Конспект занятия по обучению грамоте "Сюрприз от Деда Мороза"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кузина Галина Валиевна

Конспект занятия по обучению грамоте "Сюрприз от Деда Мороза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

 в подготовительной группе.
Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»

Цель: развивать активность  детей, коммуникативность.
Задачи: 
-закрепить знания детей об особенностях гласных и согласных звуков, о слогообразующей функции гласных звуков;  понятия "звук", "слово", "предложение". Продолжать работу по делению слов на слоги, определять ударный слог. Упражнять в звуковом анализе слов и  в составлении предложений с опорным словом. Закреплять умение детей отгадывать загадки и правильно печатать слова- отгадки в пустые клетки кроссворда.
Создать хорошее настроение, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Материалы и оборудование;  квадраты и круги; слоговые схемы- домики; слоговые схемы предложений; картинки с изображениями белки, зайца, лисы, медведя, волка; кроссворд; посылка от Деда Мороза и пригласительные билет на новогодний утренник, снежинки по количеству детей.

Ход занятия:

В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!

Как ещё можно поздороваться?

Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

В: Какое у вас сегодня настроение? И у меня хорошее настроение.

Посмотрите, у меня     в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение.

   (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки).

    Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее.

  А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим      клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
В: Сегодня, я зашла в группу и увидела вот эту коробочку. Как вы думаете кто её нам прислал? Я вам дам небольшую подсказку.

Беседа воспитателя с детьми о времени года.

В: - Какое сейчас время года? (Зима).

     - Зима какая? ( Снежная, морозная, белая, долгая, холодная, долгожданная).

     - Как понимаете слово « долгожданная »?

     - Вспомните пословицы о зиме?

    Зима не лето, в шубу одета.

    Береги нос в большой мороз.

   Зимой солнце светит, но не греет.

   Декабрь год кончает, зиму начинает.

   Январь году начало, зиме середина.

В: - Ребята, какой скоро праздник? (Новый год).

   Так от кого эта коробочка? А ещё здесь ёлочные игрушки и задания от Деда Мороза.

   За правильно выполненные задания мы будем вешать елочные игрушки на ёлочку.     Когда ёлочка будет наряжена, мы откроем вот этот конверт.

Артикуляционная гимнастика.
В: Ну что же принимаемся за работу.  Посмотрим, что же в первом конверте?

Как вы думаете, что нам предлагает Дед Мороз?

 (Гимнастику для губ.)

В: Чтобы хорошо работали губы, давайте их разомнем.
Ма – ма – ма наступила зима.
Ме – ме – ме рады мы зиме.
Ду – ду – ду в зимний лес иду.
Та – та – та кругом красота.
Сы – сы – сы мерзнут носы.

1 задание

В:  Столько вопросов. Я думаю, что вы справитесь. Только хором не кричим.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв в алфавите? (10)

3. Сколько согласных букв? (21)

4. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 -Ъ, Ь)

5. Как, с какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)

6. Что ставится в конце предложения? (Точка)

7. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)

8. Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)

9. Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

10. Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

      (наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

11.Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

12.Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом).

13.А согласные звуки? Почему?

14.Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

15. Назови самый короткий звук. (Й)

В: Молодцы. С этим заданием справились и вот первый шар на нашу ёлку.

2 задание:  Вот вам следующее задание. Звуковой анализ слова. 
В: Дед Мороз решил усложнить вам задание.  пройдите за столы на свои места. Отгадайте загадку:
1.Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, Белы дома,
Ночью к нам пришла … (Зима) 
В:  Давайте сделаем звуковой анализ этого слова.
– Сколько слогов? 
– Назовите первый слог. 
– Назовите второй слог. 

 -От чего зависит количество слогов в слове?

  ( от гласных, сколько гласных- столько слогов)

 -Без чего не может жить слово?

 (слово не может жить без ударения)

-На какой звук падает ударение в слове "зима"

-Какая схема подойдёт  к слову "зима"
– Произведем анализ каждого звука. 

 -Какой первый звук в слове зима?

 -Какой фигурой мы его определяем? Почему квадрат?

 - Составьте схемой слово "зима".


2.Не могу не удивляться, Чудеса у нас творятся

  Где вчера была вода, Там теперь стекляшки льда

  К нам волшебник приходил, Воду в лёд он превратил

  Ущипнул меня за нос А зовут его … (Мороз)

– Сколько слогов? 
– Назовите первый слог. 
– Назовите второй слог. 
– Какой первый звук в слове «мороз»? [м]. 
– Он какой? (  Согласный, твердый, звонкий). 
– Какой фигурой обозначим звук?  (квадрат). 

- Составьте схемой слово "мороз".
В: Умницы!  С этим заданием справились и вот второй шар на нашу ёлку.

