Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цель: познакомить детей с глухим согласным звуком [ч], буквой Ч.

Задачи:

Обучающие:

  • развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами     -ичк, -ечк, и др.;
  • закрепить навык произношения звука [ч] в слогах, словах, фразах;
  • совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов;
  • познакомить с буквой Ч.

Развивающие:

  • развивать речевое дыхание; фонематический слух.

Воспитательные:

  • воспитывать выдержку; умение оказывать помощь друг другу; умение работать в группах.

Материал: методические пособия «Поезд», «Робот Ешка», предметные картинки, полоски для звукового анализа слов, карточка с изображением буквы Ч, мяч, магнитная доска, мел, цветные карандаши для разделения на группы.  

Предварительная работа: знакомство с понятием «слово», «предложение», звуковой анализ слова, работа с предложением, дидактические игры «Назови ласково», «Составь предложение», «Что лишнее?». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка»

 «Путешествие в гости к роботу Ешке»

конспект непосредственной образовательной деятельность по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

                                                                         Воспитатель:                                  

                                                                                                 Захаркова Алена Игоревна  

                                                   

 г. Лесосибирск, 2019г.

Цель: познакомить детей с глухим согласным звуком [ч], буквой Ч.

Задачи:

Обучающие:

  • развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами     -ичк, -ечк, и др.;
  • закрепить навык произношения звука [ч] в слогах, словах, фразах;
  • совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов;
  • познакомить с буквой Ч.

Развивающие:

  • развивать речевое дыхание; фонематический слух.

Воспитательные:

  • воспитывать выдержку; умение оказывать помощь друг другу; умение работать в группах.

Материал: методические пособия «Поезд», «Робот Ешка», предметные картинки, полоски для звукового анализа слов, карточка с изображением буквы Ч, мяч, магнитная доска, мел, цветные карандаши для разделения на группы.  

Предварительная работа: знакомство с понятием «слово», «предложение», звуковой анализ слова, работа с предложением, дидактические игры «Назови ласково», «Составь предложение», «Что лишнее?».  

Ход НОД:

Содержание

Подходы. Методы, приемы

Организационный момент

В одном из развивающих центров группы размещен поезд (пособие для проведения НОД и организации режимных моментов). Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что изменилось в группе.

- Как вы думаете, почему в группе появился поезд? Мы отправимся в гости к роботу Ешке и, как вы догадались, отправимся мы на нашем поезде.

Поезд мчится и шипит,

И колесами стучит;

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Я стучу, стучу, стучу!

Мигом всех я прокачу!

 

Сюрпризный момент, с цель создания положительного настроя на предстоящую деятельность.

Введение в тему НОД

Какой звук я произнесла чаще, чем другие? Именно он поможет нам попасть к роботу Ешке. Чтоб отправиться в путь на поезде, необходимо выполнить упражнение: вдыхаем носом и на выдохе 1 раз произносим звук [ч] ( -Ч-  повторим упражнение 3 раза).

 

Знакомство с темой НОД, с целью пробуждению интереса к познанию и восприятию новых звуков.

Характеристика звука [ч]

Первая станция, на которую мы прибыли «Слоговая».

Когда мы произносим звук [ч], кончик язычка стукает по «бугоркам» за верхними зубами.

Давайте, ребята,

произнесем вместе этот звук [ч-ч-ч]

Какой это звук? Почему, думаете, что звук согласный? Как проверить глухой этот звук или звонкий?

А еще этот звук особенный, он всегда мягкий. Поэтому как мы обозначим его?

Звук [ч], как и все другие звуки, любит ходить в гости к гласным звукам, и они ходят к нему. Давайте вместе пропоем песенки звуков, которые они поют, когда встречаются (дети совместно с педагогом и индивидуально читают слоги ЧА, ЧО, ЧЕ, ЧУ, ЧИ; АЧ, ОЧ, УЧ, ИЧ).

.

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, с целью уточнения артикуляции (положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука); уточнения акустических признаков звука («спит», «не спит», поется, не поется), обозначение цветовым символом, определение места в звукобуквенном городе.

Произношение изучаемого звука в слоговых сочетаниях для развития слухоречевой памяти, фонематического восприятия, мимики.

Мы едем дальше, но на выдохе произносим звук [ч] – 2 раза (Ч-Ч, Ч-Ч, Ч-Ч. Повторим 3 раза).

