Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква Аа и звук [а]".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква Аа и звук [а]"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no1.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
Конспект
организованной образовательной деятельности
«Развитие речи. Обучение грамоте»
«Буква Аа и звук [а]»
Старшая группа
Выполнила:
Поспелова Ольга Сергеевна,
Воспитатель
1 квалификационной категории.
г. Югорск, 2020
Ф.И.О. педагога: Поспелова Ольга Сергеевна.
Приоритетная образовательная область: Развитие речи.
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст.
Тема: «Буква Аа и звук [а]».
Цель: Познакомить детей с буквой Аа и звуком [а].
Задачи:
Образовательные задачи:
- Буква Аа и звук [а]. Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.
Развивающие задачи:
- Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики.
Воспитательные задачи:
- Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Палочки, пластилин, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь» и рабочая тетрадь № 1 по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, контейнер с песком, лист красного картона, влажные салфетки.
Предварительная работа:
Заучивание двустишия о букве А из книги «Мой букварь», подбор имен на звук [а].
Ход образовательной деятельности:
- Организационный момент.
Дидактическая задача: Развитие зрительного восприятия. Совершенствование фонематических представлений.
(На столиках перед детьми лежат предметные картинки, названия которых начинаются с гласных звуков (аист, арка, автобус, индюк, утка, ослик)).
Воспитатель: Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [и], потом сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [у], затем тот, у кого название картинки начинается со звука [о]. А оставшиеся дети назовут свои картинки.
Дети: Аист, автобус.
Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова? Дети. Со звука [а].
Воспитатель: Правильно. Садитесь. Сегодня мы с вами познакомимся с буквой
Аа, которая обозначает звук [а].
- Рассказывание двустишия.
Дидактическая задача: Развитие фонематического слуха.
(Педагог раздает детям буквари).
Воспитатель: Посмотрите на картинку и вспомните стихотворение, которое вы выучили. Расскажите его все вместе.
Дети:
Алик с Аллочкой дружил,
Алле астры подарил.
Воспитатель: Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [а]?
Дети: Алик, Аллочка, Алла, астры.
Воспитатель: Какие еще слова на звук [а] вы помните?
Дети: Аист, арбуз, азбука, абрикос.
Воспитатель: Вспомните имена, которые начинаются с этого звука.
Дети: Арина, Алеша, Андрюша, Алина, Алена.
Воспитатель: Отлично! Вы вспомнили много слов, которые начинаются со звука [а]. А что вы знаете про этот звук? Какой он?
Дети: Он гласный. Его можно петь. Мы обозначаем его красным кружком.
Воспитатель: Правильно. Пока закройте буквари.
- Упражнение «Лесенка».
Дидактическая задача: Пение звука [а]. Преодоление твердой атаки гласных.
(Педагог предлагает детям встать около стульчиков).
Воспитатель: Давайте споем звук [а], как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке.
Дети поют звук [а] вместе с педагогом.
- Знакомство с буквой А.
Дидактическая задача: Развитие зрительного гнозиса, конструктивного и пространственного праксиса.
(Педагог помещает на магнитную доску большую букву А, а на столики коробки с красными палочками).
Воспитатель: Это большая буква А. Из скольких палочек она состоит?
Дети: Из трех.
Воспитатель: Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна — короткая. Возьмите из коробки по три палочки и сложите большую букву А. Какую букву вы сложили?
Дети: Это буква А.
(Педагог помещает на магнитную доску маленькую букву а, а на стол —
коробку с красным пластилином).
Воспитатель: А вот это маленькая буква а. Она состоит из полукруга и изо- гнутой палочки. Возьмите пластилин, попробуйте слепить маленькую букву а. Обратите внимание: полукруг расположен слева, а изогнутая палочка — справа. Какую букву вы слепили?
Дети: Маленькую букву а.
Воспитатель: Положите ее справа от большой буквы А. Теперь сложите буквы в контейнер и откройте буквари. В верхнем левом углу страницы написаны две буквы. Какие это буквы?
Дети: Большая буква А и маленькая буква а.
Воспитатель: Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук [а] и тоже называются гласными. Видите, под ними красный кружок? Это кружок, которым мы обозначаем звук [а]. Теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы и найдите на ней все буквы Аа. Покажите их.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Переверните страницу. Что вы видите?
Дети: Большую букву А из палочек и маленькую букву а из пластилина.
Воспитатель: А еще вы видите картинки. Назовите их.
Дети: Аист, астра.
Воспитатель: А вот эти большие ворота называются аркой, музыкальный инструмент — арфой. Постарайтесь запомнить эти слова. Давайте произнесем их вместе.
