Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе «Почемучки»
методическая разработка (подготовительная группа)
Перспективный план
по формированию основ безопасности
в подготовительной группе
«Почемучки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost.docx | 57.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 44» ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МКДОУ «Детский сад № 44»
_______________ И. Н. Шогенова
Приказ № ________
от ______________ 2020 г.
Перспективный план
по формированию основ безопасности
в подготовительной группе
«Почемучки»
Воспитатель: Варитлова З.Х.
Нальчик, 2020 – 2021 уч. г.
Перспективный план
по формированию основ безопасности
в подготовительной группе
Цель:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Безопасный отдых на природе
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взамосвязано. Что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах
Уточнить знания детей об элементах дороги ( проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
Знакомить детей с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Продолжать знакомить с правилами поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)
Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.)
Закрепить и расширить знания о правилах езды на велосипеде.
Уточнить знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
Знакомить с работой службы спасения – МЧС.
Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).
Закреплять умение называть свою фамилию и имя, домашний адрес.
К концу года ребенок:
Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная команда», «Полиция»), объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).
Перспективный план работы: «Формирование основ безопасности в подготовительной группе
Сентябрь Тема: «Дорожные знаки» | ||
1 неделя | #1041;еседа с детьми «История дорожного движения». Д/И «Подбери знак». | |
2 неделя | #1041;еседа «Знай и выполняй правила уличного движения». #1055;роблемная ситуация «Элементы дороги – зебра, разметка и прочее…». | |
3 неделя | 1. Беседа «Катание на велосипеде». | |
4 неделя | Беседа «Поведение в транспорте». #1059;роки Светофорика «Правила безопасности в транспорте». Игра – КВН «Лучший пешеход». | |
Октябрь Тема: «Правила пожарной безопасности» | ||
1 неделя | 1. Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?». Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя. Тематическое рассказывание «Пожарный». | |
2 неделя | Д/И «Чем пожар я потушу». | |
3 неделя | Беседа «Охрана жизни и здоровья при общении с огнем». Чтение Житкова «Пожар» Опытно – экспериментальная деятельность «Опасная свеча». | |
4 неделя | КВН «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня» | |
Ноябрь Тема: «Осторожно газ» | ||
1 неделя | Беседа «Кухня – не место для игр». С/Р игра «Приготовление пищи». Чтение Г.Я. Павлова «Разговор на детских посиделках о газе». | |
2 неделя | Беседа «Службы спасения». Осторожно гололёд. Тематическая беседа «Зимние дороги». Цель: познакомить с явлениями природы «Гололед», «Снегопад». Дать знания о том, что зимой дороги скользкие, торможение транспорта происходит не сразу. Закрепить понятие «Безопасное поведение на дорогах». Цель: познакомить с таким природным явлением, которое бывает зимой, как гололед и гололедица. Объяснить разницу, способы избежать травм и переломов. | |
3 неделя | Электроприборы. Беседа «Осторожно – электроприборы». Памятка для детей «Правила техники безопасности с электрическими приборами». | |
3 неделя | Беседа «Опасность оборванных проводов». Чтение художественной литературы. Сказка «Кот Федот». | |
4 неделя | «Цветик – Семицветик». Цель: формировать навыки поведения детей во время отсутствия взрослых. Учить детей выбирать безопасные игры и развлечения. Повторить правила пользования электрическими приборами. Учить детей оказывать друг другу первую медицинскую помощь. | |
Декабрь | ||
1 неделя | Викторина: «В мире электроприборов» Цель: Обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования. | |
2 неделя | Незнакомец 1. Беседа «Внешность человека может быть обманчива» Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. 2. Практическое занятие «Не откроем волку дверь» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях. 4. Д/И: «Знакомый, свой, чужой». Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал. | |
3 неделя | На игровой площадке и на улице. 1. Беседа «На игровой площадке» Цель: формировать представление детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке. Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки». Оказание первой помощи. Знакомство с правилами. Рассматривание иллюстраций, картинок. Практическая деятельность. | |
4 неделя | Новый год без забот. Викторина «Пусть елка Новогодняя нам радость принесет». Рассказывание детям «Зимние каникулы». | |
Январь | ||
1 неделя | Игровой тренинг «Правила поведения на льду». С/Р игра «Первая помощь при обморожении». Цель: познакомить с опасностями грозящими человеку в зимний период, учить оказывать первую помощь при обморожении, учить играть согласно заданной теме. Мини – викторина «Что всегда должно быть в домашней аптечке?». | |
2 неделя | Литературная викторина «Что? Где? Когда?». | |
3 неделя | Моделирование ситуации «Я потерялся». | |
4 неделя | Беседа « Что такое терроризм» Цель. Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму. Моделирование ситуации: «Как вести себя, если вы обнаружили подозрительный предмет?». | |
Февраль | ||
1 неделя | ;Проделки Королевы простуды». Цель: формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Научить детей правилам безопасного поведения в зимний период, осторожности в период гололёда. #1055;рактическая работа с опытами. «Осторожно, микробы!» Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно – гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах. | |
