Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква Уу и звук [у]".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква Уу и звук [у]"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no2.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
Конспект
организованной образовательной деятельности
«Развитие речи. Обучение грамоте»
«Буква Уу и звук [у]»
Старшая группа
Выполнила:
Поспелова Ольга Сергеевна,
Воспитатель
1 квалификационной категории.
г. Югорск, 2020
Ф.И.О. педагога: Поспелова Ольга Сергеевна.
Приоритетная образовательная область: Развитие речи.
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст.
Тема: «Буква Уу и звук [у]».
Цель: Познакомить детей с буквой Уу и звуком [у].
Задачи:
Образовательные задачи:
- Буква Уу и звук [у]. Формирование умения находить новую букву среди других букв. Чтение слияний Ау, уа.
Развивающие задачи:
- Развитие фонематических представлений, зр тельного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации ре« с движением, творческого воображения.
Воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: Конверты с картинками, маленький посылочный ящик, игрушечный волчонок, палочки, пластмассовые объемные буквы, «Мой букварь» и
«Тетрадь для обучения грамоте № 1», цветные карандаши, бассейн с водой утята двух цветов, салфетки.
Предварительная работа: Заучивание двустишия о букве У из книги «Мой букварь».
Ход занятия
- Организационный момент.
Дидактическая задача: Развитие фонематических представлении дифференциация звуков [а]—[у] в словах (начальная ударная позиция).
Педагог приветствует детей. Дети проходят к столу, на котором лежа маленькие разноцветные конверты.
Воспитатель: Сегодня рано утром почтальон принес вам письма. Откройте конверты, достаньте и рассмотрите картинки. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука [а], потом — те, у кого названия начинаются со звука [у].
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.
- Звук и буква Уу.
Дидактическая задача: Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха.
Педагог достает маленький почтовый ящик.
Воспитатель: Утром я сходила на почту и получила посылку для вас. Давайте посмотрим, что в ней.
Педагог достает игрушечного волчонка.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Это волчонок.
Воспитатель: Какую песенку умеет петь волчонок?
Дети: У-у-у!
Воспитатель: Правильно. Волчонок умеет петь звук [у]. Какой это звук?
Дети: Это гласный звук.
Воспитатель: Давайте споем этот звук еще раз, как будто наш голос сначала поднимается, а потом — опускается по лесенке.
Педагог вместе с детьми поют звук [у] с повышением и понижением тона.
Воспитатель: Какое стихотворение вы выучили вчера с воспитателями?
Дети:
Уля сварила уху для утят,
Только утята ухи не хотят.
Воспитатель: Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [у]?
Дети: Уля, уху, утят, утята, ухи.
Воспитатель: Верно. Звук [у] обозначают гласной буквой У. Посмотрите на нее.
Педагог достает букву из почтового ящика.
Воспитатель: Из скольки палочек она состоит?
Дети: Из двух палочек.
Воспитатель: Какие это палочки?
Дети: Одна длинная, а другая короткая.
Воспитатель: С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой?
Дети: С левой стороны.
Педагог достает из почтового ящика палочки.
Воспитатель: Возьмите по две палочки и сложите букву У.
Дети выкладывают букву, педагог оказывает им необходимую помощь.
Воспитатель: Какую букву вы сложили?
Дети: Букву У.
Воспитатель: Давайте откроем буквари и рассмотрим странички с буквой У. Почему буква У красного цвета?
Дети: Это гласная буква.
Воспитатель: Кого вы видите на верхней картинке?
Дети: Это Уля и утята.
Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова?
Дети: Со звука [у].
Воспитатель: На нижней картинке найдите и обведите пальчиком все буквы У.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь переверните страничку. Найдите на картинке предметы, названия которых начинаются со звука [у].
Дети: Утка, удочка, улей, уши.
Воспитатель: Покажите букву У в словах под картинкой.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь посмотрите на следующую страницу. Какие буквы перепутаны?
Дети: У, А, а.
Воспитатель: Кого вы видите на картинке?
Дети: Малыша.
Воспитатель: Прочитайте, что написано под картинкой.
Дети: У а ! У а ! У а !
Воспитатель: Кого вы видите на второй картинке?
Дети: Это девочка. Она заблудилась в лесу.
Воспитатель: Прочитайте, что написано под картинкой.
Дети: А у ! А у ! А у !
Воспитатель: Вы очень хорошо читали сегодня. Молодцы!
Педагог убирает буквари.
- Физкультурная пауза «Утки».
Дидактическая задача: Координация речи с движением. Педагог приглашает детей поиграть на ковре и вспомнить упражнение «Утки».
Ути-ути-утки, Уточки-малютки
На волнах качались,
Брызгались, плескались.
Вперевалку идут по кругу друг за другом.