Станция «Ласковая», на этой станции нас ждет игра «Назови ласково», на этой станции живут звери, и они хотят, чтоб мы назвали их ласково. А живут здесь:

Овца-овечка, собака-собачка, белка-белочка, лиса-лисичка, кошка-кошечка, волк-волчок, кабан-кабанчик, крокодил-крокодильчик, бык-бычок

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»: словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ичк,

-ечк, и др.

Произношение звуков в словах с целью уточнения и расширения лексического запаса, овладения грамматическими критериями словоизменения и словообразования.

Динамическая пауза

Зверят развеселили, а сами то вы веселые ребята? Покажем какие мы веселые.

Чок-чок -чок–руки на бочок!

Чок-чок-чок, чок-чок-чок!

Покажи свой каблучок!

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Ножками топочут, весело хохочут.

(Повторить игру 2 раза).

Физкультминутка с целью снятия усталости и напряжения, совершенствования общей моторики и внесения эмоционального заряда.

Поезд отправляется дальше, нас с вами ждет станция «Волшебная». На выдохе произносим звук [ч] – 3 раза (Ч-Ч-Ч, Ч-Ч-Ч, Ч-Ч-Ч).

На станции стоит «Волшебный сундучок». Надо достать из него картинки с изображением предметов, найти каждому предмету свой вагончик. Для этого разделимся на команды, у каждого под стулом лежит карандаш, разделитесь по цвету карандаша на команды. Первая команда из предложенных картинок, выберет слова с одним слогом (например: меч, мяч, луч и др.) и разместит их в окошечки первого вагона нашего поезда, вторая команда выбирает слова с двумя слогами (например: рама, мыло, рука и др.) и размещает их в окошечках второго вагона, третья команда выбирает слова с тремя слогами (например: чудеса, чучело и др.) и размещает их в окошечках третьего вагона. Дети проверяют друг друга в правильности выполнения заданий

Работа в группах с целью закрепления умения взаимодействовать друг с другом, договариваться, приходить к общему решению.

Деление слов на слоги: развитие фонематического слуха, умения определять количество слогов в слове.

- Можем ехать дальше. Ехать долго, произносим звук [ч] на выдохе много раз (Ч-Ч-Ч-Ч-Ч). Поезд довез нас до станции «Школьная». Угадайте, кто встречает нас на этой станции:

Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки. (Ручка)

Прием повторного произношения звука [ч] с целью запоминания его звучания и акцентом на правильное произношение.

Художественное слово (загадка): развитие мышления, логики и воображения.

Послушайте как я произнесу слово, и на своих звуковых линейках, откройте столько окошечек, сколько услышали звуков в слове.

Называем все звуки по порядку, показываем на схеме пальчиком.

- Посмотрите на схему и скажите сколько в слове гласных звуков? Какие? (У, А).

- Сколько согласных звуков? Назовите их (Р, Ч, К).

- Назовите мягкий согласный звук, покажите его на схеме.

Каждому школьнику понадобится ручка. И вы скоро станете школьниками.

Звуковой анализ слова для закрепления умения слышать и выделять звуки в словах, давать им характеристику

Послушайте предложение, которое я произнесу и посчитайте сколько в нем слов.

- Я скоро буду школьником.

Кто может нарисовать схему этого предложения? Сколько слов в предложении? Назвать 1 слово, 2 слово, 3, 4 слово.

Если я уберу 1(2, 3, 4) слово, получится у нас предложение?

Работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений, анализа и синтеза словесного состава предложения.

Ребята, а может кто-то знает, какой буквой обозначается звук [ч]?

Посмотрите, кто нас встречает (воспитатель акцентирует внимание детей на роботе Ешке), что он держит?

На что похожа буква Ч?

Ч – вы правильно решили,

Пишут также как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Путать букву нам нельзя!

Ребята, в какую сторону смотрит буква Ч?

Прорисуем букву Ч в воздухе.

Знакомство с буквой Ч, которой обозначается изучаемый звук, с целью развития умения находить букву в тексте, читать ее, а также слоги и слова с ней, писать букву Ч печатным шрифтом

Итог занятия

Какой звук мы изучили? С какой буквой познакомились?

Итоговая (обобщающая) беседа с целью подведения итога.

Список используемой литературы:

  1. https://hvatalkin.ru/zagadka/2646

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»

Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на  закрепление знания об изученных звуках,  о правилах составления звуковых моделей  слов, умение состав...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР.

Тема: Дифференциация звуков [К] – [К’]. Задачи:1.     Развивать фонематическое восприятие.2.     Закреплять умение четко произносить звуки [К] - [К’]; дифф...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»

Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»

Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е,звуком е»

Программное содержание: Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на с...