Дети: Арка, арфа.
Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова?
Дети: Со звука [а].
Воспитатель: Посмотрите на слова внизу страницы. Там написано: аист, астра, арка, арфа, айсберг, ангел. Покажите все буквы а в этих словах. Дети показывают буквы.
Воспитатель: Молодцы! Закройте буквари.
- Физкультурная пауза. Упражнение «Живой конструктор».
Дидактическая задача: Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Педагог приглашает детей на ковер.
Воспитатель: А теперь я хочу предложить вам очень интересное задание. Оно называется «Живой конструктор». Сейчас Аня, Вадик и Саша пройдут на ковер, а Даша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву А.
Даша: Вадик ляжет слева, а Саша ляжет справа.
Воспитатель: Они будут изображать большие палочки. Вы помните, что с должны лежать с наклоном?
Даша: А Аня ляжет посередине, поперек.
Воспитатель: Она будет изображать перекладину. Какая буква получилась.
Дети: Большая буква А.
Воспитатель: А теперь все встаньте на ковер, потянитесь на носочках, вверх подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, опустите руки, сделайте выдох.
(Упражнение выполняется три-четыре раза, затем педагог рассыпает на ковре пластмассовые буквы).
Воспитатель: А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы А, которые лежат на ковре.
- Работа в тетради.
Дидактическая задача: Развитие тонкой моторики.
(Педагог приглашает детей к столикам и раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с цветными карандашами).
Воспитатель: Сегодня вы получаете новые тетради, в которых будете учится писать буквы. Какую букву вы видите?
Дети: Это буква Аа.
Воспитатель: Какой карандаш вам нужен, чтобы ее раскрасить?
Дети: Красный.
Воспитатель: Почему?
Дети: Эго гласная буква.
Воспитатель: Возьмите красный карандаш и раскрасьте большую букву А, а потом обведите и раскрасьте маленькую букву а. Аиста и астру вы можете раскрасить вечером с воспитателями. А сейчас мы попробуем написать букву А. Но для этого сначала напишем палочки. Посмотрите на верхнюю строчку палочек. Они прямые, высотой в две клеточки. Мы будем писать их сверху вниз. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам.
(Дети выполняют задание. Педагог оказывает им помощь).
Воспитатель: Теперь давайте напишем наклонные палочки. Они наклонены вправо и высотой тоже в две клетки. Мы будем писать их снизу вверх. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам.
(Дети выполняют задание, педагог оказывает им помощь. Аналогично проводится работа по написанию палочек с наклоном влево и горизонтальных перекладин).
Воспитатель: А вот теперь мы можем попробовать «написать» букву А в воздухе. Посмотрите, как я это делаю. (Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» букву А в воздухе).
Воспитатель: «Напишите» букву А в воздухе вместе со мной.
(Дети выполняют задание вместе с педагогом).
Воспитатель: Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу палочку с наклоном вправо снизу вверх, потом пишу палочку с наклоном влево сверху вниз, наконец, я пишу перекладину. Попробуйте по очереди написать букву А на доске, а потом мы напишем по две буквы А по точкам.
(Целесообразно закончить работу в тетради с каждым ребенком на индивидуальном занятии).
- Игровое упражнение «Волшебная буква».
Дидактическая задача: Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.
(Педагог приглашает детей к столу, на котором стоит контейнер с сухим песком. В песок заранее зарыт лист красного картона, смазанный клеем. Не смазан клеем только контур заглавной буквы А).
Воспитатель: Опустите ладони в песок, поиграйте с песком, поищите, что в нем спрятано. (Дети нащупывают лист картона).
Воспитатель: Это не простой лист картона, а волшебный. Давайте осторожно достанем его и стряхнем с него песок. (Дети выполняют действия).
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Это буква А.
(Педагог предлагает детям стряхнуть песок с рук и протереть руки влажными салфетками).
- Организация окончания занятия.
Педагог предлагает детям рассказать о том, чем они занимались на занятии, что нового узнали, а потом положительно оценивает работу каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук и буква Ш"
конспект по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Дифференциация звуков [г - к]"
«Дифференциация звуков [г – к]»Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыков звуко – буквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов.Коррекционно-развивающие цели. Развит...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква и звук А".
В конспекте сказочный герой знакомит с новой буквой, дети дают характеристику звуку, подбирают слова с буквой А, выкладывают букву из палочек....
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»
Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»
Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- вырабатывать навык четкого произношения звука «у»;- учить выделять звук «у» из ряда гласных;- формировать умение согласовывать...
- Мне нравится (3)