Правила обучения чтению дошкольников
консультация по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Николаева Юлия Алексеевна

В статье рассказывается об основных правилах, которые должны помнить родители, педагоги при обучении дошкольников чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные правила обучения чтению дошкольников.

     

    Уважаемые родители!  Часто, начиная обучать чтению своего ребенка, мамы и папы, бабушки и дедушки совершают некоторые ошибки, которые впоследствии  трудно устранить. Поэтому, если  вы решили научить читать вашего малыша, то вам следует соблюдать некоторые правила:

 

1.Начинайте обучение с гласных звуков и букв: А О У И Ы .

Гласные звуки намного легче в запоминании, очень редко нарушено их         произношение, их можно выучить, напевая, а также с опорой на их артикуляцию.

  2.Изучению одного звука ( буквы) следует уделять несколько занятий   (дней).

Ребенок должен уметь (научиться) выговаривать эти звуки для    дальнейшего знакомства с буквами (их зрительными образами, написанием). Поэтому при изучении согласных надо начинать с тех, которые ребенок почти всегда произносит правильно: М П Х Т К Б В ГД Н Ф

  3. Не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА

В основе обучения чтению не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук «М» в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как звучит звук.

Возьмем, к примеру, звук «М». мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! ни в коем случае ЭМ! Или МЭ! ( Тем более, что буквы МЭ не существует!) Говоря таким образом, мы произносим два звука — «Э» и «М», или «М» и «Э». Данное обстоятельство только дезориентирует ребенка, и вместо слога МА он может прочитать МЭА.

ЗВУК — это то, что мы слышим и произносим. Его можно петь, тянуть, говорить, голосить, слушать.

 БУКВА — это то, что мы видим и пишем, то есть графическое изображение звука.

 4. Не тяните со слогами! Легче всего научить ребенка читать по  слогам, а не по буквам.

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному    чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М!А!» — и только после этого читает сам слог: «МА». Читая побуквенно длинное слово, ребенок не помнит, какие звуки назвал и что за слово из них получается. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «ММММА». Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога.

  5.Занимайтесь с ребёнком часто, но понемногу.

Занимайтесь с ребенком не более 15 минут за   один раз.  Детям до шести лет сложно удерживать свое внимание на одном и том же занятии. Не перегружайте ребенка, занимаясь с ним подолгу. Лучше заниматься с ребенком дважды в день по 15 минут, нежели один раз, но полчаса.

  6. Уроки чтения предполагают и уроки рисования (печатания)! 

Рисуйте буквы! Выкладывайте из палочек, лепите из пластилина. Лучший способ запомнить букву – это нарисовать ее, а еще лучше - написать. Таким образом, вы сразу научите малыша читать, одновременно подготавливая руку к письму.

.

 Желаем Вам творческих успехов в обучении дошкольников!!!

                                                    Учитель-логопед Николаева Ю.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семь основных золотых правил обучения чтению детей"

Как не допустить банальные ошибки при обучении чтению ребёнка? Читайте 7 основных, не сложных правил эффективной методики обучения чтению детей, которые были проверены и доказали свою результативность...

7 золотых правил обучения чтению ребёнка - дошкольника.

В помощь родителям "7  золотых правил обучения чтению ребёнка - дошкольника."...

"Основные правила обучения чтению".

Основные  правила обуения чтению:1Совет по выбору методики и пособия.  Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.ЖуковаЭто пособие весьма эффективно помог...

Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.

Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает  проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями

Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениямиВ современном мире умение читать необходимо человеку не только для обеспечения процесса ...