Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Пресман Юлия Михайловна

Тема: Дифференциация звуков [К] – [К’].

 

Задачи:

1.     Развивать фонематическое восприятие.

2.     Закреплять умение четко произносить звуки [К] - [К’]; дифференцировать звуки на слух.

3.     Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

4.     Формировать грамматический строй речи (образование им. сущ. мн.ч. от  сущ. ед ч.).

5.     Развивать мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость.

6.     Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие.

7.     Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.

Оборудование: картина с изображением зимнего леса, картинки с изображениями зимующих птиц, игрушки (поезд, машина, вертолет), изображения двух мешков синего и зеленого цвета, звуковые схемы, разрезные картинки, магнитные буквы.

 

Ход занятия.

Педагог. Ребята, я сегодня заглянула в почтовый ящик и обнаружила там интересное письмо:

«Ну-ка, ….. посмотри, что за вести там внутри. О, да здесь письмо, что же в нем написано».

(Педагог читает детям письмо).

«Дорогие ребята, мы узнали, что скоро вы пойдете в школу и решили пригласить вас в нашу лесную школу для птиц». Ваши друзья.

Ребята, вы хотите узнать, кто учится в лесной школе и чему там учат? Предлагаю вам отправиться в зимний лес. Перед вами :

 

ПОЕЗД  МАШИНА  ВЕРТОЛЕТ

 

Мы отправимся на том транспорте, в названии которого два слога. Как проверить, сколько в слове слогов?

Дети. Прохлопать слово и посчитать количество слогов.

                                    (дети выполняют)

Педагог. Итак, мы отправляемся на позде:

                         Наш поезд едет далеко,

                        Ох, дети, будет нелегко.

                        Друг другу помогайте,

                       Места скорее занимайте.

Поезд прибывает в волшебный лес.

(звучит запись голосов зимующих птиц в лесу)

(На доске картина – лесная школа птиц: картинки с изображением птиц)

                                  ЛЕСНАЯ ШКОЛА

 

ВОРОБЕЙ                                                            ВОРОНА

                                           СНЕГИРЬ

 

СИНИЦА                            ГОЛУБЬ                            СОВА

 

                           ДЯТЕЛ                   СОРОКА

 

Педагог. Пернатые друзья приготовили для вас задания.

 

ВОРОБЕЙ. Задание № 1. «Повтори, не ошибись».

Педагог. Повторите за мной цепочку слогов :

 

КА-КЯ-КА                  УК-ЮК-УК

КЮ-КО-КУ                 ИК-ИК-ЫК

КИ-КЫ-КЫ                 КЯ-КА-КЯ

КО-КО-КЕ                   КЫ-КИ-КИ

 

Какой согласный звук проговаривали в слоговых цепочках? Опишите его.

                                              (ответы детей)    

СНЕГИРЬ. Задание №2. «Доскажи словечко».

 

·        В альбоме любим мы рисовать –

Дом, любимую кровать,

Здесь рисунок – репортаж

Набросает - ……….(карандаш).

 

·        Это что за зверек

Ходит вдоль и поперек –

В краске выпачканный нос

Деревянный длинный хвост? (кисточка).

Педагог. Назовите первые звуки в словах-отгадках. Сравните эти звуки.

 

СОРОКА. Задание №3. «Подарки».

        (На доске изображения двух мешочков – синего и зеленого цвета).

Педагог. У каждого из вас картинка с подарком. Разложите картинки по мешкам. (дифференциация звуков [К] и [К’]  )

 

ВОРОНА. Задание №4. «Потерялся звук».

(Перед детьми лежат картинки, в которых есть звук [К] и звуковые схемы)

Педагог. Подберите схему к картинке. Где в слове могут стоять звуки [К] и [К’]?

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири-тири,

Тень-тень-тень.

 

ГОЛУБЬ. «Собери картинку», «Назови птицу».

(работа с разрезными картинками).

 

СОВА. Задание № 6 «Один-много».

 

Синичка – синички

Воробышек – воробышки

Голубок – голубки

Снегирек – снегирьки

Галка – галки

Сорока – сороки

Совушка - совушки

Педагог. Что вы заметили в этих словах?

                                            (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика.

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

 

СИНИЦА. Задание № 7. «Штриховка».

Педагог. Заштрихуйте подружек синички.

 

ДЯТЕЛ. Задание №8. «Составь слово».

На доске буквы     О  К  Р  А

Педагог. Составьте из букв слово, запишите его в тетрадь. Сделайте звуковую схему. Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Сколько звуков в слове? Сколько гласных, согласных звуков? Назовите первый, второй, третий, четвертый звук.

                                         (ответы детей)

 

Педагог. Молодцы, ребята! Все задания лесной школы вы выполнили. За это пернатые друзья дарят вам вкусный и сладкий подарок (он начинается со звука [К]).

Какой звук повторяли сегодня?

Какие задания лесных птиц вам больше всего понравились?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР.

Тема: Дифференциация звуков [К] – [К’].

