Занятие по развитию речи "Звук и буква Б".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Королькова Наталья Юрьевна

конспект открытого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_b.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД (обучение грамоте) в  подготовительной  группе  по теме:

                                       «Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».        

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».        

       Данный материал будет полезен  воспитателям подготовительной группы.  Конспект по обучению грамоте  направлен на то, чтобы научить детей правильно произносить звуки [б], [б’] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б».

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) (обучение грамоте) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»          

Форма организации: групповая

Цель: Научить детей правильно произносить звуки [б], [б’] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б». Познакомить детей с графическим образом буквы.

Задачи:

Образовательные: Сформировать самоконтроль за речью  через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль, готовить руку к письму, формировать навык слитного чтения, автоматизировать звук [б] в слогах, словах и предложениях, учить различать звуки по твёрдости – мягкости, закрепить навык звуко – слогового анализа и синтеза слов.

Развивающие: Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности, усидчивость, дисциплинированность, навыки аккуратности, сотрудничества, потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога. Воспитывать мотивацию к обучению.

Демонстрационный материал: Изображения клоунов Бома и Бима; предметные  картинки  и игрушки на  звуки [б], [б’] в начале, середине и конце слов; магнитная азбука; элементы буквы «Б».

Раздаточный материал: Карандаши, рабочие тетради, фишки для звукового анализа, индивидуальные зеркала; кассы букв.

Методические приёмы: Игровая ситуация, беседа – диалог, физкульт-минутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

1.Организационный момент.

     Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

2.Артикуляционная гимнастика.

Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»),

А подвижный язычок работой заниматься.

Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),

А потом забор построил. Красота. («Заборчик»).

Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»),

По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи),

Мясорубку надо сделать не спеша («Мясорубка»),

Физзарядка получилась хороша.

3.Сообщение темы.

  - К нам в гости пришли весёлые клоуны  Бом и Бим. А в имени  Бом  какой первый звук? (Звук [ б].) Ребята какой первый звук  вы слышите в имени Бим?  (Звук [ б’].)  

  - Сегодня вы познакомитесь со звуками [б] и [б’] и научитесь их чётко произносить.

4.Характеристика звуков по  артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.

  - Ребята давайте произнесём  звук   [ б] перед зеркалом.

  -Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)

  - Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает  язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук  [ б] звонкий.

- Звук [ б]  - согласный, твердый, звонкий.

 - А звук  [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)

  - Молодцы ребята.

 5.Развитие мягкой голосоподачи. Голосовое упражнение «Немое кино».

- Будьте внимательны, я буду показывать звуки без голоса, а потом мы с вами их пропоем. (Звукоряды: ауи, иуа,  иау.)

 6. Произношение звуков  [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений.

- Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ними:

- на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу;

- на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо;

- на барабане – бам-бом-бум-бим.

 7. Развитие фонематических представлений.

- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук  [б], хлопните в ладоши.

Ха,  ба,  па,  ты,  бы,  мы,  бо,  но,  по,  бу,  ту,   пу….

Игра «Поймай слово»

- Ребята, вы должны будете хлопками «ловить» слова со звуками [б], [б’].

(Альбом, хобот, буква, кабан, азбука, паук, машина, бант, нос, батон, соболь, бревно, робот, губы.)

- Вы хорошо справились с заданием, молодцы!

 8.Анализ слогов «би», «ба», «бу»,  и слов «Бим», «Бом».

- Бом спрашивает, а зачем вам ребята эти  цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)

- А что это за замки и почему они разноцветные? (В этих замках живут звуки. В красном замке живут гласные звуки, в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные.)

- В левую руку возьмите синий кружок, в правую  - красный. Даю я вам звуки [б], [а]. Какой получился слог? (Ба.) Теперь Бом вам даёт звуки [б], [о]. (Бо.)

-Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м].) Бим даёт вам кружочками слог «би», дополните слог «би» звуком, чтобы получилось имя Бим.

Игра «Кто внимательный»

- Давайте поиграем. Когда я назову согласный твердый звук[ б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук  [б’] …(Зеленый кружок). Бом и Бим  посмотрят, кто самый внимательный из вас. Б, б’, б’, б, б, бя, ба, бы, аб, бе.

9.Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

-Посмотрите на доску, перед вами картинки, нужно назвать только те картинки, в которых есть звук  [ б] (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот).

