Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Василенкова Татьяна Сергеевна

Тема: "Космическое путешествие на планету "Правильной речи""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе комбинированной направленности

Тема: «Космическое путешествие на планету Правильной речи»

Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Цель: Создать условия для формирования фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: Совершенствовать навык выделения заданного звука в слове, определять количество слогов в слове. Отрабатывать умения определения ударного слога в слове. Тренироваться подбирать предложения к схеме.
  2. Коррекционно-развивающие: Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза. Развивать зрительное внимание, мышление.
  3. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать у детей позитивное отношение к правильной речи.

Оборудование: интерактивная доска, мягкие модули для постройки космического корабля, разрезная буква М из 6 частей, карточки с заданиями, стрелочки, карандаши, конверты с заданиями, ковёр, столы, стулья.

Ход:

  1. Орг. момент

Дети с педагогом заходят в группу и видят в уголке речи Звукарика, который что-то ищет..

Педагог: Ой, ребята, а кто это?

Звукарик: Здравствуйте, меня зовут Звукарик – я житель планеты Правильной речи, прилетел к вам за помощью. До нас дошли слухи, что ваши ребята уже изучили звук и букву М, а у нас как раз произошла беда, изображение этой буквы у нас рассыпалось, и разлетелось по всей космической Галактике. 

Педагог: Да, неприятность.. Ребята, ну что, поможем Звукарику и остальным жителям планеты Правильной речи? (ответы детей)

Пелагог: Как мы можем помочь? (ответы детей) Ребята, а на чём мы можем передвигаться в космосе? (на космическом корабле) 

Педагог: Тогда, я приглашаю вас в наш космический корабль Знаний, на котором мы отправимся в космическое путешествие. Впереди нас ждут испытания, а помогать нам будет – Звукарик.

Дети и персонаж рассаживаются на мягкие модули, которые сделаны в виде корабля.

Педагог: Теперь мы можем завести двигатель корабля и отправится в путь. Дружно произносим – М-М-М .., так гудит наш двигатель. (Дети произносят звук [м]).

(На интерактивной доске - окно иллюминатора, в котором видны мелькающие звезды.)

  1. Основная часть

Педагог: Ребята, посмотрите, первая планета, на которой мы оказались, называется планета Грамотеев (Планета отображается на экране). Чтобы грамотеи – жители этой планеты, пропустили нас дальше, нам нужно выполнить их задание.

(Педагог достает конверт с заданием.)

1-ый конверт – «Назовите картинки, в названии которых есть звук М». (На экране демонстрируется первое задание).

Педагог: Посмотрите на экран, назовите только те картинки, в названии которых слышится звук М. (На экране изображения: сом, стол, кит, дом, молоко, кукла, малина, шкаф, муравей).

Дети называют слова со звуком М.

Педагог: Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились! Ой, ребята, а в конверте у меня оказалась часть какого-то изображения, как вы думаете это часть чего? (буквы М)    

Педагог: Звукарик, первая часть буквы, которая у вас рассыпалась, нашлась, теперь наш корабль может лететь дальше, чтобы отыскать остальные части. Следующая планета, на нашем пути - планета Звуков.

Педагог: Заводим двигатель! М-М-М..

(На экране отображаются мелькающие звёзды)  

Звукарик:  Вот и планета Звуков (Планета отображается на экране). Ребята, будьте внимательны: жители этой планеты – большие хитрецы, так и норовят обхитрить гостей! Они тоже приготовили для вас задание. Вы не зевайте, задание внимательно выполняйте.

2-ой конверт – «Определи место звука в слове». (На экране демонстрируется задание 2)

Педагог: Посмотрите на экран. Назовите эти картинки (Дети их называют:мак, лампа, дом, самолёт, матрёшка.) Обратите внимание на схемы, которые здесь отображены, они обозначают место звука в слове (начало, середина, конец).

- Назовите картинки, выделяя звук [м]. Найдите слова, в которых звук [м] находится в начале, середине, конце. Соедините каждую картинку с соответствующей схемой.

Дети поочередно выполняют задание на интерактивной доске.

Педагог: Молодцы ребята, справились с таким сложным заданием, в наших руках еще одна часть буквы, а наш корабль держит курс на планету Слогов. Здесь нас ждёт сюрприз-задание, которое приготовил для вас король этой планеты. Слушайте внимательно.

3-ий конверт – «Сколько слогов в слове».  (На экране демонстрируется задание 3)

Педагог: Ребята, для выполнения этого задания предлагаю вам на время покинуть космический корабль и расположиться на ковре.

