Опыт работы по теме: "Формирование грамотного читателя в проектно-исследовательской деятельности"
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)
Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. И сейчас в наше современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания. Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» - это отдельная образовательная область, без которой невозможно полноценное развитие в других образовательных областях. Сегодня вопрос развития речи стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом, у них пропал интерес к книгам. Обучение дошкольников основам грамотности - чтению и письму по школьному типу без учёта психофизиологических особенностей, требующее пошаговое выполнение заданий, предъявляемых взрослым –это традиционная методика развития речи, которая строится в форме систематических занятий. Этот тип работы ,безусловно, вреден для работы с дошкольниками . Сейчас в современном образовании понятие «грамотного читателя » - это «широкое» понятие: это понимание смысла прочитанного текста, это способность к рассуждению, это умение воспринимать тексты различных жанров на слух и умение связно передавать содержание сюжетов сказок, историй, событий из собственной жизни и опыта других людей, это понимание значения письма и чтения в жизни, это культура рассказывания, умение выразить себя в устной и письменной речи. Для развития ребёнка важны не буквы, слоги, слова сами по себе, а то, для чего они нужны – для передачи информации. Это и есть ожидаемые результаты, которых может достигнуть ребёнок к концу дошкольного детства. Поэтому для формирования грамотного читателя необходимы в теории и практике современные подходы, учитывающие интересы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
form._gram._chitat._proekt_.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация опыта по теме: «Формирование грамотного читателя в проектно-исследовательской деятельности» (проект «Книгоиздательство» с использованием пособия «Речь: плюс»)
Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. И сейчас в наше современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания. Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» - это отдельная образовательная область, без которой невозможно полноценное развитие в других образовательных областях. Сегодня вопрос развития речи стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом, у них пропал интерес к книгам. Обучение дошкольников основам грамотности - чтению и письму по школьному типу без учёта психофизиологических особенностей, требующее пошаговое выполнение заданий, предъявляемых взрослым –это традиционная методика развития речи, которая строится в форме систематических занятий. Этот тип работы ,безусловно, вреден для работы с дошкольниками . Сейчас в современном образовании понятие «грамотного читателя » - это «широкое» понятие: это понимание смысла прочитанного текста, это способность к рассуждению, это умение воспринимать тексты различных жанров на слух и умение связно передавать содержание сюжетов сказок, историй, событий из собственной жизни и опыта других людей, это понимание значения письма и чтения в жизни, это культура рассказывания, умение выразить себя в устной и письменной речи. Для развития ребёнка важны не буквы, слоги, слова сами по себе, а то, для чего они нужны – для передачи информации. Это и есть ожидаемые результаты, которых может достигнуть ребёнок к концу дошкольного детства. Поэтому для формирования грамотного читателя необходимы в теории и практике современные подходы, учитывающие интересы детей. Наш детский сад «Белоснежка» работает по программе «Вдохновение» А.Г.Асмолова(научный руководитель проекта), которая соответствует всем требованиям ФГОС ДО . В основе программы - проектно-тематический подход к организации образовательной деятельности. Это идеальный подход для открытий, исследований детьми интересующих их вопросов. С целью комплексной реализации направления по речевому развитию для детей разных возрастных групп мы организовали работу «Лаборатории грамотности». В основу образовательной практики положены методические рекомендации Л,Свирской (Автора программы «Вдохновение»). Формы, методы работы в «Лаборатории грамотности»: -Рассматривание книжек с картинками( «центр грамоты», «центр книги»); - «Самостоятельное чтение книг» (импровизация с опорой на картинки); - Рассказывание и чтение вслух воспитателем; - Рассказывание взрослыми историй из своего опыта; - Рассказывание литературных историй и сказок; - Дневники или ежедневные истории; - Тематическая азбука; - Изготовление книг; - Письменное документирование детских историй; - Знакомство с рифмами. Стихами и творческими играми; - Знакомство с письмом и письменностью; - Детская журналистика; - Тематические проекты как средство развития предпосылок грамотности. Подходы в развитии грамотности : - Исследовательский подход (буквы на вкус и цвет), как писали в старину, образцы букв); - Игровой подход (создание игр вместе с детьми) В сфере речевого развития мы используем пособие «Речь: плюс» - это полный комплекс материалов для организации полноценного, грамотного и эффективного речевого развития детей дошкольного возраста: рабочие и диагностические тетради, игровые материалы и картотека игр для детей, а также методические материалы для взрослых, в том числе журнал для ведения наблюдений, описание средств и методов педагогической поддержки ребенка. В данное пособие входит набор "Детская типография", предназначенный для детских печатных работ. С помощью штампов ребенок познакомится с буквами и научится составлять из них слова. Дети, знакомые с буквами, найдут самое широкое применение "Детской типографии" в своих играх, увлечениях и творчестве. Отпечатанные "типографские" бланки, медицинские рецепты, меню, объявления сделают ролевые и другие детские игры и занятия еще более "настоящими". "Типография" станет незаменимой в создании открыток и плакатов, детских газет и журналов и оформлении других познавательных и творческих детских проектов. Данное пособие можно использовать в проектной деятельности при создании детских книжек – самоделок. Проект «Книгоиздательство» - это одно из эффективных средств развития связной речи посредством специально организованной нетрадиционной совместной деятельности воспитателя и детей, родителей и детей. Для реализации данного проекта необходимо: 1. Создать условия (развивающей среды, насыщенной яркими событиями и переживаниями жизни детей) для стимулирования сочинительской деятельности детей; оснащение уголка книгоиздательства; 2. Обучить детей различным приемам сочинительства: по картине, по серии картинок, по моделям, без опоры на наглядность и пр.; 3. Методически обеспечить процесс собственно детского сочинительства (методы и приемы помощи детям, мотивации, руководства, поощрения и пр.); 4. Познакомить детей с книгой, ее функцией и назначением, с процессом книгоиздательства, книгопечатания, с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг; 5. Провести работу с родителями (обучение помощи детям при сочинительстве, обучение правилам и приемам записи детских текстов пр.); 6. Собственно практическая деятельность детей по изготовлению книг.
Этот проект может быть долгосрочным. Создание самодельных книжек с текстами, рисунками, фотографиями и прочими проявлениями творчества детей и взрослых может составлять часть любого образовательного проекта.. Работа по развитию речи средствами «Книгоиздательства» может продолжаться и в других центрах активности: например, в центре с/р игры – делают и читают книжки куклам, в центре науки – записывают результаты своих опытов. Успешно справиться с изготовлением книги может помочь и презентация. Таким образом, все, чем заняты, сиюминутно заинтересованы или увлечены дети – это фундамент для овладения основами грамотности в естественных условиях. Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что у детей повысился интерес к творческой речевой деятельности. Дети с удовольствием рассказывают, фантазируют, делают своими руками красивые и содержательные книги. Они успешно овладеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей. Из 28 воспитанников подготовительной группы с высоким показателем речевого развития …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"
Разработанные методы и приёмы могут быть адаптированны в ДОУ, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, а также для повышения взаимодействия педагог...
Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"
Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....
Опыт работы по теме «Формирование предпосылок финансовой грамотности»
описан опыт работы по финансовому просвещению дошкольников...
Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"
Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"...
Обобщенный опыт работы по теме Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
Обобщенный опыт работы...
опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвящение детей. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важненйших задач образовательного процесса. Че...