Подготовка дошкольников к обучению грамоте
презентация по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Она осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте .
Дошкольники не только видят буквы и слышат звуки, но и могут на практике в тетради применить полученные знания и умения, осуществить самоконтроль, самооценку своей работы. Древняя пословица гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю». Основной метод обучения в работе с дошкольниками – это наглядность
Знакомить детей со звуковой стороной слова , самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада , (с 4 лет), когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам. Содержание работы по возрастам
Средний дошкольный возраст
С ловарные упражнения , помогающие употреблять термин «слова »: «Образуй новые слова от слова образца (« зайчишка», «зайчик», «зайчонок »). « Назвать сюжетную картинку или группы предметов одним словом (игрушки, овощи, фрукты) ». « Назвать слова, обозначающие качество предметов, например яблоко (круглое, красное, кислое) ». « Задания на различение слов сходных по звучанию: ( мишка-шишка , баран-банан и т. д .)». « Задания на ознакомление детей со слоговой структурой слова ( слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность) ». Ознакомление со словом
Ознакомление с изучаемым звуком проходит 4 этапа , которые сменяют друг друга: 1. В словах живут звуки окружающего мира («Песенка Жука») ; 2. Интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове) ; 3. Формирование умения различать твердые, мягкие согласные; 4. Названия слов с заданным звуком. Ознакомление со звуками
Развитие мелкой моторики (гимнастика для пальцев рук) тесно связанно с речью детей. С этой целью проводятся специальные упражнения для пальцев рук , состоящие из последовательных действий, которые сопровождаются стихотворениями, считалками, потешками. Выполнение упражнений способствует тренировке пальцев, которые становятся подвижными, гибкими. Исчезает скованность движений. Другие эффективные средства: мазайка , лепка, штриховка, вязание, конструирование из мелких элементов и др. Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму
Возраст 5-7 лет - этап развития звуко - буквенного анализа и формирования первоначальных навыков чтения. В этом возрасте дети учатся проводить фонетический разбор слов : Количество слогов; Гласные звуки (ударные и безударные) ; Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие) ; Количество звуков и букв. Старший дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст Подготовка детей 5-7 лет к обучению грамоте включает два основных направления
При обучении старших дошкольников основам грамоты решаются основные задачи: учить детей проводить звуковой анализ слов (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие) ; учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук; знакомить детей с графическим изображением буквы; обучать чтению слогов; развивать и укреплять мелкие мышцы рук. Старший дошкольный возраст
Проводится поэтапно: определение количества слогов в слове; - последовательное произношение каждого звука в слове; - определение количества звуков в слове; - построение звуковых «домиков», где каждому звуку отводится своя клетка-«комнатка» (количество клеток соответствует количеству звуков) ; - обозначение звуков их определенным цветом (гласные - красным, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым) . Развитие навыка звуко-буквенного анализа слов
Необходимо научить ребенка различать понятия «звук» и «буква»: Звук - то, что мы слышим и произносим Буква - то, что мы видим и пишем. Буква - это «одежда» для звука .
Штриховка буквы: гласные штрихуются красным цветом, согласные - синим (твердые) и зеленым - мягкие. Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины. Эта работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму. Подготовка руки ребенка к письму - овладение некоторыми графическими умениями
1. Алексеева М.М., Яшина В.И . Методика развития и обучения родному языку дошкольников. М., 2007. 2. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. Конспекты занятий. – М., Издательство: Вентана-Граф, 2011 3. Лосева И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009 4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников М. 2006. Литература
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка дошкольников к обучению грамоте
В данной статье предлагается теоритический и практический материал по подготовке детей к обучению грамоте...
Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...
Подготовка дошкольников к обучению грамоте
Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких...
Анкеты для родителей "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"
Подготовка дошкольников к обучению грамоте - сложный, важный процесс. Для более эффективного обучения , в процессе должны участвовать не только педагоги, воспитатели, но и родители....
Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют ...
Советы родителям при подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Дети хотят поскорее научиться рисовать, читать, писать, но, к сожалению, у некоторых уже в первые недели пребывания в школе могут возникнут...
Наглядно-дидактическое пособие для подготовки дошкольников к обучению грамоте
Развитие фонетико-фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов дошкольников....