НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.
«Наш друг Пиши-Читай»
Цель: закрепить и обобщить у детей знания, навыки и умения по обучению грамоте.
Задачи
Образовательные:
1.Уточнить знания детей о понятиях: предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук, ударение.
2. Закрепить
— навыки звуко-буквенного анализа;
— правила построения предложения и текста;
3. Закрепить в самостоятельной деятельности:
— навыки чтения;
— умение составлять схему предложения из нескольких слов без предлога и с предлогом;
— делить слова на слоги и ставить ударение в слове;
— составлять слова из слогов, соотносить слова со слоговой схемой.
Развивающие:
1. Совершенствовать графические навыки
2. Развивать:
— мыслительные операции (навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения)
— слуховое и зрительное восприятие, память, внимание.
— способность детей к самостоятельным выводам
Воспитательные:
1. Совершенствовать навыки самоорганизации;
2. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, навыки сотрудничества.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, портфель, мяч, кубики (красный, синий, зеленый), конверты, карточки со словами, карточки со схемами слов предложения, карточки с ребусами, карточки со слоговыми схемами слов, карточки со слогами, карточки с буквами, картинка колокольчика и наушников, простые карандаши, листы в клетку, карточка с графическим диктантом, звуковые пеналы, сюрпризы для детей.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто-то оставил здесь портфель! Может кто-то из вас пришел с портфелем в детский сад?
Дети: Не знаем, чей это портфель. В детский сад с портфелем не ходят.
Воспитатель: Как же нам узнать, чей он?
Дети: Нужно открыть и посмотреть, что внутри.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, посмотрим, что внутри.
(открываем портфель)
Смотрите, здесь какая-то схема (картинка с проектором и кнопкой «Включить»)
Как вы думаете, что нужно сделать?
Дети: Нужно включить проектор
(включаем проектор)
1 слайд – изображение ПИШИ-ЧИТАЯ + конверт
Воспитатель: Догадались, кто у нас в группе портфель оставил.
Ребята, здесь еще и письмо (электронное). Послушайте, я вам его прочитаю.
Воспитатель: (читают письмо)
«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы скоро пойдете в школу и уже знакомы с грамотой. Мне так хочется узнать, чему же вы научились. В моем портфеле вас «ожидают» интересные задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать буквы, из которых потом составите слово. Желаю вам удачи!!!
Ваш друг Пиши-Читай»
Воспитатель: Готовы показать Пиши-Читаю, чему вы научились? Проведем разминку. Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы и бросать вам по очереди мяч. Вы отвечаете на вопрос и бросаете мяч мне. (игра с мячом)
— из чего состоит наша речь? (из предложений)
— из чего состоит предложение? (из слов)
— на какие части можно разделить слово? (на слоги)
— из чего состоят слоги? (из звуков)
— чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим)
— на какие две группы делятся звуки? (на гласные и согласные)
— в словах гласные звуки какими могут быть (ударными и безударными)
— какими фишками мы с вами обозначали гласный звук, твердый согласный и мягкий согласный звук?
Воспитатель: Молодцы, на все вопросы ответили.
А теперь, Внимание! Слушайте задание!
К столу с синим квадратиком подойдут те ребята, имена которых начинаются с твердого согласного звука, к столу с зеленым квадратиком ребята, имена которых начинаются с мягкого согласного звука, а к столу с красным квадратиком те ребята, имена которых начинаются с гласного звука.
Установка: Ребята, работать вы будете в небольших группах. Поэтому помогайте друг другу, советуйтесь… от того, насколько дружно вы будете сотрудничать, зависит ваш успех.
2 Слайд-код (схема предложения)
Воспитатель: Итак, внимание на экран, подумайте и скажите, какое задание зашифровал для вас Пиши-Читай. Что нужно сделать?
Дети: составить предложения и их схемы.
Воспитатель: Каждая группа получает конверт под номером 1. Вам нужно сложить из слов предложение и составить схему этого предложения.
Воспитатель: Хорошо, с заданием вы справились.
Проверьте себя.
3 слайд (проверка) – предложение + схема в рамочках
«Красная» группа, прочитайте свое предложение («синяя», «зеленая»).
Скажите, пожалуйста, можно ли из этих предложений составить небольшой рассказ? Назовите первое предложение, второе? Третье?