2 неделя | 1. Познавательная беседа «Право ребёнка на здоровье». Цель: Познакомить детей с важнейшими правами человека, государственными документами о правах человека. Формировать желание заботиться о собственном здоровье. Научить обращаться за помощью в случае необходимости. Моделирование и анализ проблемной ситуации «Встреча с другом». Цель: Познакомить со ст.31 Конвенции прав ребёнка. Ребёнок имеет право на отдых, досуг, участие в культурной и творческой жизни. | |
3 неделя | Конфликты между детьми. Цель: Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться). | |
4 неделя | Беседа «Осторожно сосульки!». Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность. | |
Март Тема: «Человек и его здоровье» | ||
1 неделя | #1056;ассказ по картинкам «Почему заболели ребята» #1041;еседа «Опасные невидимки» (Микробы) #1069;кспериментально – исследовательская деятельность «Что я вижу в микроскоп» 6. «Реши кроссворд» #1063;тение «Воспаление хитростей» А. Милн.
| |
2 неделя | Рассматривание плакатов «Съедобные, несъедобные ягоды и грибы» Цель: Учить детей узнавать ядовитые растения и грибы дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться. | |
3 неделя | Беседа «Не играй с бродячими животными». Практическая работа. Моделирование ситуации «Встреча с незнакомым животным» Цель: Учить правильному обращению с незнакомым животным, ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях. | |
4 неделя | Беседа «как вести себя во время бури, урагана или смерча?». Цель: познакомить с такими явлениями природы, как буря, смерч, ураган, выяснить разницу и степень опасности для жизни человека. Уточнить правила безопасности во время стихийных бедствий. | |
Апрель Тема: «Правила безопасности на природе» | ||
1 неделя | Пожарная безопасность. Беседа о правилах безопасности в природе с рассматриванием соответствующих иллюстраций. Чтение стихотворений Н.Беляниной «На досуге ребятишки…», «От горящей спички летом…», беседа по содержанию. Д/и «Средства пожаротушения» Инсценировка «Лисичка со спичками» | |
2 неделя | Работа по ПДД Ситуация общения «Мы на улице». Игровые ситуации «Как я знаю правила дорожного движения». Д/и Правила поведения». | |
3 неделя | Беседа «Будем беречь и охранять природу». Воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению. | |
4 неделя | Разговор о самых маленьких «Насекомые – польза или вред». Цель: дать знания о правилах безопасного поведения при встрече с насекомыми. Воспитывать чувство самосохранения. | |
Май | ||
1 неделя | Беседа «На воде, на солнце… …». «Безопасность на воде» Знакомство с правилами. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворения «Рассказ водолаза». Задание: какое правило поведения на воде нарушили герои стихотворения С. Маршака «Три мудреца в одном тазу..» Объяснить детям, что купаться, плавать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности. | |
2 неделя | Проблемная ситуация «Как пользоваться лесными дарами?». Экскурсия «На полянку мы пойдём и лечебных трав найдём». Изготовление гербария. | |
3 неделя | Ситуативная беседа «Осторожно: грибы на участке д/с» Цель: сформировать представление детей о существовании ядовитых грибов, научить различать ядовитые грибы от съедобных, дать знания о том, что ядами этих грибов человек может отравиться. Д/И «Съедобный грибок положи в кузовок» Цель: закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах. | |
4 неделя | Наблюдение «Дорога в школу». Цель: закрепить правила безопасного поведения при переходе проезжей части, правила перехода через перекресток. Цель: Познакомить с появлением светофора, закрепить знания детей о необходимости светофора для жизни людей, развивать интерес к прошлому предметов. | |
Месяц | Форма работы с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | ❖Ситуативная беседа «Осторожно: грибы на участке д/с» Цель: сформировать представление детей о существовании ядовитых грибов, научить различать ядовитые грибы от съедобных, дать знания о том, что ядами этих грибов человек может отравиться. ❖ Д/И «Съедобный грибок положи в кузовок» Цель: закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Цель: Показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём. Развивать чувство ответственности за свои поступки. Цель: углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров, закрепить правила поведения при пожаре Цель: Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. Закрепить правила при ожидании общественного транспорта. | ❖ Памятка для родителей: «Первая помощь при отравлении ядовитыми ягодами и грибами». «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода». Цель: Обратить внимание родителей на психологический аспект проблемы. Познакомить с методами обучения детей ПДД. детьми составить схему безопасного маршрута движения «Дом - детский сад - дом» |
Октябрь | ❖ Ситуативная беседа «Не играй с бродячими животными Цель: разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными, учить заботиться о своей безопасности. Цель: знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, переходом и знаком «Пешеходный переход». Закреплять понятия «пешеходная дорожка», «двустороннее движение», «сигнал светофора». Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать культуру поведения на улице. Цель: Учить детей правилам этикета в общественном транспорте. Формировать навыки использования в речи вежливых слов. Цель: Вызвать желание изобразить в рисунке свои впечатления от прочитанного рассказа. | ❖ Памятка для родителей: «Безопасность детей при общении с животными» Цель: научить своих детей безопасности при обращении с животными. «Осторожно-улица! Знакомим с дорожными знаками» Цель: Расширение знаний об улице, как части территории города, предназначенной для движения автотранспорта и пешеходов.