Приседают.
Встают, машут руками, как крылышками.
- Работа в тетради.
Дидактическая задача: Развитие тонкой моторики. Формирование графомоторных навыков.
Педагог приглашает детей к столикам, раздает тетради, просты и цветные карандаши.
Воспитатель: Посмотрите на левую страницу. Что вы видите на ней?
Дети: Уток, удочку, две буквы У.
Воспитатель: Давайте обведем буквы У по точкам и раскрасим их. Какой карандаш вам для этого потребуется и почему?
Дети: Мы возьмем красный карандаш, потому что буква У — гласная.
Воспитатель: Уток и удочку вы раскрасите вечером, а сейчас мы попробуем написать палочки, из которых состоит буква У. Посмотрите на правую страничку. Найдите верхнюю строчку палочек. Это длинные палочки. Мы их будем писать сверху вниз. Обратите внимание: они наклонены справа налево (Посмотрите, как я делаю это на доске). Возьмите карандаши, попробуйте написать две палочки по точкам. Дети выполняют задание, педагог оказывает им необходимую помощь.
Воспитатель: Теперь давайте попробуем написать короткие палочки. Мы будем писать их сверху вниз. Обратите внимание: они наклонены слева направо (Посмотрите, как я напишу палочку на доске). Возьмите простой карандаш и напишите две палочки по точкам. Если дети не устали и проявляют живой интерес к работе, можно «написать» с ними по точкам букву У сначала в воздухе, потом в тетради. Всю, остальную работу целесообразно выполнить с каждым ребенком на индивидуальных занятиях, закрепив навыки чтения и печатания. Картинки в тетради дети могут раскрашивать в вечернее время или дома.
- Упражнение «Веселые утята».
Дидактическая задача: Развитие физиологического дыхания: зрительного внимания. Формирование навыка чтения слияний гласных.
Педагог приглашает детей к столу, на котором стоит бассейн с водой в бассейне плавают пластмассовые утята, на спинах которых закреплен, буквы А, У.
Воспитатель: Посмотрите, какие веселые утята. Они тоже учатся читать. Что вы видите у них на спинках?
Дети: У них на спинках буквы А, У.
Воспитатель: Подуйте на желтого утенка, чтобы он отплыл на середину бассейна.
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель: Подуйте на белого утенка, чтобы он отплыл на середину бассейна.
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель: Теперь утята стоят рядышком. Прочитайте, что получилось из букв А, У. Читайте слева направо. Вот так.
Педагог показывает, в каком направлении читать.
Дети: АУ.
Воспитатель: Правильно. Теперь подуйте на белого утенка, чтобы утята поменялись местами.
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель: Прочитайте, что получилось.
Дети: У А .
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
- Упражнение «Подарки для утят».
Дидактическая задача: Развитие фонематических представлений.
Педагог предлагает детям достать утят из бассейна, обтереть их салфеткой, протереть руки.
Воспитатель: Давайте поможем утятам разобрать картинки, которые лежат вот в этом красном конверте.
Педагог высыпает на стол картинки.
Воспитатель: Рассмотрите и назовите их.
Дети: Удочка, улитка, астра, арбуз, утюг, ананас.
Воспитатель: Выберите картинки, названия которых начинаются со звука [а].
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Какому утенку вы их отдадите? Почему?
Дети: Мы отдадим их желтому утенку, потому что у него на спинке буква А, которая обозначает звук [а].
Воспитатель: Какие картинки остались на столе?
Дети: Удочка, улитка, утюг.
Воспитатель: Какому утенку вы их отдадите? Почему?
Дети: Мы отдадим их белому утенку, потому что у него на спинке буква У, которая обозначает звук [у].
Воспитатель: Молодцы! Вы помогли утятам.
- Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
Воспитатель: С какой буквой вы сегодня познакомились?
Дети: С буквой Уу.
Воспитатель: Какая это буква?
Дети: Гласная.
Воспитатель: Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Уу?
Дети: Две палочки.
Воспитатель: Какие слова на звук [у] вы запомнили?
Дети: Утка, утята, Уля, уха, улей, уши, удочка.
Воспитатель: Что мы делали на занятии?
Дети: Читали, писали, играли.
Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук и буква Ш"
конспект по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Дифференциация звуков [г - к]"
«Дифференциация звуков [г – к]»Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыков звуко – буквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов.Коррекционно-развивающие цели. Развит...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква и звук А".
В конспекте сказочный герой знакомит с новой буквой, дети дают характеристику звуку, подбирают слова с буквой А, выкладывают букву из палочек....
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»
Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»
Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- вырабатывать навык четкого произношения звука «у»;- учить выделять звук «у» из ряда гласных;- формировать умение согласовывать...
- Мне нравится (2)