«Составление предложений с помощью моделирования»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metorazrabotka.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию «Составление предложений с помощью моделирования»
Цель: Обучение детей составлению предложений с помощью моделирования.
Задачи:
Образовательные
- учить произносить вопросительное предложение;
- продолжать формировать представление о грамматическом понятии «предложение»;
- упражнять детей в согласовании слов в предложении;
- с помощью моделирования упражнять детей в составлении предложения из заданного количества слов;
Развивающие
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, внимание детей;
- развивать мелкую моторику;
- развивать интонационную выразительность речи, внимание, творческое мышление, память, воображение;
Воспитательные
- воспитывать любовь к зимней природе;
Материалы и оборудование:
столы, стулья по количеству детей, сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск, музыкальный центр.
Технологии: Технология сотрудничества, технология наглядного моделирования, здоровьесберегающие технологии.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, музыкально – художественная, игровая.
Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание зимних иллюстраций.
Конспект НОД по речевому развитию «Составление предложений с помощью моделирования»
Воспитатель | Давайте, ребята мы с вами присядем на коврик и поиграем в игру «Соберем слова в ладошку». Я назову слово, а вы мне в ладошку «подарите» подходящее к нему слово. |
Дети подбирают подходящие слова к заданному слову. | |
Воспитатель | Вы отлично справились! Давайте вспомним, из чего состоит наша речь? |
Дети | Из предложений |
Воспитатель | Вы уже знаете, чтобы получилось понятное предложение все слова в нем должны подружиться. Давайте встанем и продолжим играть. Играем в игру «Живые слова». Вы будете «живыми словами». Марина будет «словом» падает, а Дима «словом» снег. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? |
Дети | подружить слова |
Воспитатель | Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? Какое? |
Дети | Да. Падает снег. |
Воспитатель | Сколько слов в предложении? |
Дети | 2 |
Воспитатель | У нас получилось длинное или короткое предложение? |
Дети | Короткое |
Воспитатель | Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? |
Дети | Пушистый, белый. |
Воспитатель | Таня будет «словом» пушистый, Игорь – «словом» белый. (Воспитатель расставляет детей) Читаем «живое» предложение. |
Дети | Падает пушистый, белый снег. |
Воспитатель | Сколько слов в предложении? |
Дети | 4 |
Воспитатель | «Живые слова» - разойдитесь. |
Дети разбежались | |
Воспитатель | Слова «разбежались» и нет предложения. Дети - «слова», встаньте на место, дайте друг другу руки и произнесите каждый свое слово. (дети произносят). Что мы с вами составили? |
Дети | Предложение. |
Воспитатель | Молодцы ребята. У нас получилось красивое, понятное предложение. Какое сейчас время года? |
Дети | Зима. |
Воспитатель | Давайте подойдем к мольберту. Посмотрите какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель увидел и написал рассказ. Послушайте: НАСТУПИТЬ ЗИМА. СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО. КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ. ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ. Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? |
Дети | Каждое слово само по себе |
Воспитатель | А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ |
Дети | Надо слова в предложениях подружить. |
Воспитатель | Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступить, зима. |
Дети | Наступила зима. |
Воспитатель | Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело. Какое предложение можно составить из этих слов? |
Дети | Намело много снега |
Воспитатель | Намело много снега. Сколько слов в предложении? |
Дети | 3 |
Воспитатель | В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов? |
Дети | Петя скатал огромный ком |
Воспитатель | Сколько слов в предложении? |
4 | |
Воспитатель | В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов? |
Дети | Пете очень нравиться лепить снеговика. |
Воспитатель | Сколько слов в этом предложении? |
Дети | 5. |
Воспитатель | Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями: НАСТУПИЛА ЗИМА. НАМЕЛО МНОГО СНЕГА. ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ. ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА. |
Воспитатель | А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? |
Дети | Наступила |
Воспитатель | Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? |
Дети | С уголком |
Воспитатель | Какое второе слово? |
Дети | Зима |
Воспитатель | В конце предложения, что ставим? |
Дети | Точку |
Воспитатель | Точка указывает на то, что предложение закончено. |
Воспитатель показывает схему первого предложения. Дети у мольбертов составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений: | |
Воспитатель | Вопросы по разбору схем предложений: 1. Схема, какого предложения? 2. Сколько слов в предложении? 3. Какая полоска нужна для начала предложения? 4. Что ставили в конце предложения? |
Воспитатель | Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? |
Дети | Предложение закончено |
Воспитатель | Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Как вы думаете, какие предложения у нас получатся? |
Дети | Вопросительные. |
Воспитатель | Послушайте первое вопросительное предложение: Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация. Арина, спроси, у меня наступила, ли зима. И Даня спроси. |
Дети говорят. | |
Воспитатель | А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос. |
Воспитатель | Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? |
Дети | Простое. |
Воспитатель | Какое предложение стало? |
Дети | Вопросительное. |
Воспитатель | Какой знак был? |
Дети | Точка. |
Воспитатель | Поменяли, на какой знак? |
Дети | Вопросительный. |
Под музыку проводится физкультминутка. | |
Воспитатель | Проведем мы сейчас разминку. Возьмите листочки, сделайте комочки. И поиграем в снежки |
Дети играют в снежки. | |
Воспитатель | Молодцы, соберите снежки и уложите под елку. |
Дети убирают снежки. | |
Воспитатель | Посмотрите, у вас на столах лежат модели и схемы предложений. Проходите и удобно садитесь. Разбейтесь на пары и совместно с партнером придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны, помогайте друг другу, чтоб не сбиться. |
Дети работают в микро группах | |
Воспитатель | Вы составили простые предложения, Что стоит у вас в конце предложения? |
Дети | Точка |
Воспитатель | А теперь переверните карточку. Какой знак вы видите? |
Дети | Вопросительный. |
Воспитатель | Прочитайте свои предложения вопросительно. Было какое предложение? (простое). А стало, какое предложение? (вопросительное) |
Воспитатель | Что вам помогло переделать предложение? |
Дети | Знак, голос, интонация |
Воспитатель | Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложения с восклицательной интонацией. - Какие замечательные дети! - Вы сегодня хорошо отвечали! - Какие прекрасные придумывали предложения! В предложениях с такой интонацией ставится восклицательный знак. Вот так он выглядит. (Показ восклицательного знака) |
Воспитатель | Вам понравилось составлять предложения? Про восклицательный знак мы поговорим подробнее в следующий раз. А сейчас можете поиграть в снежки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с алфавитом. Звуковой анализ. Составление предложений.
В данной презентации представлен пример знакомства детей с алфавитом, выполнением звукового анализа и составлением предложений с заданным словом....
Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».
Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы. Цель: развиват...
«Составление предложений с помощью моделирования»
Совместная обпазовательная деятельность.Конспект по речевому развитию...
«Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью метода наглядного моделирования»
Консультация для воспитателей...
«Составление предложений с помощью моделирования»
Конспект НОД по речевому развитию «Составление предложений с помощью моделирования» Цель: Обучение детей составлению предложений с помощью моделирования. ...
"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".
Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...
Пособие для составления предложений и схем предложений по картинкам для детей 6-7 лет
Пособие для составления предложений и схем предложений по картинкам для детей 6-7 лет...