«Воспитываем на своем примере» (поведение в природе-пожарная безопасность) - напомнить родителям о нормах поведения в лесу. |
Ноябрь | ❖ Ситуативная беседа «Гололед» Цель: Закрепить правила безопасности в гололед, научить определять опасную ситуацию, чтобы не получить травму. Цель: Развивать память, мышление. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками и их назначением, посредством загадок. «Школа дорожных наук» Цель: Формировать потребность в двигательной активности, закреплять умение детей играть в различные дидактические и подвижные игры, развивать сообразительность, логическое мышление, воспитывать умение действовать в команде. Создать для детей хорошее настроение. Цель: Отработать с детьми запоминание своего адреса, умение назвать ориентиры, которые помогут найти его место жительства, помочь усвоить, что если они потерялись, то обратиться за помощью можно не к каждому человеку, а только к полицейскому, военному, учить пользоваться телефонами служб спасения. | ❖ Оформление папки-передвижки: «Осторожно, гололёд, сосульки! Цель: Напомнить родителям о правилах безопасности при ходьбе в гололёд, вблизи построек, проводов и деревьев в период оттепели. «Какие дорожные знаки должен знать ребёнок» «Опасные ситуации на улице и во дворе» Цель: Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми. Воспитывать у детей внимательность, осторожность.
«Пожарная безопасность» Цель: дать информацию о методах, формах и приёмах работы с детьми дома о пожарной безопасности |
Декабрь | ❖ Ситуативный разговор «Как был наказан любопытный язычок» Цели: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми руками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай. Цель: Повторить правила безопасности зимой. Цель: закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения, воспитывать у детей внимательность. Цель: развивать ловкость, закреплять знания о значении светофора. Закреплять с детьми правила безопасного поведения на дороге, воспитывать выдержку, внимание. Цель: Познакомить детей с легковоспламеняющимися игрушками, которыми нельзя украшать ёлку. Разъяснить правила поведения, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Воспитывать осторожность и аккуратность. Цель: закрепить ППБ, воспитывать умение действовать в экстремальных ситуациях. Развивать внимание, память. Цель: развивать творческую активность детей. | ❖ Оформление папки-передвижки «Зимой на горке» Цель: Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки, выработать желание избегать травмоопасных ситуаций. Операция «Безопасные каникулы»: Рекомендации родителям, чем занять детей во время новогодних каникул. Предложить родителям провести беседы с детьми «Соблюдаем ПДД-предупреждаем ДТП!» Памятка дошкольнику о действиях в случае возникновения пожара. «Пожарная безопасность-Опасные хлопушки» |
Январь | ❖ Ситуативная беседа с детьми «Морозы жестокие в этом году» Цель: учить правильно вести себя в морозную погоду. Цель: Расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время. Цель: воспитывать культуру поведения в транспорте. Цель: Развивать логическое мышление, смекалку, способствовать формированию положительных взаимоотношений. Цель: Закрепить знания о том, что с опасными предметами, которые могут привести к пожару, играть нельзя. Совершенствовать навыки поведения при пожаре. Воспитывать уважение к профессии пожарника. Цель: Закреплять знания ППБ и средств тушения огня. Упражнять в беге, лазанье, развивать ловкость и быстроту движений. Воспитывать уважение к труду пожарных. | ❖ Памятка для родителей: «Учим детей различать дорожные знаки» Цель: Познакомить с методами обучения детей ПДД. «Правила пожарной безопасности» Цель: Привлечь родителей к проблеме пожарной безопасности. стихи о пожарной безопасности» Цель: Совместно с детьми выучить стихи или разгадать загадки. |
