях.
6. Игровое упражнение «Строители».
7. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие № 17 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ
Задачи:
• закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
• познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова «дом»;
• упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;
• закреплять представление о предложении;
• развивать мелкую моторику.
Пособия: картина с изображением детей; картина-схема слова «дом», карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые карандаши; бумажные заготовки (методом обрывания) геометрических фигур.
Ход занятия
1. Дидактическая игра «Как их зовут?».
2. Звуковой анализ слова «дом».
3. Задание детям:
- в словах мак и дом найти одинаковые звуки ([м]) и определить, где находится этот звук в слове мак, а где в слове дом;
- найти в словах мак и дом звуки, при произнесении которых нам ничего не мешает, они тянутся, поются, громко и тихо произносятся: [а] и [о].
4. Задание детям:
- придумать со словом мак предложение из двух слов;
- придумать со словом дом предложение из трех слов;
- «записать» графически (короткими черточками) эти предложения в тетрадях.
5. Игровое упражнение «Маленький архитектор».
6. Итог занятия.
Занятие № 18 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДЫМ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ «И»
Задачи:
• закреплять умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
• познакомить детей со звуковым анализом слова «дым»;
• продолжать совершенствовать умение находить в словах одинаковые звуки;
• упражнять в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте;
• развивать тонкую моторику, координацию речи с движением; работать над темпом и ритмом речи;
• дать детям представление о составлении предложения из 3 слов с соединительным союзом «и».
Пособия: сюжетная картина с изображением детей, картина-схема слова «дым», карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Дидактическая игра «Как их зовут?» (по сюжетной картине).
2. Упражнение за закрепление: звуковой анализ слов «мак» и «дом».
3. Звуковой анализ слова «дым» (по схеме занятия № 17).
4. Игра со словом «дым»:
5. Задание детям: найти одинаковые звуки в словах «мак», «дом» и «дым».
Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленка»
6. Работа над предложением.
7. Работа в тетрадях.
8. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие №19 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «СЫР». ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛАСНЫЙ ЗВУК»
Задачи:
• познакомить детей со звуковым анализом слова «сыр»;
• упражнять в сравнении по звуковому составу слова «сыр» и «дым»;
• познакомить детей с понятием «гласный звук»;
• совершенствовать умение детей составлять предложения из 3 слов с соединительным союзом «и».
Пособия: картина-схема слова «сыр», карточки трехзву-ковых слов, конверты с фишками; 10-12 игрушек; тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Игра «Построим дом».
2. Игровое упражнение на закрепление звукового анализа слова «дым».
3. Звуковой анализ слова «сыр» по схеме.
4. Игра со словом «сыр» (аналогично той, что проводили со словом «дым»).
5. Задание детям: найти одинаковые звуки в словах «сыр» и «дым».
Физкультминутка «Если нравится тебе»
6. Дидактическая игра «Кто внимательный?».
7. Работа над предложением.
8. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие № 20 Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ШАР». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВ
Задачи:
• совершенствовать умение детей слушать и слышать; давать обоснованные ответы на вопросы педагога;
• развивать представление детей о зиме.
• развивать фонематический слух детей;
• закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
• помочь детям самостоятельно производить звуковой анализ слова «шар»;
• развивать умение детей находить в словах одинаковые звуки; называть слова с определенным звуком в заданном месте; • упражнять детей в составлении предложений из 2, 3,4 слов.
Пособия: картина-схема слова «шар», карточки трехзву-ковых слов, конверты с фишками; сюжетная картина по выбору педагога; тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Беседа о зиме.
2. Игра «Кто внимательный?».
3. Звуковой анализ слова «шар».
Физкультминутка «Если нравится тебе»
4. Составление предложений из 2, 3, 4 слов по сюжетной
5. Работа в тетрадях.
6. Итог занятия.
Занятие №21 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «ЖУК» И «ЛУК». СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Задачи:
• закреплять умение интонационно выделять звук в слове;
• расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение;
• продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»;
• совершенствовать умение детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу;
• продолжать закреплять умение составлять предложения из 2, 3, 4 слов;
• упражнять детей в штриховке предметов (в разном направлении).
Пособия: картины-схемы слов «жук» и «лук», карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Игра «Скажи как я».
2. Игровое упражнение на словоизменение.
3. Звуковой анализ слова «жук»
4. Игра со словом «жук».
5. Звуковой анализ слова «лук».
6. Задание детям:
а) Найти одинаковые звуки в словах «жук» и «лук». Назвать звуки, которыми эти слова отличаются друг от друга.
б) Загадка. На доске вывешены таблицы, на которых нарисованы мак, лук, жук, дом, дым, шар. Найти слова, в которых есть звуки [к], [м], [а], [у].
7. Работа в тетрадях.
8. Итог занятия.
