Грамота "утешествие в Звукляндию"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кузнецова Татьяна Александровна

    ТЕМА : «Путешествие в страну Звукляндию».

    ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты

    Задачи:

    Образовательные: Совершенствовать умение :

    -в звуковом анализе слов, в образовании новых слов,

    -в составлении предложений из двух слов, называя 1-е и 2-е,

    -в графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме,

    -в подборе родственных слов,

    -по составлению слов по начальному слогу.

    -Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках

    Развивающие: Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе

    Воспитательные: воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию (грамота) в подготовительной к школе группе .

    ТЕМА : «Путешествие в страну Звукляндию».

    ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты

    Задачи:

    Образовательные: Совершенствовать умение :

    -в звуковом анализе слов, в образовании новых слов,

    -в составлении предложений из двух слов, называя 1-е и 2-е,

    -в графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме,

    -в подборе родственных слов,

    -по составлению слов по начальному слогу.

    -Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках

    Развивающие: Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе

    Воспитательные: воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

    Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты, способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.

    Образовательная среда:

    Предметно- практическая среда: иллюстрация гнома и его дома, конверт с письмом, кукла, указка, карточки с буквами, словами схема предложения.

    Ход занятия

    1.Вводно-мотивационная часть:

    Вступительное слово воспитателя:

    Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.

    А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.

    Звуки четко произносим, слушаем внимательно,

    Будем четко говорить и писать старательно.

    -О чем говорится в стихотворении? ответы детей ( о звуках)

    Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? ( ответы детей) Проводит нас туда гном Звуколюб.

    -Как вы думаете, почему гнома так зовут? (ответы детей)

    Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не бывает. Он живет в стране Звукляндии и очень многое знает про звуки. А давайте мы расскажем Звуколюбу, что мы знаем о звуках.

    -Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград. Как называются такие звуки?(гласные). А какие гласные вы знаете? (а.о.у.ы.и.э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными). Давайте вспомним как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные), какие бывают согласные? ( твердые и мягкие) Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные- синими, мягкие согласные- зелеными). Давайте назовем несколько согласных звуков. Алиса, попробуй! Ребенок называет твердый согласный звук «П» а теперь назови его мягкую пару «П»- «ПЬ»; «Л»- «ЛЬ». Давай теперь назовем мягкий согласный звук и его твердую пару «КЬ»- «К»; «СЬ»- «С».

2. Основная часть.

    Звуколюбу понравилось ребята, что вы умные и любознательные. И для вас Звуколюб приготовил конверт. Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране Звукляндии.

    -А вот вы мне скажите что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги).

    Задание № 1. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"

    Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.

    "МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.

    "ЛИ": лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут

    "КУ": курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.

    Задание №2 Дидактическая игра "Образуем новое слово"

    Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"

    Гном и Дом

    Жил да был весёлый гном.

    Он в лесу построил … Дом.

    Рядом жил поменьше

    гномик.

    Под кустом он сделал … Домик.

    Самый маленький гномишко

    Под грибом сложил… Домишко.

    Старый, мудрый гном-гномище

    Выстроил большой … Домище.

    Был он стар, и был он сед,

    И большой был...Домосед.

    А за печкой, за трубой

    Жил у гнома... Домовой.

    Всех встречал радушный гном,

    Все любили этот … Дом.

    Задание №3

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете в домике гнома Звуколюба живут книги?( ответы детей). Я также думаю, что у нашего гномика в домике живет не одна книга, Звуколюб очень любит читать книги. Давайте выполним следующее задание нашего гномика из конверта. Он просит провести звуковой анализ слова КНИГА.

    Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно (к,нь,и,г,а)

    Книга- 1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы),

    кннига- 2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку),

    книига- 3-й звук – «И», гласный (ставит красную фишку),

    книГа- 4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)

    книга-5-й звук- «А», гласный (красная фишка),

    книга- ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).

    Какие гласные в слове книга? (и,а)

    Какой ударный гласный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет звучать слово? (книгАА). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й твердый согласный? («Г»), а какой первый твердый согласный звук? («К»).

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Под грибом шалашик-домик (руки сложить "крышей" над головой),

    Там живет веселый гномик (руки на пояс. повороты влево- вправо),

    Мы тихонько постучим ("дождик" по голове),

    В колокольчик позвоним ( прищелкивание пальцами).

    Двери нам откроет гномик (ладони внутренней стороной обращены к лицу, затем разводим руки в стороны, имитируя открытую дверь),

    Станет звать в шалашик-домик (махи руками по направлению к себе).

    В домике дощатый пол (ладони обеих рук вместе, внутренняя сторона обращена вниз),

    На полу дубовый стол (имитация стола: левая рука сжата в кулак, правая лежит сверху),

    Рядом стул с высокой спинкой (изображают стул из ладоней),

    На столе тарелка с вилкой.

