Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте «Посылка Деда Грамотея»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте

«Посылка Деда Грамотея»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_obuchenie_gramote.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте

«Посылка Деда Грамотея»

Цель: вовлечение детей в речевую деятельность через решение проблемной ситуации и выполнение различных заданий.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять правильное произношение звука [ж] в речи с помощью чистоговорок;

- закреплять умение звукового анализа слова «мак»;

- закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;

- закреплять умение определять место звука в разобранном слове;

- закреплять умение делить слова на части (слоги);

- упражнять в составлении предложений с заданным словом;

- упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком.

Развивающие:

- развивать фонематический слух, речь, внимание;

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать других;

- воспитывать желание говорить красиво, правильно.

Материалы и оборудование: конверт, письмо, загадки, 4 ключа, сундучок, книги, картинки с изображением одежды, схема звукового анализа слова «мак».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Я скажу тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

2. Мотивационно-побудительный момент

(Стук в дверь)

Воспитатель: - Ребята! Кто – то стучит  в дверь. К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: - Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, он откроется, когда вы найдёте четыре ключа, положите их на сундучок и скажите волшебные слова. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!                                                                                      

Дед Грамотей!»

Воспитатель:- Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? (Ответы детей)

3. Основная часть

Воспитатель: - А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: - Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: - А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – и ключик наш!

   Задание №1.

Воспитатель: - А задание такое: поиграть  в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит чистоговорки, но, к сожалению, он забыл последние слова. Давайте поможем Дедушке!   

Жи-жи-жи нам стишок ты.......... расскажи

Жи-жи-жи в лесу живут..ежи

Же-же-же стоит машина в....гараже

Же-же-же живём на пятом.......этаже

Жу-жу-жу на животике.......лежу

Жу-жу-жу я жука в руке ..........держу

Воспитатель: - Молодцы! А теперь скажите какой звук чаще всего встречается в этих чистоговорках? ([ж]) Какой это звук, согласный или гласный? (согласный) Почему? (его нельзя пропеть, нам мешает язычок)

Воспитатель: - Молодцы, справились с первым заданием. Вот, держите ключик! Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: - Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

   Задание №2.

Воспитатель: - Вместе с письмом Деда Грамотея в конверте лежит карточка с изображением цветка. Что это за цветок? (Мак)

Воспитатель: - Задание для вас такое: нужно правильно назвать звуки в слове «мак». Для начала, скажите мне сколько звуков в слове «мак»? (три) Как вы узнали? (сколько квадратиков под картинкой – столько звуков в этом слове). Правильно, это наш с вами секрет!

Воспитатель: - Кто мне может сказать какой звук в слове «мммак» первый? (спросить нескольких детей) Правильно. А кто хочет рассказать звук [м] какой? (согласный, потому что мы его не можем пропеть, нам мешают губки) Фишкой какого цвета мы отмечаем согласные звуки? (синей) (кто-то из детей отмечает фишкой звук [м])

Аналогично определяются второй и третий звуки в слове «мак».

Воспитатель: - Молодцы!  (воспитатель переворачивает схему) Вот мы с вами назвали все звуки в слове «мак», а теперь скажите мне, пожалуйста, где (на каком месте?) в слове «мак» находится звук [к]? (в конце слова) Где в слове «мак» находится звук [м]? (в начале слова) Где в слове «мак» находится звук [а]? (в середине слова)

Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием. У нас уже два ключика есть. Устали? Давайте теперь отдохнем. Угадайте, кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: - Буратино. В Сказке « Золотой ключик».

4. Физминутка:

Буратино потянулся,           Руки  в стороны развёл,

Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,

                                        Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют  движения)

Воспитатель: - Вот еще одна загадка от Деда Грамотея:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: - Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Задание №3

 Воспитатель: - Вот и третье задание с третьим ключом. Дед Грамотей сложил в конверт картинки. Вам нужно узнать название какой картинки самое длинное и составить с этим словом предложения. Справитесь? Как мы можем узнать длинное слово или короткое? (разделить слова на части – слоги)

Давайте разделим эти слова на слоги. ( Дети делят слова на слоги с помощью хлопков).

Слова: шарф, носки, свитер, платье, брюки, рубашка, пальто, юбка, куртка, шорты.

Воспитатель: - Самое длинное? (рубашка).

(дети составляют с этим словом предложения и записывают его графически на доске)

Воспитатель: - Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик!

Воспитатель: - Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

                        Бьют его, а он не плачет,

                        Только выше, выше скачет!

Дети: - Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

   Задание №4.

Воспитатель: - Слушайте последнее, четвёртое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин, нам нужно купить продукты.  Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук [с]. Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук [м]: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

После выполнения задания дети получают четвёртый ключ.

Воспитатель: - Мы справились со всеми заданиями! Кладём ключи на сундучок и говорим волшебные слова:

Тук – тук – тук          (кулачками)

Чок – чок – чок         (топаем)

Открывайся сундучок!

Сундучок открывается.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: - Это книги!

Рефлексия:

Воспитатель: - Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим  книги в книжный уголок! И потом обязательно их прочитаем!  Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? А какое задание было самым трудным?  Какие вы у меня молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте Тема: «Путешествие в сказочный лес»

           В процессе работы сделала вывод, что можно достичь более высоких результатов, если проводить обучающую деятельность с использование...

Конспект занятия в старшей группе, по обучению грамоте на тему: «Строим дом»

Программное содержание:Учить определять место звука в слове, учить делать звуковой анализ, подбирать слова к схемам; учить составлять распространенные предложения. Развивать логическое мышление, памят...

Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте на тему: «Волшебные звуки».

Конспект НОД в старшей группе по обучению грамотена тему: «Волшебные звуки»....

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Гласный звук У, Буква У.»

Тема. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру.Определение количества слогов в словах.Дидактическая игра «Телеграф».1. Анализ звука У.Звук У тоже произносится ...

Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте " Письмо от Петрушки"

Интегрирующие области;физическая культура, познавательное развитие, коммуникативное развитие.Программное содержание:1. Закрепить понятие: алфавит, звук, буква, слово, предложение.2. Продолжить уч...

Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте

Создание проблемной ситуации. Помощь семье в осуществлении покупок путем деления слов на слоги. Обобщение группы предметов по сходным признакам путем исключения четвертого....