Занятие №22 Тема: ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ПО ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С ПРЕДЛОГАМИ
Задачи:
• упражнять детей в подборе определений к существительным;
• развивать умение пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему;
• упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами;
• воспитывать внимание, чуткое отношение к слову, развивать чувство юмора.
Пособия: мяч; картинка (или иллюстрация) «Ель», графическая схема рассказа на доске или на листе бумаги (ватмана); тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Дидактическая игра «Кто больше?» (с мячом).
2. Работа с текстом.
Физкультминутка «Мороз»
3. Работа в тетрадях по заданию.
4. Игровое упражнение «Деление слов на части (слоги)»:
5. Игра «Хитрая книга загадок».
6. Итог занятия.
Занятие № 23 Тема: РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»
Задачи:
• упражнять - детей в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям;
• совершенствовать умение детей «записывать» предложение графически;
•упражнять в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив;
• создавать положительный эмоциональный настрой, развивать воображение.
Пособия: мяч; тетради, простые карандаши; картинка-схема слова «сом»; карточки трехзвуковых слов и конверты с фишками по количеству детей.
Ход занятия
1. Вариант игры «Кто больше».
2. Работа в тетрадях по заданию.
3. Игра «Зеркало».
4. Звуковой анализ слова «сом».
5. Введение понятия «согласный звук».
Физкультминутка
6. Игра «Сказку вспомнить нужно».
7. Анализ занятия.
Занятие № 24 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «НОС» И «РОТ». ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»
Задачи:
• упражнять в подборе однокоренных слов;
• развивать умение производить звуковой анализ слов;
• закреплять понятие «согласный звук»;
• развивать мелкую моторику.
Пособия: картинки-схемы слов «нос» и «рот», карточки трехзвуковых слов и конверты с фишками по количеству детей; счетные палочки (по 8 штук на одного ребенка), шашки (по одной).
Ход занятия
1. Игра «Слова-родственники».
2. Игра «Перекличка».
3. Звуковой анализ слова «нос» с определением гласных и согласных звуков.
Физкультминутка «Выпал беленький снежок»
4. Звуковой анализ слова «рот» с определением гласных и согласных звуков .
5. Игра-упражнение «Автомобиль».
6. Анализ занятия.
Занятие № 25 Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК». ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КОТ» И «КИТ»
Задачи:
• совершенствовать речевую активность детей, способствовать развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности;
• формировать способность анализировать звуковой состав слов «кот» и «кит», обратить внимание детей на мягкость звука [к'] в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука; учить сравнивать слова по звуковому составу;
• формировать правильный захват пальцами орудия письма.
Ход занятия
1. Игра «Подбор прилагательных».
2. Звуковой анализ слова «кот»
3. Звуковой анализ слова «кит».
4. Сравнение звукового состава слов «кот» и «кит».
5. Игра «Магазин».
6. Игровое упражнение для развития руки «Катаем шарик».
7. Итог занятия.
Занятие № 26 Тема: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК». ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ
Задачи:
• упражнять в подборе существительного к исходному слову -прилагательному, ориентируясь на окончание последнего;
• развивать фонематический слух, формировать у детей способность на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно;
• совершенствовать умение детей делить на слоги двух- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;
• продолжать формировать правильный захват пальцами о-рудия письма; развивать мелкую моторику рук, творчество, фантазию.
1. Игра «Что бывает?».
2. Речевое упражнение на дифференциацию мягких и твердых звуков в словах.
3. Рассказ воспитателя про Сашу и Снеговика, по ходу которого дети должны отвечать на поставленные вопросы.
Упражнение для большого пальца «Скакалочка»
4. Игровое упражнение «Зарисовка слов».
Работа в тетрадях.
5. Итог занятия.
Занятие №27 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ОСЫ»
Задачи:
• активизировать словарь детей по теме «Человек и его тело», закрепить названия цветов;
• познакомить детей со звуковой схемой слова «осы»;
• отрабатывать умение детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движением указки по схеме;
• упражнять детей в делении слов на слоги;
• развивать умение у детей удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжать формировать щепоть.
Ход занятия
1. Лексическое упражнение «Веселая рифма».
2. Звуковой анализ слова «осы».
3. Дидактическая игра «Цветочный магазин».
4. Работа в тетрадях: игровое упражнение «Звезды».
5. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие №28 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «РОЗА». ЗНАКОМСТВО СО СЛОГООБРАЗУЮЩЕЙ РОЛЬЮ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Задачи:
• активизировать речевую деятельность детей;
• помочь детям освоить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков;
• познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков;
• формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
Пособия: картинка-схема слова «роза», карточки для анализа четырехзвукового слова, фишки, заготовки геометрических фигур из цветной бумаги.
Ход занятия 1. Игровое упражнение «Загадки-складки».
2. Звуковой анализ слова «роза».
Физкультминутка «Мельница»
3. Деление слов на слоги.
Игра «Найди, назови и подели
4. Игра с мячом «Кто чем занимается?».
