Занятие по развитию речи "Звук и буква Б".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме:
«Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Конспект по обучению грамоте направлен на то, чтобы научить детей правильно произносить звуки [б], [б’] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б».
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) (обучение грамоте) по теме ««Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»
Форма организации: групповая
Цель: Научить детей правильно произносить звуки [б], [б’] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б». Познакомить детей с графическим образом буквы.
Задачи:
Образовательные: Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль, готовить руку к письму, формировать навык слитного чтения, автоматизировать звук [б] в слогах, словах и предложениях, учить различать звуки по твёрдости – мягкости, закрепить навык звуко – слогового анализа и синтеза слов.
Развивающие: Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.
Воспитательные: Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности, усидчивость, дисциплинированность, навыки аккуратности, сотрудничества, потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога. Воспитывать мотивацию к обучению.
Демонстрационный материал: Изображения клоунов Бома и Бима; предметные картинки и игрушки на звуки [б], [б’] в начале, середине и конце слов; магнитная азбука; элементы буквы «Б».
Раздаточный материал: Карандаши, рабочие тетради, фишки для звукового анализа, индивидуальные зеркала; кассы букв.
Методические приёмы: Игровая ситуация, беседа – диалог, физкульт-минутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
1.Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
2.Артикуляционная гимнастика.
Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»),
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),
А потом забор построил. Красота. («Заборчик»).
Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»),
По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи),
Мясорубку надо сделать не спеша («Мясорубка»),
Физзарядка получилась хороша.
3.Сообщение темы.
- К нам в гости пришли весёлые клоуны Бом и Бим. А в имени Бом какой первый звук? (Звук [ б].) Ребята какой первый звук вы слышите в имени Бим? (Звук [ б’].)
- Сегодня вы познакомитесь со звуками [б] и [б’] и научитесь их чётко произносить.
4.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.
- Ребята давайте произнесём звук [ б] перед зеркалом.
-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)
- Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.
-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)
-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)
-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [ б] звонкий.
- Звук [ б] - согласный, твердый, звонкий.
- А звук [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)
- Молодцы ребята.
5.Развитие мягкой голосоподачи. Голосовое упражнение «Немое кино».
- Будьте внимательны, я буду показывать звуки без голоса, а потом мы с вами их пропоем. (Звукоряды: ауи, иуа, иау.)
6. Произношение звуков [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений.
- Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ними:
- на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу;
- на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо;
- на барабане – бам-бом-бум-бим.
7. Развитие фонематических представлений.
- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [б], хлопните в ладоши.
Ха, ба, па, ты, бы, мы, бо, но, по, бу, ту, пу….
Игра «Поймай слово»
- Ребята, вы должны будете хлопками «ловить» слова со звуками [б], [б’].
(Альбом, хобот, буква, кабан, азбука, паук, машина, бант, нос, батон, соболь, бревно, робот, губы.)
- Вы хорошо справились с заданием, молодцы!
8.Анализ слогов «би», «ба», «бу», и слов «Бим», «Бом».
- Бом спрашивает, а зачем вам ребята эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)
- А что это за замки и почему они разноцветные? (В этих замках живут звуки. В красном замке живут гласные звуки, в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные.)
- В левую руку возьмите синий кружок, в правую - красный. Даю я вам звуки [б], [а]. Какой получился слог? (Ба.) Теперь Бом вам даёт звуки [б], [о]. (Бо.)
-Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м].) Бим даёт вам кружочками слог «би», дополните слог «би» звуком, чтобы получилось имя Бим.
Игра «Кто внимательный»
- Давайте поиграем. Когда я назову согласный твердый звук[ б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук [б’] …(Зеленый кружок). Бом и Бим посмотрят, кто самый внимательный из вас. Б, б’, б’, б, б, бя, ба, бы, аб, бе.
9.Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.
-Посмотрите на доску, перед вами картинки, нужно назвать только те картинки, в которых есть звук [ б] (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот).
Необходимо раздать детям картинки и предложить им обозначить звук [ б] на схематической полоске слова.
- Возьмите, полоски. Внимательно посмотрите на картинки и обозначьте
звук [ б] на полоске соответствующей фишкой.
- А теперь ребята, угадайте слово, начав его [ б] или [б’]:
…елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки.
- Бим и Бом принесли вам подарки, в названии которых есть звуки [ б] и [б’]. Только что – то я запуталась, кто из них какой сундучок с подарками принёс, давайте вместе разберёмся.
- Что у нас в первом сундучке? (Баночка, бумага, банан, бусы.)
-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б].)
- А где вы произносили звук [ б]? (В начале слова.)
- Так, а что же во втором сундучке? (Белочка, билет, бинт, бегемот.)
- И какой же звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б’].)
- Ну и кто ж тогда подарил вам первый сундучок с подарками? ( Первый сундучок подарил Бом.)
- А второй сундучок? (Второй сундучок подарил Бим)
10.Произношение звука [ б] в связной речи.
- Повторите за мной чистоговорку.
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Мама, мама! Вон труба!
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
- Ты и мне купи трубу,
Би-би-би, би-би-би
- Ты на этой потруби.
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
- Дядя, дайте мне трубу,
Бе-бе-бе, бе-бе-бе
- Потрубил я на трубе,
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Не нужна уже труба.
Физкультминутка.
С барабаном ходит ежик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
11.Знакомство с буквой «Б».
- Ребята, с какими звуками нас познакомили клоуны Бом и Бим? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? (Да.)
- Но для начала давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? (Звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (Буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б. Из каких элементов состоит буква Б? ( Из длинной и короткой палочки, полукруга).
Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
- Построим из пальцев букву «Б».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим.
- На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р), каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».
- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.
Игра «Преврати слово». Выкладывание слов: бык - бок – бак. (Работа у доски)
- Перед вами на доске выложено слово БЫК. Измените в этом слове звук «Ы» на звук «О», какое слово получиться. Измените букву в слове. (БОК.)
- Измените в этом слове звук «О» на звук «А», какое слово получиться. Измените букву в слове. (БАК.) Молодцы!
- Посмотрите ребята, изменяя в слове одну только буквы мы меняем смысл слова.
12. Организация окончания занятия.
- Вот вы и справились со всеми заданиями. Ну что ж, Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали так много слов со звуками [ б] и [б’]. Давайте вспомним слова со звуками [ б] и [б’]. (Бант, бумага, белка, барабан, банка.) Ребята вам понравилось занятие?
Список литературы:
1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 160 с.
2.Гомзяк О.С. «Говорим правильно» Альбом упражнений по Обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы. – 68с.
3.КыласоваЛ.Е.Развитие речи: конспекты занятий для подготовительной группы. – 2 – е изд.- Волгоград: Учитель, 2011. - 332с.
4.Миронова Н.М. «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы». Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. – 103с.
5.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002 . – 240 с.
6.Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».
Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой анализ слов, формирование опыта чтения слогов; развитие связной речи, умение сравнивать, анал...
Занятие по развитию речи. Тема звук и буква "Л"
Данное занятие итоговое по закреплению звука и буквы "Л" в подготовительной группе. Даёт детям возможность в игровой форме находить различия между звуком и буквой....
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия "Звуки П-Пь. Буква П"
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...
конспект занятия по развитию речи "Буква "Б""
В данном конспекте дети знакомятся с новой согласной буквой...
Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"
занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...
Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе День рождения буквы В
Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе с ОНР...