НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дранникова Наталья Сергеевна

             «Наш друг Пиши-Читай»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramnash_drug_pishi_chitay.docx121.83 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a2c/00072293-3da4f6f3/hello_html_173fee69.pngНОД по обучению  грамоте в              подготовительной группе.

                           «Наш друг Пиши-Читай»

Цель: закрепить и обобщить у детей знания, навыки и умения по обучению грамоте.

Задачи

Образовательные:

1.Уточнить знания детей о понятиях: предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук, ударение.

2. Закрепить

— навыки звуко-буквенного анализа;

— правила построения предложения и текста;

3. Закрепить в самостоятельной деятельности:

— навыки чтения;

— умение составлять схему предложения из нескольких слов без предлога и с предлогом;

— делить слова на слоги и ставить ударение в слове;

— составлять слова из слогов, соотносить слова со слоговой схемой.

Развивающие:

1. Совершенствовать графические навыки

2. Развивать:

— мыслительные операции (навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

— слуховое и зрительное восприятие, память, внимание.

— способность детей к самостоятельным выводам

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки самоорганизации;

2. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, навыки сотрудничества.

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, портфель, мяч, кубики (красный, синий, зеленый), конверты, карточки со словами, карточки со схемами слов предложения, карточки с ребусами, карточки со слоговыми схемами слов, карточки со слогами, карточки с буквами, картинка колокольчика и наушников, простые карандаши, листы в клетку, карточка с графическим диктантом, звуковые пеналы, сюрпризы для детей.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто-то оставил здесь портфель! Может кто-то из вас пришел с портфелем в детский сад?

Дети: Не знаем, чей это портфель. В детский сад с портфелем не ходят.

Воспитатель: Как же нам узнать, чей он?

Дети: Нужно открыть и посмотреть, что внутри.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, посмотрим, что внутри.

(открываем портфель)

Смотрите, здесь какая-то схема (картинка с проектором и кнопкой «Включить»)

Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Нужно включить проектор

(включаем проектор)

1 слайд – изображение ПИШИ-ЧИТАЯ + конверт

Воспитатель: Догадались, кто у нас в группе портфель оставил.

Ребята, здесь еще и письмо (электронное). Послушайте, я вам его прочитаю.

Воспитатель: (читают письмо)

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы скоро пойдете в школу и уже знакомы с грамотой. Мне так хочется узнать, чему же вы научились. В моем портфеле вас «ожидают» интересные задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать буквы, из которых потом составите слово. Желаю вам удачи!!!

Ваш друг Пиши-Читай»

Воспитатель: Готовы показать Пиши-Читаю, чему вы научились? Проведем разминку. Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы и бросать вам по очереди мяч. Вы отвечаете на вопрос и бросаете мяч мне. (игра с мячом)

— из чего состоит наша речь? (из предложений)

— из чего состоит предложение? (из слов)

— на какие части можно разделить слово? (на слоги)

— из чего состоят слоги? (из звуков)

— чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим)

— на какие две группы делятся звуки? (на гласные и согласные)

— в словах гласные звуки какими могут быть (ударными и безударными)

— какими фишками мы с вами обозначали гласный звук, твердый согласный и мягкий согласный звук?

Воспитатель: Молодцы, на все вопросы ответили.

А теперь, Внимание! Слушайте задание!

К столу с синим квадратиком подойдут те ребята, имена которых начинаются с твердого согласного звука, к столу с зеленым квадратиком ребята, имена которых начинаются с мягкого согласного звука, а к столу с красным квадратиком те ребята, имена которых начинаются с гласного звука.

Установка: Ребята, работать вы будете в небольших группах. Поэтому помогайте друг другу, советуйтесь… от того, насколько дружно вы будете сотрудничать, зависит ваш успех.

2 Слайд-код (схема предложения)

Воспитатель: Итак, внимание на экран, подумайте и скажите, какое задание зашифровал для вас Пиши-Читай. Что нужно сделать?

Дети: составить предложения и их схемы.

Воспитатель: Каждая группа получает конверт под номером 1. Вам нужно сложить из слов предложение и составить схему этого предложения.

Воспитатель: Хорошо, с заданием вы справились.

Проверьте себя.

3 слайд (проверка) – предложение + схема в рамочках

«Красная» группа, прочитайте свое предложение («синяя», «зеленая»).