Февраль | ❖ Ситуативная беседа с детьми «Катание на санках, на коньках, на лыжах, без травм» Цель: воспитывать правила безопасного поведения на прогулке. Цель: развивать логическое и творческое мышление. Цель: Закрепить знания о правилах перехода проезжей части в зимний период. Цель: Формирование самостоятельного, творческого типа мышления, обеспечивающего ребенку возможность правильно оценить дорожную ситуацию. Цель: закрепить знания детей о причинах пожаров, мерах предосторожности. Совершенствовать навыки и умения поведения при пожаре. Цель: закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электробытовых приборов. Цель: рассказать о профессии пожарного, раскрыть значимость его труда, воспитывать интерес к профессии пожарного. | ❖ Памятка родителям по правилам дорожного движения «Все начинается с малого». Цель: Ознакомить родителей с основными правилами поведения на улице и на проезжей части. Цель: обратить внимание на знаки дорожного движения (форму, цвет, назначение), при выезде с детьми за пределы города. пожаре». Цель: нацелить родителей на формирование ЗУН ППБ посредством худ. литературы. безопасности», придуманные родителями совместно с детьми. |
Март | ❖ Ситуативная беседа: «Опасные ситуации на улице и во дворе» Цель: Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми. Воспитывать у детей внимательность, осторожность. Цель: Уточнить знания детей, о том, что светофоры регулируют движение на проезжей части и перекрёстках, надежно помогают водителям и пешеходам. Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность. Сформировать наглядное представление о светофоре с помощью аппликации. Цель: Дать знания о знаках сервиса: «Телефон, Автозаправка, Пункт питания, Пункт мед помощи» Цель: Закрепить знания детей о разных видах транспорта, развивать фантазию. Цель: знакомство с пожарной сигнализацией. Цель: закрепить знание основных причин пожара. Развивать мышление. | ❖ Оформление папки-передвижки «Чем опасна оттепель на улице». Цель: Напомнить родителям о правилах безопасности при ходьбе в гололёд, вблизи построек, проводов и деревьев в период оттепели. Цель: Донести до родителей методические приемы обучения навыкам безопасного поведения ребенка на проезжей части. Цель: Совместно с детьми нарисовать рисунок. Развитие творческих способностей. |
Апрель | ❖ Рассматривание и рассказывание по картинкам с изображением детей в опасной ситуации. Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, развивать внимание, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему. Цель: Понаблюдать, как тормозят машины в дождливую погоду. Обратить внимание детей, как это опасно для пешеходов. Цель: формировать представление детей о правилах безопасного поведения на дороге. Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания. Цель: закрепить у детей знание правил пожарной безопасности. Развивать умение детей решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения. | ❖ Беседа с родителями «Начните с себя» Цель: воспитываем на собственном примере. ❖ Оформление папки-передвижки «Чтобы не было беды, лучше правила учи». Цель: закрепить основные правила дорожного движения. «О правилах важных -пожаробезопасных» Цель: Развивать понимание того, что соблюдение пожарной безопасности обязательно. |
Май | ❖ Наблюдение «Дорога в школу». Цель: закрепить правила безопасного поведения при переходе проезжей части, правила перехода через перекресток. Цель: Познакомить с появлением светофора, закрепить знания детей о необходимости светофора для жизни людей, развивать интерес к прошлому предметов. Цель: Развивать представление о пользе и опасности огня. Цель: Закрепить знания о пожарной безопасности, правила обращения с огнём в быту, на природе. Закрепить умения вести себя в экстремальных ситуациях. Закрепить знания о работе пожарных. Цель: закреплять знания правил пожарной безопасности. | ❖ Выставка книг о ПДД. Цель: Рассмотреть с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях. Продолжать учить детей адекватно реагировать на экстремальные ситуации и соблюдать правила безопасности на проезжей части. Цель: стимулировать интерес к обсуждению вопросов противопожарного воспитания детей в семье. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе
Список использованной литературы1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для Педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕ...
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе...
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). ...
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе
Цель:Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).Задачи:формирование представлений об опасных для ч...
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе на 2023/24 уч.год
План работы по безопасности в подготовительной группе в соответствии с КТП...
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе №1
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)....