Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте «Посылка Деда Грамотея»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте
«Посылка Деда Грамотея»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_obuchenie_gramote.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте
«Посылка Деда Грамотея»
Цель: вовлечение детей в речевую деятельность через решение проблемной ситуации и выполнение различных заданий.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [ж] в речи с помощью чистоговорок;
- закреплять умение звукового анализа слова «мак»;
- закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
- закреплять умение определять место звука в разобранном слове;
- закреплять умение делить слова на части (слоги);
- упражнять в составлении предложений с заданным словом;
- упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком.
Развивающие:
- развивать фонематический слух, речь, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать других;
- воспитывать желание говорить красиво, правильно.
Материалы и оборудование: конверт, письмо, загадки, 4 ключа, сундучок, книги, картинки с изображением одежды, схема звукового анализа слова «мак».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Я скажу тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
2. Мотивационно-побудительный момент
(Стук в дверь)
Воспитатель: - Ребята! Кто – то стучит в дверь. К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: - Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, он откроется, когда вы найдёте четыре ключа, положите их на сундучок и скажите волшебные слова. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей!»
Воспитатель:- Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? (Ответы детей)
3. Основная часть
Воспитатель: - А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: - Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: - А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – и ключик наш!
Задание №1.
Воспитатель: - А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит чистоговорки, но, к сожалению, он забыл последние слова. Давайте поможем Дедушке!
Жи-жи-жи нам стишок ты.......... расскажи
Жи-жи-жи в лесу живут..ежи
Же-же-же стоит машина в....гараже
Же-же-же живём на пятом.......этаже
Жу-жу-жу на животике.......лежу
Жу-жу-жу я жука в руке ..........держу
Воспитатель: - Молодцы! А теперь скажите какой звук чаще всего встречается в этих чистоговорках? ([ж]) Какой это звук, согласный или гласный? (согласный) Почему? (его нельзя пропеть, нам мешает язычок)
Воспитатель: - Молодцы, справились с первым заданием. Вот, держите ключик! Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: - Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2.
Воспитатель: - Вместе с письмом Деда Грамотея в конверте лежит карточка с изображением цветка. Что это за цветок? (Мак)
Воспитатель: - Задание для вас такое: нужно правильно назвать звуки в слове «мак». Для начала, скажите мне сколько звуков в слове «мак»? (три) Как вы узнали? (сколько квадратиков под картинкой – столько звуков в этом слове). Правильно, это наш с вами секрет!
Воспитатель: - Кто мне может сказать какой звук в слове «мммак» первый? (спросить нескольких детей) Правильно. А кто хочет рассказать звук [м] какой? (согласный, потому что мы его не можем пропеть, нам мешают губки) Фишкой какого цвета мы отмечаем согласные звуки? (синей) (кто-то из детей отмечает фишкой звук [м])
Аналогично определяются второй и третий звуки в слове «мак».
Воспитатель: - Молодцы! (воспитатель переворачивает схему) Вот мы с вами назвали все звуки в слове «мак», а теперь скажите мне, пожалуйста, где (на каком месте?) в слове «мак» находится звук [к]? (в конце слова) Где в слове «мак» находится звук [м]? (в начале слова) Где в слове «мак» находится звук [а]? (в середине слова)
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием. У нас уже два ключика есть. Устали? Давайте теперь отдохнем. Угадайте, кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: - Буратино. В Сказке « Золотой ключик».
4. Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: - Вот еще одна загадка от Деда Грамотея:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: - Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №3
Воспитатель: - Вот и третье задание с третьим ключом. Дед Грамотей сложил в конверт картинки. Вам нужно узнать название какой картинки самое длинное и составить с этим словом предложения. Справитесь? Как мы можем узнать длинное слово или короткое? (разделить слова на части – слоги)
Давайте разделим эти слова на слоги. ( Дети делят слова на слоги с помощью хлопков).
Слова: шарф, носки, свитер, платье, брюки, рубашка, пальто, юбка, куртка, шорты.
Воспитатель: - Самое длинное? (рубашка).
(дети составляют с этим словом предложения и записывают его графически на доске)
Воспитатель: - Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик!
Воспитатель: - Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: - Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №4.
Воспитатель: - Слушайте последнее, четвёртое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин, нам нужно купить продукты. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук [с]. Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук [м]: молоко, масло, макароны, сметана, мука.
После выполнения задания дети получают четвёртый ключ.
Воспитатель: - Мы справились со всеми заданиями! Кладём ключи на сундучок и говорим волшебные слова:
Тук – тук – тук (кулачками)
Чок – чок – чок (топаем)
Открывайся сундучок!
Сундучок открывается.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: - Это книги!
Рефлексия:
Воспитатель: - Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим книги в книжный уголок! И потом обязательно их прочитаем! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? А какое задание было самым трудным? Какие вы у меня молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте Тема: «Путешествие в сказочный лес»
В процессе работы сделала вывод, что можно достичь более высоких результатов, если проводить обучающую деятельность с использование...
Конспект занятия в старшей группе, по обучению грамоте на тему: «Строим дом»
Программное содержание:Учить определять место звука в слове, учить делать звуковой анализ, подбирать слова к схемам; учить составлять распространенные предложения. Развивать логическое мышление, памят...
Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте на тему: «Волшебные звуки».
Конспект НОД в старшей группе по обучению грамотена тему: «Волшебные звуки»....
Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте на тему "Слог" с использованием технологии развивающего обучения
Формирование умения делить слова на части-слоги....
Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Гласный звук У, Буква У.»
Тема. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру.Определение количества слогов в словах.Дидактическая игра «Телеграф».1. Анализ звука У.Звук У тоже произносится ...
Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте " Письмо от Петрушки"
Интегрирующие области;физическая культура, познавательное развитие, коммуникативное развитие.Программное содержание:1. Закрепить понятие: алфавит, звук, буква, слово, предложение.2. Продолжить уч...
Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте
Создание проблемной ситуации. Помощь семье в осуществлении покупок путем деления слов на слоги. Обобщение группы предметов по сходным признакам путем исключения четвертого....