Задачи:

  1. Развивать фонематическое восприятие.
  2. Закреплять умение четко произносить звуки [К] - [К’]; дифференцировать звуки на слух.
  3. Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
  4. Формировать грамматический строй речи (образование им. сущ. мн.ч. от  сущ. ед ч.).
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость.
  6. Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие.
  7. Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.

Оборудование: картина с изображением зимнего леса, картинки с изображениями зимующих птиц, игрушки (поезд, машина, вертолет), изображения двух мешков синего и зеленого цвета, звуковые схемы, разрезные картинки, магнитные буквы.

Ход занятия.

Педагог. Ребята, я сегодня заглянула в почтовый ящик и обнаружила там интересное письмо:

«Ну-ка, ….. посмотри, что за вести там внутри. О, да здесь письмо, что же в нем написано».

(Педагог читает детям письмо).

«Дорогие ребята, мы узнали, что скоро вы пойдете в школу и решили пригласить вас в нашу лесную школу для птиц». Ваши друзья.

Ребята, вы хотите узнать, кто учится в лесной школе и чему там учат? Предлагаю вам отправиться в зимний лес. Перед вами :

ПОЕЗД  МАШИНА  ВЕРТОЛЕТ

Мы отправимся на том транспорте, в названии которого два слога. Как проверить, сколько в слове слогов?

Дети. Прохлопать слово и посчитать количество слогов.

                                    (дети выполняют)

Педагог. Итак, мы отправляемся на позде:

                         Наш поезд едет далеко,

                        Ох, дети, будет нелегко.

                        Друг другу помогайте,

                       Места скорее занимайте.

Поезд прибывает в волшебный лес.

(звучит запись голосов зимующих птиц в лесу)

(На доске картина – лесная школа птиц: картинки с изображением птиц)

                                  ЛЕСНАЯ ШКОЛА

ВОРОБЕЙ                                                            ВОРОНА

                                           СНЕГИРЬ

СИНИЦА                            ГОЛУБЬ                            СОВА

                           ДЯТЕЛ                   СОРОКА

Педагог. Пернатые друзья приготовили для вас задания.

ВОРОБЕЙ. Задание № 1. «Повтори, не ошибись».

Педагог. Повторите за мной цепочку слогов :

КА-КЯ-КА                  УК-ЮК-УК

КЮ-КО-КУ                 ИК-ИК-ЫК

КИ-КЫ-КЫ                 КЯ-КА-КЯ

КО-КО-КЕ                   КЫ-КИ-КИ

Какой согласный звук проговаривали в слоговых цепочках? Опишите его.

                                              (ответы детей)   

СНЕГИРЬ. Задание №2. «Доскажи словечко».

  • В альбоме любим мы рисовать –

Дом, любимую кровать,

Здесь рисунок – репортаж

Набросает - ……….(карандаш).

  • Это что за зверек

Ходит вдоль и поперек –

В краске выпачканный нос

Деревянный длинный хвост? (кисточка).

Педагог. Назовите первые звуки в словах-отгадках. Сравните эти звуки.

СОРОКА. Задание №3. «Подарки».

        (На доске изображения двух мешочков – синего и зеленого цвета).

Педагог. У каждого из вас картинка с подарком. Разложите картинки по мешкам. (дифференциация звуков [К] и [К’]  )

ВОРОНА. Задание №4. «Потерялся звук».

(Перед детьми лежат картинки, в которых есть звук [К] и звуковые схемы)

Педагог. Подберите схему к картинке. Где в слове могут стоять звуки [К] и [К’]?

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири-тири,

Тень-тень-тень.

ГОЛУБЬ. «Собери картинку», «Назови птицу».

(работа с разрезными картинками).

СОВА. Задание № 6 «Один-много».

Синичка – синички

Воробышек – воробышки

Голубок – голубки

Снегирек – снегирьки

Галка – галки

Сорока – сороки

Совушка - совушки

Педагог. Что вы заметили в этих словах?

                                            (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика.

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

СИНИЦА. Задание № 7. «Штриховка».

Педагог. Заштрихуйте подружек синички.

ДЯТЕЛ. Задание №8. «Составь слово».

На доске буквы     О  К  Р  А

Педагог. Составьте из букв слово, запишите его в тетрадь. Сделайте звуковую схему. Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Сколько звуков в слове? Сколько гласных, согласных звуков? Назовите первый, второй, третий, четвертый звук.

                                         (ответы детей)

Педагог. Молодцы, ребята! Все задания лесной школы вы выполнили. За это пернатые друзья дарят вам вкусный и сладкий подарок (он начинается со звука [К]).

Какой звук повторяли сегодня?

Какие задания лесных птиц вам больше всего понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»

Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на  закрепление знания об изученных звуках,  о правилах составления звуковых моделей  слов, умение состав...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»

Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»

Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».

Тема:  «Звуки т, ть. Буква Т».      Цель:   познакомить детей со звуками  т, ть; познакомить  с буквой  Т....

Конспект нод по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с нарушением речи. Тема: Звук и буква О.

Подробный конспект для учителя-логопеда. Повторение и закрепление материала в игровой форме по звуку "О" и знакомство с буквой О в рамках лексической темы "Осень"....