Скажите, пожалуйста, можно ли из этих предложений составить небольшой рассказ? Назовите первое предложение, второе? Третье?

Воспитатель читает текст: Послушайте еще раз, что у нас получилось

4 Слайд – текст из этих предложений.

(доп. задание)

Воспитатель: придумайте название для вашего рассказа. Назовите третье слово первого предложения, первое слово второго предложения, второе слово третьего предложения.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Каждая группа получает по одной букве.

Воспитатель: Внимание, следующее задание Пиши читая.

5 Слайд-код: слоговая схема слова с ударением

Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: составить слоговую схему слова

Воспитатель: Давайте посмотрим так ли это? открывайте конверт под номером 2. Что в нем?

Дети: схемы и ребус

6 слайд — ребусы

Воспитатель: Значит, что вам надо сделать сначала, и что потом?

Дети: отгадать ребус и подобрать схему.

Воспитатель: разгадали ребусы? Проверяем.

На 6 слайде вместо ребусов появляются картинки-отгадки

Воспитатель: итак, ребусы разгадали, а теперь разделите слово-отгадку на слоги, определите на какой слог падает ударение, и подберите нужную схему к слову с учетом ударения. Приступайте!

Воспитатель: Внимание на экран. Проверьте себя, и исправьте ошибки, если они есть.

На 6 слайде появляются слоговые схемы

Воспитатель: Молодцы, справились!

(доп. задание) Воспитатель: Группа красных, в вашем слове определите место звука Р и дайте ему характеристику.

Дети: звук Р в начале слова, он согласный, звонкий, твердый

Воспитатель: Группа синих в вашем слове определите место звука Ш и дайте его характеристику.

Дети: звук Ш находится в конце слова, он согласный, глухой, всегда твердый

Воспитатель: группа зеленых в вашем слове найдите место звука Й и дайте ему характеристику.

Дети: звук Й находится в середине слова, он согласный, звонкий, всегда мягкий.

Воспитатель: отлично, получите еще по одной букве

7 Слайд – слоги

Воспитатель: Внимание, следующее задание Пишичитая. Догадались, что надо будет сделать?

Дети: составить слова из слогов.

Физминутка. (под фонограмму «Усатый нянь»)

Воспитатель: Правильно. Пиши-Читай приготовил для вас игру «Собери слово». Открываем следующий конверт – номер 3. Выходите все ко мне. Возьмите слоги со стола. Прочитайте его и запомните. Правила такие: пока звучит музыка, вы ходите, двигаетесь. Как только музыка закончится, остановитесь и внимательно слушаете, какое слово я назову. Ребята, чей слог есть в этом слове, выстраивают его, взявшись за руки. Начинаем игру.

— идём, прыгаем, бежим

Собираем слова: у-чи-тель, аз-бу-ка, пе-нал, пар-та, шко-ла

Воспитатель: отдохнули (поиграли), немножко?! Посмотрите, какое следующее задание приготовил для вас Пиши-Читай.

8 слайд-код «Рисунок по клеточкам»

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что сейчас надо будет делать?

Дети: рисовать по клеточкам

Воспитатель: открываем конверт номер 4?

(раздаю детям листы в клеточки, диктую графический диктант)

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: буква …

Воспитатель: вот вы и нашли еще одну букву

Воспитатель: В портфеле Пишичитая остался всего один конверт.

В конверте № 5 – схема имя+звуковая схема

Слайд-код «Звуковые схемы и имена»

Дети: составить звуковую схему имени

Воспитатель: Пиши-Читай предлагает вам составить звуковую схему вашего имени. Открывайте свои звуковые пеналы и можете приступать к выполнению задания.

Воспитатель: Молодцы, все справились!

Воспитатель: Задания Пишичитая закончились, буквы вы все получили. Подходите к доске, повесьте каждый по одной букве и присядьте на стульчики. Давайте, попробуем составить из всех этих букв одно слово.

Кто уже догадался? . . . выходи к доске (один ребенок складывает слово «ПЕРВОКЛАССНИК»)

Итог НОД.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему Пиши-Читай задумал именно это слово для вас?

Воспитатель: вспомните задания Пиши-Читая? Что было самым трудным для вас, . . .? Что было самым интересным?

Дети:(ответы детей) . . .

Воспитатель: Посмотрите Пиши -Читай, что-то еще хочет вам сообщить

Слайд Звуковое письмо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"

Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы  условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...