Перед вами карточки и стрелочки к ним. Слева нарисованы картинки, давайте их назовём: муха, мак, макароны, матрёшка. Справа в кружках написаны цифры: 1,2,3,4. Цифра обозначает количество слогов в слове.

Послушайте задание. Сосчитайте, сколько слогов в каждом слове. Соедините каждую картинку стрелочкой с соответствующей цифрой.

(Дети выполняют задание)

Звукарик: Ох, и сложное задание придумал для вас король планеты Слогов! Но вы отлично справились с ним, и в наших руках еще одна часть буквы! А сейчас я думаю нам пора немного отдохнуть и размяться!

Физ. минутка:

Космическая мечта

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

(руки вверх, в стороны, вниз)

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

(повороты в стороны)

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

(рывки руками)

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

(повороты туловища)

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

Дети проговаривают физ. минутку.

Педагог: Возвращаемся на корабль, заводим двигатель – М-М-М, продолжаем полёт.

4-ый конверт – «Найди слову домик». (На экране задание 4)

Педагог: Посмотрите на экран. Что вы видите? (Ответы детей). Справа – картинки. Давайте их назовём: мост, сом, маки.  А слева вы видите схемы слов – прямоугольники с квадратиками синего, зелёного и красного цветов.  Это «домики» для слов.

Покинем корабль и пройдем за столы, у каждого из вас есть карточки, послушайте задание. Определите, сколько и каких звуков в каждом слове. Соедините линией картинку с подходящим «домиком» (схемой).

Звукарик: Молодцы, быстро справились, и еще одна часть буквы нашлась в конверте.

Педагог: Нужно лететь дальше, возвращаемся на корабль, заводим двигатель (М-М-М).

Звукарик: Прямо по курсу – метеоритный дождь! Необходимы срочные меры! Давайте выполним следующее задание, чтобы метеориты не разрушили наш корабль.

5-ый конверт – «Ударение в слове». (На экране 5 задание)

Педагог: На экране изображены предметы: медаль, пальма, миска, лимон, рама, сумка. Вверху – два прямоугольника – это схемы слов. Обратите внимание, что схемы разные: у первой схемы ударение (чёрточка над схемой) падает на первый слог, а во второй схеме – на второй слог.

Послушайте задание. Произнесите слова. Найдите, на какой слог падает ударение. Соедините картинки с подходящей к слову схемой.

(Дети поочерёдно выполняют задание на интерактивной доске.)

Звукарик: Молодцы, вы отлично справились с заданием! Наш корабль выбрался из метеоритного дождя и в конверте оказалась еще часть изображения буквы.

Звукарик: Уважаемый капитан и пассажиры, посмотрите вперед – мы приближаемся к планете Правильной речи. (На экране изображение планеты)

(Раздается звук тревоги)

Педагог: Звукарик, что случилось?

Звукарик: О-е-е-й! Беда! К нам приближается комета «АБВГДЕЙ-ка»! Ребята, чтобы не столкнуться с планетой, нам нужно выполнить ее задание.

6-ой конверт – «Подбери предложение к схеме». (На экране 6 задание)

Педагог: Посмотрите на экран, вверху нарисованы картинки к предложениям: «Девочка катается на самокате», «Девочка несёт мяч», «Мальчик спит». Внизу вы видите схемы предложений.

Послушайте задание: найдите ту картинку, которая подходит к данной схеме, и проведите дорожку.

(Дети выполняют задание)

Звукарик: Отлично, справились! Наконец-то мы добрались до моей планеты Правильной речи.

Педагог: Да, путь наш был не прост, зато мы собрали все части буквы..Ребята, какие задания мы выполняли, чтобы собрать все части буквы? (Ответы детей)

Педагог:  А теперь давайте соберём из частей букву. (Дети собирают букву)

Звукарик: Какие вы молодцы, спасибо вам большое, вы выручили нашу планету! И за это мы вам хотим подарить вот такие блокноты, в которых вы можете печатать буквы, слова, предложения и становится грамотными!

Педагог: Звукарик, спасибо тебе за увлекательное путешествие и подарки, но нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. Включаем двигатели (М-М-М) и летим на нашу планету.

(На экране – окно иллюминатора, в котором видны мелькающие звёзды и приближающаяся Земля. В процессе полёта педагог проводит рефлексию)

  1. Рефлексия

Педагог: Ребята, вам понравилось путешествие? На какой планете было самое сложное задание? Что было опасным в путешествии? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей). Ну вот мы и вернулись в детский сад, спасибо вам за участие, до встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Занятие №2. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

     Занятие №2.  Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ сл...

Занятие. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

     Занятие №2.  Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ сл...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...