Алгоритм звуко-буквенного разбора слов.
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Данный материал предназначен для родителей, которые испытывают сложности в процессе объяснения звуко-буквенного разбора слов. При скачивании скобки встанут на место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_sostavleniya_zvukovoy_shemy_slova.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм составления звуковой схемы слова.
Для примера рассмотрим слово ДОМ.
1 . На слух произносим несколько раз слово ДОМ, Д-ОООО-М.
2. Считаем количество ЗВУКОВ (то, что мы слышим) в данном слове.
3.Выкладываем столько белых квадратиков, сколько услышали звуков. В данном случае- три белых квадратика.
4. Теперь мы должны дать характеристику каждому звуку в слове ДОМ. Для этого снова медленно произносим это слово отдельно по каждому звуку и прислушиваемся как звучит данный звук- мягко или твердо. Если звук произносится мягко, то выкладываем зеленый квадратик вместо первого белого, если звук слышится твердо, то выкладываем синий квадратик. В слове ДОМ первый звук [ Д ] звучит твердо, поэтому первый белый квадратик меняем на синий. Произносим второй звук в слове ДОМ. Это звук [ О ]. Он гласный, поэтому второй белый квадратик заменяем на красный. Третий звук в слове ДОМ- это звук [ М ] . Он тоже звучит твердо, поэтому третий белый квадратик заменяем на синий.
5. Далее мы должны выяснить, есть ли в слове ДОМ слоги-слияния, т.е сочетание гласного и согласного звуков. Для этого снова медленно произносим слово и слушаем …..мы должны услышать, что есть слог- слияния [ ДО ]и выпадающий звук [ М ] , т.е звук, который не имеет рядом с собой гласного звука. Поэтому первые два квадратика синий и красный заменяем на прямоугольник сине-красный, причем синий уголок должен быть внизу , а красный вверху, это значит, что слово начинается с первого согласного твердого звука [ Д ] , далее оставляем синий квадратик , который говорит о том, что в слове третий звук слышится отдельно, т.е не имеет рядом с собой в паре гласного звука (мы его называем выпадающим звуком).
6.Далее мы работаем со слоговыми скобками (круглые). Внизу схемы рисуем столько скобочек, сколько слогов в слове ДОМ . Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове ДОМ одна гласная, поэтому один слог. Рисуем одну слоговую скобочку в которую входит и слог- слияния и квадратик, потому, что выпадающие звуки тоже входят в слог, мы их никуда не выкидываем !!!!!
7.После того, как мы проанализировали все звуки в слове, мы записываем это слово буквами и выделяем слоговыми скобочками слоги. В данном случае ударение не ставится, потому что один гласный звук и ударение точно будет падать на него, во всех других случаях ставим ударение.
ДОМ
Пояснения: квадратные скобочки мы называем- звуковыми, в них пишется отдельный звук, например твердый обозначается так- [ Н ] , мягкий звук обозначается так- [ Н' ] верхняя запятая обозначает мягкость согласного звука. Что касается гласных звуков. Мы говорим, что они «выполняю свою работу». Гласные звуки А,О,Ы,У,Э- делают предыдущий согласный звук твердым, и звуки Е, Ё, Я,Ю, И- делают предыдущий согласный звук мягким. Сами гласные звуки не могут быть твердыми или мягкими (как говорят иногда дети). Они лишь выполняют свою работу.
Круглые скобочки мы называем слоговые и выделяем ими слоги:
Звуковая схема слова СТОЛИК
СТО ЛИК
Далее мы будем изучать гласные буквы , которые состоят из двух звуков. Это:
Е – состоит из мягкого согласного [ Й ] и гласного [ Э ] . Пишем ель, слышим [ йэль ].
Ё- состоит из мягкого согласного [ Й ] и гласного [ О ] . Пишем ёжик, слышим [ йожик ].
Ю- состоит из мягкого согласного [ Й ] и гласного [ У ]. Пишем юла, слышим [ йула].
Я- состоит из мягкого согласного [ Й ] и гласного [ А ]. Пишем маяк, слышим [ майак ].
Правило.
Если гласные буквы е,ё,ю,я стоят между согласными, то они обозначают один звук- е,ё,ю, я и указывают на мягкость предыдущего согласного.
Если буквы е,ё,ю,я стоят:
1.После гласной то они обозначают два звука
2. В начале слова
3. После Ъ и Ь знаков
Звуковая схема такого слова будет выглядеть вот так:
ЙО ЖЫК
Фонетический разбор слова:
[й]- согласный, мягкий на письме два этих звука обозначаем одной буквой - Ё
[о] -гласный, ударный
[ж]- ж -согласный, твердый , звонкий, шипящий (звук Ж на письме обозначаем буквой Ж)
[ы]- и- гласный, безударный (звук Ы на письме обозначаем буквой И, правило ЖИ-ШИ)
[к]- к - согласный, твердый, глухой (звук К на письме обозначаем буквой К)
Ёжик- 4 буквы, 5 звуков, 3 согласных, 2 гласных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...
Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова»
Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова». Общие характеристики звуков и букв....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»Учитель-логопед Трафимова Е.А.Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный ан...
Звуко-буквенный анализ слов. Звуки м, м. Буква М. (ОНР)
П Л А Н – К О Н С П Е К Тлогопедического занятияТЕМА: Звуко-буквенный анализ слов. Звуки м, м. Буква М.(ОНР) ЦЕЛИ: закрепить знания о букве М, звуках м,м, упражнять в звуко-...
Картотека "Фонетический разбор" (звуко-буквенный анализ слов).
Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обуче...
Методическая разработка по теме «Звуко-буквенный разбор слов»
. Данная методическая разработка представляет собой конспект семинара[1]практикума для родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу компенсирующей направленностидл я детей с ТНР, по те...
Как научиться делать звуко-буквенный разбор слов
Как научиться делать звуко-буквенный разборДля того, чтобы научиться делать звуко-буквенный разбор слова, важно понимать, что часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают.В слове мож...