Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с глухим согласным звуком [ч], буквой Ч.
Задачи:
Обучающие:
- развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ичк, -ечк, и др.;
- закрепить навык произношения звука [ч] в слогах, словах, фразах;
- совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов;
- познакомить с буквой Ч.
Развивающие:
- развивать речевое дыхание; фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитывать выдержку; умение оказывать помощь друг другу; умение работать в группах.
Материал: методические пособия «Поезд», «Робот Ешка», предметные картинки, полоски для звукового анализа слов, карточка с изображением буквы Ч, мяч, магнитная доска, мел, цветные карандаши для разделения на группы.
Предварительная работа: знакомство с понятием «слово», «предложение», звуковой анализ слова, работа с предложением, дидактические игры «Назови ласково», «Составь предложение», «Что лишнее?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспенкт НОД по подготовке к обучению грамоте | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка»
«Путешествие в гости к роботу Ешке»
конспект непосредственной образовательной деятельность по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Воспитатель:
Захаркова Алена Игоревна
г. Лесосибирск, 2019г.
Цель: познакомить детей с глухим согласным звуком [ч], буквой Ч.
Задачи:
Обучающие:
- развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ичк, -ечк, и др.;
- закрепить навык произношения звука [ч] в слогах, словах, фразах;
- совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов;
- познакомить с буквой Ч.
Развивающие:
- развивать речевое дыхание; фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитывать выдержку; умение оказывать помощь друг другу; умение работать в группах.
Материал: методические пособия «Поезд», «Робот Ешка», предметные картинки, полоски для звукового анализа слов, карточка с изображением буквы Ч, мяч, магнитная доска, мел, цветные карандаши для разделения на группы.
Предварительная работа: знакомство с понятием «слово», «предложение», звуковой анализ слова, работа с предложением, дидактические игры «Назови ласково», «Составь предложение», «Что лишнее?».
Ход НОД:
Содержание | Подходы. Методы, приемы |
Организационный момент В одном из развивающих центров группы размещен поезд (пособие для проведения НОД и организации режимных моментов). Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что изменилось в группе. - Как вы думаете, почему в группе появился поезд? Мы отправимся в гости к роботу Ешке и, как вы догадались, отправимся мы на нашем поезде. Поезд мчится и шипит, И колесами стучит; Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Я стучу, стучу, стучу! Мигом всех я прокачу! |
Сюрпризный момент, с цель создания положительного настроя на предстоящую деятельность. |
Введение в тему НОД Какой звук я произнесла чаще, чем другие? Именно он поможет нам попасть к роботу Ешке. Чтоб отправиться в путь на поезде, необходимо выполнить упражнение: вдыхаем носом и на выдохе 1 раз произносим звук [ч] ( -Ч- повторим упражнение 3 раза). |
Знакомство с темой НОД, с целью пробуждению интереса к познанию и восприятию новых звуков. |
Характеристика звука [ч] Первая станция, на которую мы прибыли «Слоговая». Когда мы произносим звук [ч], кончик язычка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Давайте, ребята, произнесем вместе этот звук [ч-ч-ч] Какой это звук? Почему, думаете, что звук согласный? Как проверить глухой этот звук или звонкий? А еще этот звук особенный, он всегда мягкий. Поэтому как мы обозначим его? Звук [ч], как и все другие звуки, любит ходить в гости к гласным звукам, и они ходят к нему. Давайте вместе пропоем песенки звуков, которые они поют, когда встречаются (дети совместно с педагогом и индивидуально читают слоги ЧА, ЧО, ЧЕ, ЧУ, ЧИ; АЧ, ОЧ, УЧ, ИЧ). . | Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, с целью уточнения артикуляции (положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука); уточнения акустических признаков звука («спит», «не спит», поется, не поется), обозначение цветовым символом, определение места в звукобуквенном городе. Произношение изучаемого звука в слоговых сочетаниях для развития слухоречевой памяти, фонематического восприятия, мимики. |
