Дидактические игры
картотека по обучению грамоте

Бессарабова Елена Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didaktich_igry_.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений

в старшей группе:

«Основы первоначальной грамоты»

  «Магазин»

         Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.

 Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.

  «Звуковое лото»

         Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.

 Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.

«Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

«Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

«Путешествие в страну звуков»

1 вариант

         Цель: Развивать фонематический слух.

 Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять .

2 вариант

 Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух.

 Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона.

3 вариант

         Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги.

 Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.

4 вариант

         Цель: Развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах.

 Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего.

«Автобус»

         Цель: Развивать фонематический слух детей.

 Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.

«Ворота»

 Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

 Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды) .

«Подними нужную карточку»

 Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

 Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.

«Слова – друзья»

 Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.

 Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие) .

«Звуковые часы»

 Цель: Учить детей измерять длину слов.

 Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.

«Найди общий звук»

         Цель: Развивать фонематический слух детей.

 Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.

«Назови звук»

         Цель: Развивать фонематический слух детей.

 Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.

«Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука»

 Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

 Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей,  у которой будет больше фишек.

«Цветочки – лепесточки»

 Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

 Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного) .

«Третий лишний»

 Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

 Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом) .

«Найди ошибку»

 Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука.

 Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука) .

«Братцы – акробаты»

 Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

 Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч.

«Назови слова»

 Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.

 Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

«Кто придумает конец, то и будет молодец».

 Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

 Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.

 Солнце светит очень ярко,

 Бегемоту стало (жарко) .

 Вдруг небо тучей затянуло,

 Из тучи молния (сверкнула) .

 Я сегодня утром рано

 Умывалась из под (крана) .

 Наша старшая сестра

 Вяжет с самого (утра) .

 Мы с Тамарой ходим парой,

 Санитары мы с (Тамарой) .

 Я не бегаю к врачу,

 Я сама его (лечу) .

 Мы не ели, мы не пили,

 Бабу снежную (лепили) .

 Как у нашей дочки

 Розовые (щечки) .

 Солнце светит очень ярко,

 Бегемоту стало (жарко) .

 А рядом бегемотики

 Схватились за (животики) .

 А слониха вся дрожа,

 Так и села на (ежа) .

«Назови последний звук слова»

         Цель: Развивать фонематический слух детей.

 Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]) .

«Найди пару»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

 Ход: Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце).

 

«Найди домик»

 Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

 Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...