  Гимнастика для глаз. 
Снежинка к носу движется,
А потом обратно.
На неё посмотреть
Очень нам приятно.
3 задание:  

В: Открываем следующий конверт. Дед Мороз приготовил для нас ещё одно задание.             Отгадайте загадки и вы узнаете, кто живет в зимнем лесу (по ходу ответов детей вывешиваются картинки с изображениями животных).
Комочек пуха,                               Хитрая плутовка,
Длинное ухо,                                 Рыжая головка,
Прыгает ловко,                             Хвост пушистый – краса,
Любит морковку. (Заяц)              А зовут её …  (Лиса)

Серовато, зубовато,                      Кто в дупле живёт,
По полю рыщет,                            Да орешки все грызет? 
Телят, ягнят ищет. (Волк)       (Белка)

Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу? (Медведь) 

В: Тут ещё какие-то схемы. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

    ( составить предложения).

   -Что такое предложения? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).

  1. _______      ______.
  2. _______      ______   ______.
  3. _______      ______   ______  ______.

В: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).

    Дети, скажите, первое предложение будет состоять из скольких слов? (2,3,4).
– Звери хотят, что бы вы составили предложения о них по схеме

    Составьте предложения по первой схеме и т.д..
 – Молодцы, и с этим заданием вы справились. 

В: Умницы!  С этим заданием справились и вот третий шар на нашу ёлку.
4 задание: 

В: Следующее задание от Деда Мороза.

В: Летит- молчит, лежит- молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (снег)

     В каком домике живёт это слово? (три домика со схемами)

     Почему?

     Сколько слогов в слове "Снег"

     А может ли это слово жить в двуслоговом домике?

     Что для этого нужно сделать?

     (изменить слово так, чтобы в нём было два гласных звука -снежок)

     А может ли это слово жить в трёхслоговом домике?

    Что для этого нужно сделать?

    (изменить слово так, чтобы в нём было три гласных звука -снежочек)

В: Молодцы. С этим заданием справились и вот ещё один шар на нашу ёлку.

5.Реши кроссворд.

В: Ещё один конверт с заданием. Как вы думаете, что нужно сделать.

 (Решить кроссворд)

В: Я загадываю загадки, вы отгадываете и записываете в клеточках.

     1.Запорошила окошки, разукрасила дорожки. (зима)

     Радость детям подарила и на санках прокатила.

    2.Какой это мастер на стекле нанёс и листья, и травы, и заросли роз. (мороз)

    3.За рекой росли, их на праздник принесли. На веточках иголки- что же это ...Ёлки.

    4.Во дворе катили ком шляпа старая на нём.

    Нос приделали и вмиг получился... снеговик.

    5.

   6.Рогатый, а не бодается. (месяц)

   7.

В: Кто может прочитать, какое слово зашифровал Дед Мороз в кроссворде?

(молодцы)

Подведение итогов.
– Чем занимались сегодня на занятии? 
– Какое задание понравилось больше всего? 
– Какое задание показалось трудным? 
– Давайте погладим себя по голове и скажем: «Я сегодня МОЛОДЕЦ!». Пора распечатать большой конверт, в котором находится приглашение на Новогодний утренник  для детей и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию в подготовительной группе "Про деда Мороза", "Дед Мороз и его братья"

Во время подготовки к новому году мне хотелось рассказать детям о нашем Российском дедушке Морозе и о том, что в разных странах по - разному называют этого новогоднего волшебника. Может эти презенташк...

Конспект занятия тема: "Сочиняем сказку про Деда Мороза"

Тема: «Сочиняем сказку про Деда Мороза».Цель: Учить детей сочинять сказки, на задуманную тему.Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.Поощрять попытки детей высказывать разные точки...

Конспект занятия по физической культуре «Задания Деда Мороза» для детей старшего дошкольного возраста (на основе народных подвижных игр)

Активные физкультурные занятия с народными подвижными играми содействует процессу обогащения правильного двигательного опыта ребенка....

Конспект занятия тема: "Сочиняем сказку про Деда Мороза"

Конспект занятия тема: "Сочиняем сказку про Деда Мороза"...

Конспект занятия по лепке "Зимние кружева Деда Мороза"

Конспект будет полезен воспитателям подготовительных групп....

Конспект занятия по лепке "Подарок для Деда Мороза" в младшей группе

Конспект занятия по лепке "Подарок для Деда Мороза"Цель: изготовление подарка для Деда Мороза на день рождение.Задачи:- продолжать учить отщипывать пластилин, совершенствовать умение скатыва...

Конспект занятия по аппликации «Варежки для Деда Мороза»

Учить детей составлять узор на варежках, используя вырезанные  детьми детали из геометрических фигур; учиться договариваться...