    Необходимо  раздать  детям картинки и предложить им обозначить звук [ б] на схематической полоске слова.

- Возьмите, полоски. Внимательно посмотрите на картинки и обозначьте

звук [ б] на полоске соответствующей фишкой.

- А теперь ребята, угадайте слово, начав его [ б] или [б’]:

…елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки.

- Бим и Бом принесли вам подарки, в названии которых есть звуки [ б] и [б’]. Только что – то я запуталась, кто из них какой сундучок с подарками принёс, давайте вместе разберёмся.

- Что у нас в первом сундучке? (Баночка, бумага, банан, бусы.)

-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук  [ б].)

- А где вы произносили звук  [ б]? (В начале слова.)

- Так, а что же во втором сундучке? (Белочка, билет, бинт, бегемот.)

- И какой же звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б’].)  

- Ну и кто ж тогда подарил вам первый сундучок с подарками? ( Первый сундучок подарил  Бом.)

- А второй  сундучок? (Второй сундучок подарил Бим)

10.Произношение звука  [ б]  в связной речи.

- Повторите за мной чистоговорку.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

- Мама, мама! Вон труба!

Бу-бу-бу, бу-бу-бу

- Ты и мне купи трубу,

Би-би-би, би-би-би

- Ты на этой потруби.

Бу-бу-бу, бу-бу-бу

-  Дядя, дайте мне трубу,

Бе-бе-бе, бе-бе-бе

- Потрубил я на трубе,

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

- Не нужна уже труба.

                                Физкультминутка.

С барабаном ходит ежик,

 Бум-бум-бум!

 Целый день играет ежик,

 Бум-бум-бум!

 С барабаном за плечами,

 Бум-бум-бум!

 Ежик в сад забрел случайно,

 Бум-бум-бум!

 Очень яблоки любил он,

 Бум-бум-бум!

 Барабан в саду забыл он,

 Бум-бум-бум!

 Ночью яблоки срывались,

 Бум-бум-бум!

 И удары раздавались,

 Бум-бум-бум!

 Зайцы здорово струхнули,

 Бум-бум-бум!

 Глаз до зорьки не сомкнули,

 Бум-бум-бум!

11.Знакомство с буквой «Б».

- Ребята, с какими звуками нас познакомили клоуны Бом и Бим? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой  буквой обозначаются эти звуки? (Да.)

- Но для начала давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? (Звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (Буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б. Из каких элементов состоит буква Б? ( Из длинной и короткой палочки, полукруга).

Буква эта с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

- Построим из пальцев  букву «Б».

 Указательный с большим

Мы в кольцо соединим

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим.

- На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р), каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».

- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.                                  

Игра «Преврати слово». Выкладывание слов: бык - бок – бак. (Работа у доски)

- Перед вами на доске выложено слово БЫК.  Измените в этом слове  звук «Ы» на звук «О», какое слово получиться. Измените букву в слове. (БОК.)

-  Измените в этом слове  звук «О» на звук «А», какое слово получиться. Измените букву в слове. (БАК.)  Молодцы!

- Посмотрите ребята, изменяя в слове одну только буквы мы меняем смысл слова.

12. Организация окончания занятия.

- Вот вы и справились со всеми заданиями.  Ну что ж, Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы  с вами узнали так много слов со звуками [ б] и [б’]. Давайте вспомним слова со звуками [ б] и [б’].  (Бант, бумага, белка, барабан, банка.)  Ребята вам понравилось занятие?

Список литературы:

1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 160 с.

2.Гомзяк О.С. «Говорим правильно» Альбом упражнений по Обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы. – 68с.

3.КыласоваЛ.Е.Развитие речи: конспекты занятий для подготовительной группы. – 2 – е изд.- Волгоград: Учитель, 2011. -  332с.

4.Миронова Н.М. «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы». Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. – 103с.

5.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002 . – 240 с.

6.Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

Занятие по развитию речи. Тема звук и буква "Л"

Данное занятие итоговое по закреплению звука и буквы "Л" в подготовительной группе.  Даёт детям возможность в игровой форме находить различия между звуком и буквой....

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия "Звуки П-Пь. Буква П"

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект открытого занятия по развитию речи на букву «Д».

Занятие по развитию речи на букву «Д» в старшей группеПо мотивам книги М.Площадной «Моя семья от «А» до «Я».Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художестве...

«Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы. План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В».

laquo;Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы.План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В»....