    И блины горой стоят(хлопки руками),

    Угощенье для ребят (разводят руки в стороны).

    Задание № 4

    Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка сюда. Куклы- это знакомые Звуколюба.

    Он придумал для нас очень интересное задание с куклами. Знакомьтесь это -Кукла НИНА. Давайте ее рассмотрим. Какая она?

    Дети: Красивая, нарядная, большая, любимая, хорошая и т.д.

    Воспитатель: А теперь Катя подойдет ко мне дает ей куклу и объясняет, что она будет словом «НИНА», а Маша – словом «НАРЯДНАЯ».

    Воспитатель: Девочки встаньте рядом и по очереди обращается к детям и спрашивает, какие они обозначают слова ( НИНА, НАРЯДНАЯ).

    Воспитатель обращается к детям всей группы: Давайте скажем, что получится, если произнести эти слова друг за другом (Нина нарядная).

    Воспитатель: Правильно. Получилось предложение Нина нарядная.

    Воспитатель: А давайте поменяем местами слова. И посмотрим, что же у нас получится?. Дети- слова меняются местами, получается новое предложение Нарядная Нина. Дети назовем 1-е и 2-е слово.

    Воспитатель: А ты теперь Оля будешь словом «МИЛАЯ», а Маша –слово «Нарядная» проходит на свое место. Дети говорят, какое предложение получилось (Милая Нина) и называют 1-е и 2-е слово.

    В. А теперь поиграем: Игра- задание детям –словам. Выйдет слово Нина, слово Милая подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина милая. Выйдет слово Нарядная подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина нарядная и т.д. с использованием других детей-слов.

    3.Рефлексивный этап:

    - Звуколюбу очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Гномик желает Вам всего доброго и с нетерпением будет ждать следующей встречи!

    Последующая работа:

    Рисование на тему: «Рисуем домики для жителей страны Звукляндии»

    Выставка рисунков

    Чтение художественной литературы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ твердые СОГЛАСНЫЕ мягкие



Предварительный просмотр:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2e49b756a73c5e5ba6671287c4183d15&n=13 https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7_DtAZZViXp24fMfVz-1WnnYWjeM56jre9OKw=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6b295217df800b32de4d4d27ee5a8473&n=13

http://www.kja-artists.com/assets/kjaartist_popup_lemon.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a2f999a859e646cec8269670629721cb&n=13 http://cliparts.co/cliparts/yTk/5rj/yTk5rjATE.png

https://img2.freepng.ru/20180506/usw/kisspng-rooster-chicken-hen-sticker-child-5aeeed41287246.4352863515256077451657.jpg       https://i.ya-webdesign.com/images/doll-clipart-5.jpg            https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/06/10/s_5b1c43f84e350/915272_18.png

https://img2.freepng.ru/20180511/hwe/kisspng-dog-eren-yeager-attack-on-titan-werewolf-jean-kirs-5af5e515bc46d9.2215020315260644057712.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=74923a78ccee9d64334ac9942e0fcb83&n=13 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a14fa3a22abddbd7416dd97cf0ba20ec&n=13



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну Звукляндию"

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Путешествие в страну Звукляндию" - знакомство детей с шумовыми и музыкальными звуками, закрепление знаний о музыкальных инструментах...

Методика проведения занятий в рамках реализации проекта по развитию фонетико-фонематического восприятия и артикуляционного образа звука . Прогулка по Звукляндии

Столкнувшить с трудностями в формировании и закрепления артикуляционного образа звука, имеющимися у дошкольников с ЗПР, из-за недоразвития аналитико-синтетической деятельности , а так же органической ...

Проект "Развитие фонетико-фонематического восприятия и артикуляционного образа звука . Прогулка по Звукляндии".

Проект реализовывался в группе детей с задержкой психического развития старшего возраста....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Звукляндию"

Данный материал предназначен для закрепления знаний детей по основам первоначальной грамоты...

Мастер класс «Использование игровых технологий на занятиях по развитию речи в условиях ФГОС ДО. Путешествие в страну Звукляндию.» Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей) с целью поделиться опытом работы по формированию речи у детей старшего дошкольного возраста путем игровых технологий....

Итоговое занятие в группе дополнительного образования "Звукляндия -страна Звукознаек!"

Чему научились дошкольники 5-6 лет, занимаясь по программе дополнительного образования, узнали родители и бабушки воспитанников. Увлекательные, забавные игры и упражнения выполнены, - и мы в Звуклянди...

«Путешествие в страну Звукляндию»

Данный сценарий непосредственно образовательной деятельности  я разработала, для детей  6-7 лет,  проводится по теме «Путешествие в страну Звукляндию».  Цел...