Конспект занятие по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект разработан для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»
СЦЕНАРИЙ
интегрированной образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Обучение грамоте»
Возрастная группа подготовительная группа
Подготовила: Зенихина С.В., воспитатель 1 кв.к.
20.05.2020
Тема занятия «Обучение грамоте(май)»
Цель:
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;
• совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
Воспитательные:
• создать хорошее настроение;
• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
• поощрять активность и самостоятельность.
Работа над словарем: звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.
Приемы руководства деятельностью детей:
Методы формирования сознания (беседа, чтение рассказа с нравственным содержанием);
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (речевые ситуации, игровые задания);
Методы стимулирования поведения (внесение куклы, работа с ИКТ, поощрение, приемы поддержания интереса у детей: ИКТ, физкультминутка, пальчиковая гимнастик);
Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки художественно – эстетической и коммуникативной деятельности);
Методы организации и осуществления познавательной деятельности
(вопросы поискового характера, подбор пословиц про человека).
Создание среды для организации и проведения интегративной деятельности: карточки, листочки, прост.карандаши
Виды детской деятельности в ОД:
Коммуникативная
Художественная
Двигательная
Познавательная
Планируемые результаты:
1.Личностные: умеет поддерживать беседу с педагогами и сверстниками; управляет поведением, очередностью во время беседы. Имеет потребность к познавательной деятельности (предметов посуды). Соблюдает правила элементарной вежливости. Проявляет умение работать коллективно. Способен сосредоточенно действовать в течение 25-30 минут. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
2.Интеллектуальные: умеет выражать свои мысли, составлять распространенные предложения, грамматически верно оформленные; аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы. Сформированы предпосылки УУД: развивать внимание, воображение и логическое мышление; имеет плавной речи в самостоятельной речи.
3.Физические: энергичная ходьба, быстрота реакции и ловкости и ориентация в пространстве. Сформирован навык соблюдения правильной осанки.
Критерии оценки деятельности детей в ОД
Активность
Самостоятельность
Взаимодействие со сверстниками и взрослым
Эмоциональность
Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)
Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий
Самооценка.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Ход интегративной деятельности
Части НОД | Содержание | Области | Временной отрезок |
1. Вводная часть. Создание мотива для деятельности детей (электронное письмо) | Организационный момент. [ Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания, общих речевых навыков. Объявление темы занятия.] «Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! солнцу и птицам. - Доброе утро! улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера». - Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие. - Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения. | Коммуникация Социализация | 5 минут минут в утренний отрезок времени |
2.Основная часть. Беседа, актуализация личного опыта детей Проблемные вопросы Подбор загадок про посуду Игровые задания Физкультминутка Пальчиковая гимнастика
| Создание проблемной ситуации. - Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы). - Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем). - Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные). - На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их? (А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь) - Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет. - Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные). - Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог). - Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог). «Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть и ворчать». «А согласные согласны Шелестеть, шептать, шипеть, Но не хочется им петь». - А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе». - Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»). - Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук. (река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор) - Молодцы, ребята, справились с заданием. - Я приготовила для вас необычные шарики, что вы на них видите? (буквы). Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов. С, О, Л, Н - СОН, СЛОН, ОН, НО, НОС. «Много с буквами хлопот Уж, такой они народ, Но когда с умом толково Их построить в четкий ряд, Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят». - СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие). - Назовите ещё короткие слова (кот, дом, сыр). - Какие ещё бывают слова? (длинные). Назовите длинные слова (велосипед, паровоз, экскаватор). - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика. - Помогите мне найти свой домик. - Молодцы, займите свои места за столами. «Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей кругом полным-полно, А безымянных нету! И все, что видит только глаз – Над нами и под нами И все, что в памяти у нас, Означено словами». - Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима). - «ЗИМА» - давайте разберём это слово. - Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы) - А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4) - Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М). - Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине). Звук З – согласный, звонкий, мягкий. Звук М – согласный, звонкий, твёрдый. - Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука) - Какие это звуки? (и, а). - Какой гласный находится в середине слова? (И) - Где находится звук «а»? (в конце слова) - Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два). - Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука). Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов». - Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА). - На какой слог падает ударение? (МА). - Назовите безударный слог? (ЗИ) - Молодцы, ребята, справились с заданием. - Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов. СО ВЫ ВО СЫ РО ЛО НА ТА КА КО ВА РО (сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы). - У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах. ГРУ. ША МА. ЛЫШ МЕД. ВЕДЬ КУКУШ. А
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. - Перед вами картинки, нужно разгадать слово по первым буквам. (ШКОЛА). - Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова). - Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения). - Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения. - Сейчас составьте из слов, которые вы здесь видите предложение: ШКОЛУ. В. ИДУ. Я (Я ИДУ В ШКОЛУ). - Какой знак ставится в конце предложения? (точка). - А еще какие знаки ставятся в конце предложения?!) - Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить знаки (.,,) Решение ребуса : К Л О В В О Л К В А С О С О В А 4 3 2 1 1 2 3 4 3 4 1 2 1 2 3 4 Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог и прочитать это слово. СО. КА МА. НА DE ДО КИ БА РЕ КО РЕ КУ БА ШИ | Коммуникация Художественная литература Социализация Познание Художественное творчество Физическая культура Здоровье | 17 минут |
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей. Подведение итогов деятельности. | Рефлексия: - Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила. - Какое задание понравилось больше всего? - Какое занятие показалось трудным? - Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы! «Как хорошо быть грамотным на свете, Всё знать и много так читать. Ведь грамота - ступенька к свету, Которую не нужно пропускать». Спасибо вам за работу! | Коммуникация Социализация | 3 минуты |
Длительность интегративной деятельности: 25- 30 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»
Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...