5. Игровое упражнение «Весеннее солнышко».
6. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие №29 Тема: «ВЕСЕННИЕ ДЕНЬКИ». ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛУНА»
Задачи:
• активизировать знания детей при отгадывании загадок, обратить их внимание на меткость и лаконичность языка загадок;
• упражнять в подборе определений к существительным;
• продолжать знакомство со звуковым анализом слов, состоящих из четырех звуков;
• упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком;
• совершенствовать умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;
• развивать мелкую моторику.
Пособия: картинка-схема слова «луна», карточки, конверты с фишками; тетради, простые карандаши; наборы спичек (или счетные палочки).
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Загадки о весне».
2. Игра «Весенние слова».
3. Звуковой анализ слова «луна» (аналогично слову «роза» - занятие № 28).
Физкультминутка «Цыпленок»
4. Игра «Кто в избушку проник?».
5. Работа в тетрадях.
6. Игровое упражнение «Мебель для куклы».
7. Итог занятия.
Занятие № 30 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛИСА». СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ СЛОВ «ЛУНА» И «ЛИСА»
Задачи:
• расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
• помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь;
• упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»);
• совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу;
• развивать мелкую моторику.
Пособия : картинки-схемы слов «лиса» и «Луна» (спутник Земли), карточки, конверты с фишками; мяч, игрушка лиса, бумага для изготовления геометрических фигур методом обрывания.
Ход занятия
1. Игра «Доскажи словечко».
2. Игра «Угадай птицу».
3. Звуковой анализ слова «лиса».
Физкультминутка
4. Сравнительный звуковой анализ слов «Луна» (спутник Земли) и «лиса».
5. Игра «Назови пару».
6. Лексическое упражнение «Лисонька — лиса».
7. Игровое упражнение «Мой медведь».
Занятие №31 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МУХА». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ
Задачи:
• упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы;
• совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;
• упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»);
• активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;
• развивать мелкую моторику.
Пособия: картинка-схема слова «муха», карточки, конверты с фишками; мяч, тетради, простые карандаши; рыжий котенок и черный щенок (игрушки); наборы спичек (или счетные палочки).
Ход занятия
1. Игра «Кто больше назовет действий».
2. Лексическое упражнение «Составление предложений с данными словами».
Физкультминутка «Кузнечики»
3. Звуковой анализ слова «муха»
4. Лексическое упражнение «Отгадай кличку».
5. Игровое упражнение «Чей колодец глубже?».
6. Итог занятия в форме беседы с детьми по содержанию занятия.
Занятие № 32 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «САНИ». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ
Задачи:
• упражнять в подборе прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы;
• продолжать совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;
• упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»);
• активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье;
• развивать мелкую моторику.
Пособия: картинка-схема слова «сани», карточки, конверты с фишками; мяч, тетради, простые карандаши; картонные полоски, ножницы.
Ход занятия
1. Игра «Как можно назвать весну?».
2. Лексическое упражнение «Составление из слов предложений».
3. Звуковой анализ слова «сани»
Физкультминутка
4. Лексическое упражнение «Подумай и скажи».
5. Игровое упражнение «Ела, ела дуб, поломала зуб!».
Работа с ножницами. На картонной полоске вырезать ровные зубчики - изготовление трафарета полотна пилы.
Методическое обеспечение программы
Рекомендуемая схема организации деятельности по реализации программы:
- В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
- Затруднение в игровой ситуации.
В ходе игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
- Открытие нового знания или умения.
С помощью диалога на основе предметной деятельности детей подвести к обучению нового материала. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
- Повторение и развивающие задания.
Проводятся при наличии свободного времени.
- Итог занятия.
Дети фиксируют в речи, что нового узнали;
Примечание. Во время занятия дети работают с иллюстрация, картинами, макетами за столами 5–10 минут. Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся как за столами, так и в свободном игровом пространстве. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.
Материально – техническое обеспечение
Помещения для занятий:
1.Групповая комната.
Инструменты и приспособления:
1.Ручки
2.Простые карандаши
3.Цветные карандаши
4.Тетради
Наглядный материал:
1.Иллюстрации
2. Игрушки
4.Образцы упражнений.
Список используемой литературы
- «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» (авm. - сосm. О.М.Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2009)
- Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду», Москва «Просвещение», 1987 г.
- Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме»,
- Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.
- Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте »,
- Волина В. «Учимся играя! », Москва «Новая школа», 1994 г.
- Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.
- Выгодская И. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Линка –Пресс, М, 1999г.
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука, Просвещение, М, 1993г.
- Жукова Д. «Букварь» Москва, «Просвещение», 2001 г.
- Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
- Смолянская В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению.- Мозырь: Содействие, 2010
- Ткаченко Т.А. «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте »,
- Юдин Г. «Букварёнок» Москва «Просвещение», 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...