Мы едем дальше, но на выдохе произносим звук [ч] – 2 раза (Ч-Ч, Ч-Ч, Ч-Ч. Повторим 3 раза). Станция «Ласковая», на этой станции нас ждет игра «Назови ласково», на этой станции живут звери, и они хотят, чтоб мы назвали их ласково. А живут здесь: Овца-овечка, собака-собачка, белка-белочка, лиса-лисичка, кошка-кошечка, волк-волчок, кабан-кабанчик, крокодил-крокодильчик, бык-бычок | Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»: словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ичк, -ечк, и др. Произношение звуков в словах с целью уточнения и расширения лексического запаса, овладения грамматическими критериями словоизменения и словообразования. |
Динамическая пауза Зверят развеселили, а сами то вы веселые ребята? Покажем какие мы веселые. Чок-чок -чок–руки на бочок! Чок-чок-чок, чок-чок-чок! Покажи свой каблучок! Девочки и мальчики прыгают, как мячики. Ножками топочут, весело хохочут. (Повторить игру 2 раза). | Физкультминутка с целью снятия усталости и напряжения, совершенствования общей моторики и внесения эмоционального заряда. |
Поезд отправляется дальше, нас с вами ждет станция «Волшебная». На выдохе произносим звук [ч] – 3 раза (Ч-Ч-Ч, Ч-Ч-Ч, Ч-Ч-Ч). На станции стоит «Волшебный сундучок». Надо достать из него картинки с изображением предметов, найти каждому предмету свой вагончик. Для этого разделимся на команды, у каждого под стулом лежит карандаш, разделитесь по цвету карандаша на команды. Первая команда из предложенных картинок, выберет слова с одним слогом (например: меч, мяч, луч и др.) и разместит их в окошечки первого вагона нашего поезда, вторая команда выбирает слова с двумя слогами (например: рама, мыло, рука и др.) и размещает их в окошечках второго вагона, третья команда выбирает слова с тремя слогами (например: чудеса, чучело и др.) и размещает их в окошечках третьего вагона. Дети проверяют друг друга в правильности выполнения заданий | Работа в группах с целью закрепления умения взаимодействовать друг с другом, договариваться, приходить к общему решению. Деление слов на слоги: развитие фонематического слуха, умения определять количество слогов в слове. |
- Можем ехать дальше. Ехать долго, произносим звук [ч] на выдохе много раз (Ч-Ч-Ч-Ч-Ч). Поезд довез нас до станции «Школьная». Угадайте, кто встречает нас на этой станции: Отгадай, что за вещица, - | Прием повторного произношения звука [ч] с целью запоминания его звучания и акцентом на правильное произношение. Художественное слово (загадка): развитие мышления, логики и воображения. |
Послушайте как я произнесу слово, и на своих звуковых линейках, откройте столько окошечек, сколько услышали звуков в слове. Называем все звуки по порядку, показываем на схеме пальчиком. - Посмотрите на схему и скажите сколько в слове гласных звуков? Какие? (У, А). - Сколько согласных звуков? Назовите их (Р, Ч, К). - Назовите мягкий согласный звук, покажите его на схеме. Каждому школьнику понадобится ручка. И вы скоро станете школьниками. | Звуковой анализ слова для закрепления умения слышать и выделять звуки в словах, давать им характеристику |
Послушайте предложение, которое я произнесу и посчитайте сколько в нем слов. - Я скоро буду школьником. Кто может нарисовать схему этого предложения? Сколько слов в предложении? Назвать 1 слово, 2 слово, 3, 4 слово. Если я уберу 1(2, 3, 4) слово, получится у нас предложение? | Работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений, анализа и синтеза словесного состава предложения. |
Ребята, а может кто-то знает, какой буквой обозначается звук [ч]? Посмотрите, кто нас встречает (воспитатель акцентирует внимание детей на роботе Ешке), что он держит? На что похожа буква Ч? Ч – вы правильно решили, Пишут также как четыре, Только с цифрами, друзья, Путать букву нам нельзя! Ребята, в какую сторону смотрит буква Ч? Прорисуем букву Ч в воздухе. | Знакомство с буквой Ч, которой обозначается изучаемый звук, с целью развития умения находить букву в тексте, читать ее, а также слоги и слова с ней, писать букву Ч печатным шрифтом |
Итог занятия Какой звук мы изучили? С какой буквой познакомились? | Итоговая (обобщающая) беседа с целью подведения итога. |
Список используемой литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"
Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»
Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на закрепление знания об изученных звуках, о правилах составления звуковых моделей слов, умение состав...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР.
Тема: Дифференциация звуков [К] – [К’]. Задачи:1. Развивать фонематическое восприятие.2. Закреплять умение четко произносить звуки [К] - [К’]; дифф...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»
Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»
Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е,звуком е»
Программное содержание: Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на с...