Воспитатель читает текст: Послушайте еще раз, что у нас получилось
4 Слайд – текст из этих предложений.
(доп. задание)
Воспитатель: придумайте название для вашего рассказа. Назовите третье слово первого предложения, первое слово второго предложения, второе слово третьего предложения.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Каждая группа получает по одной букве.
Воспитатель: Внимание, следующее задание Пиши читая.
5 Слайд-код: слоговая схема слова с ударением
Как вы думаете, что нужно сделать?
Дети: составить слоговую схему слова
Воспитатель: Давайте посмотрим так ли это? открывайте конверт под номером 2. Что в нем?
Дети: схемы и ребус
6 слайд — ребусы
Воспитатель: Значит, что вам надо сделать сначала, и что потом?
Дети: отгадать ребус и подобрать схему.
Воспитатель: разгадали ребусы? Проверяем.
На 6 слайде вместо ребусов появляются картинки-отгадки
Воспитатель: итак, ребусы разгадали, а теперь разделите слово-отгадку на слоги, определите на какой слог падает ударение, и подберите нужную схему к слову с учетом ударения. Приступайте!
Воспитатель: Внимание на экран. Проверьте себя, и исправьте ошибки, если они есть.
На 6 слайде появляются слоговые схемы
Воспитатель: Молодцы, справились!
(доп. задание) Воспитатель: Группа красных, в вашем слове определите место звука Р и дайте ему характеристику.
Дети: звук Р в начале слова, он согласный, звонкий, твердый
Воспитатель: Группа синих в вашем слове определите место звука Ш и дайте его характеристику.
Дети: звук Ш находится в конце слова, он согласный, глухой, всегда твердый
Воспитатель: группа зеленых в вашем слове найдите место звука Й и дайте ему характеристику.
Дети: звук Й находится в середине слова, он согласный, звонкий, всегда мягкий.
Воспитатель: отлично, получите еще по одной букве
7 Слайд – слоги
Воспитатель: Внимание, следующее задание Пишичитая. Догадались, что надо будет сделать?
Дети: составить слова из слогов.
Физминутка. (под фонограмму «Усатый нянь»)
Воспитатель: Правильно. Пиши-Читай приготовил для вас игру «Собери слово». Открываем следующий конверт – номер 3. Выходите все ко мне. Возьмите слоги со стола. Прочитайте его и запомните. Правила такие: пока звучит музыка, вы ходите, двигаетесь. Как только музыка закончится, остановитесь и внимательно слушаете, какое слово я назову. Ребята, чей слог есть в этом слове, выстраивают его, взявшись за руки. Начинаем игру.
— идём, прыгаем, бежим
Собираем слова: у-чи-тель, аз-бу-ка, пе-нал, пар-та, шко-ла
Воспитатель: отдохнули (поиграли), немножко?! Посмотрите, какое следующее задание приготовил для вас Пиши-Читай.
8 слайд-код «Рисунок по клеточкам»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что сейчас надо будет делать?
Дети: рисовать по клеточкам
Воспитатель: открываем конверт номер 4?
(раздаю детям листы в клеточки, диктую графический диктант)
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: буква …
Воспитатель: вот вы и нашли еще одну букву
Воспитатель: В портфеле Пишичитая остался всего один конверт.
В конверте № 5 – схема имя+звуковая схема
Слайд-код «Звуковые схемы и имена»
Дети: составить звуковую схему имени
Воспитатель: Пиши-Читай предлагает вам составить звуковую схему вашего имени. Открывайте свои звуковые пеналы и можете приступать к выполнению задания.
Воспитатель: Молодцы, все справились!
Воспитатель: Задания Пишичитая закончились, буквы вы все получили. Подходите к доске, повесьте каждый по одной букве и присядьте на стульчики. Давайте, попробуем составить из всех этих букв одно слово.
Кто уже догадался? . . . выходи к доске (один ребенок складывает слово «ПЕРВОКЛАССНИК»)
Итог НОД.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему Пиши-Читай задумал именно это слово для вас?
Воспитатель: вспомните задания Пиши-Читая? Что было самым трудным для вас, . . .? Что было самым интересным?
Дети:(ответы детей) . . .
Воспитатель: Посмотрите Пиши -Читай, что-то еще хочет вам сообщить
Слайд Звуковое письмо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Ловкий грамотей»
Коммуникация (обучение грамоте)...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"
Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...
Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...