Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Школа тётушки Совы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Короткова Ольга Анатольевна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

на тему: «Школа тётушки Совы»

   Программное содержание:

  Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление представления о смыслоразличительной роли фонем.

Развивающие задачи: продолжать знакомить с составлением предложения по живой модели. Развивать у детей внимание, память, фонематический слух.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент. Создание познавательной мотивации.
  2. Д/у «Поймай звук»
  3. Д/у «Назови братца»
  4. Звуковой анализ сова «лес»
  5. Д/у «Найди родственные слова»
  6. Физкультминутка
  7. Д/у «Рассели лесных зверей и птиц по этажам»
  8. Д/у «Живые слова»

 

Демонстрационный материал: доска магнитная, «звуковой домик», набор с фишками для звукового анализа слов, мяч, атрибуты для игры  «Живые слова».

Раздаточный материал: «звуковые домики», индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов, предметные картинки.

 

Ход:

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно может быть? /Ответы детей/. Давайте же его откроем и всё узнаем:

(Воспитатель открывает конверт и читает письмо)

-Здравствуйте, дорогие ребята!  Пишет ваша старая знакомая тетушка Сова из лесной школы.Сегодня в нашей школе пройдут очень интересные уроки и я вас приглашаю на них. Еще я приготовила для вас сюрприз, а чтобы его получить, нужно старательно выполнить все мои задания.

Воспитатель:

-Хотите побывать в лесной школе?

-Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.

(Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова)

-Покружитесь, покружитесь в лесной школе окажитесь.

- Вот мы и в школе.

Воспитатель звенит колокольчик:

-Колокольчик озорной приглашает на «Урок грамоты».

-Начнем урок с разминки: Д/у «Поймай звук»

-Когда услышите звук (С) в словах, будете хлопать в ладоши.

Сова, дуб, лиса,ель,рябина,сорока,медведь, скворец, клен, лес.

- Молодцы! Разминка прошла успешно.

 

Воспитатель: Готовы выполнить задания тётушки Совы?

/Ответы детей/.

Воспитатель: Слушайте внимательно первое задание:

«Приглашаю всех ребят

В школу маленьких совят.

Слово «Лес» вы разберите

И подарок получите!»

Первое задание тетушки совы – разобрать слово лес на звуки.

 Для выполнения задания  сядем за столы, но перед тем, как вы начнете, выполнять задание вспомним, какие бывают звуки? (Согласные, гласные).

- А какие бывают согласные звуки?

(Твердые, мягкие)А давайте мы с вами поиграем игру. Я назову большого братца, а вы мне маленького. Вы помните, как звучит большой братец? А маленький? (Воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети его пару – б –бь, м – мь, к –кь, с – сь, в – вь, з –зь, н –нь)

-Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки?

(Синими).

- Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?

(Зелеными).

- Какими фишками мы обозначаем гласные звуки?

(красными).

Дети: самостоятельно разбирают слово.

Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?

Дети: ль. Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой

Воспитатель: Какой он? Гласный или согласный? Мягкий или твердый?

 Дети: Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове лес?

Дети: Звук э

Воспитатель: Какой это звук?

 Дети: Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук э можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

Воспитатель: Какой третий звук? с – какой он?

Дети: Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы. Этот звук обозначается синей фишкой.

 - Сколько всего звуков в слове «лес»? (три)

- Сколько гласных звуков? (один)

- Назовите гласный звук? (э)

- Сколько в слове «лес» согласных звуков? (два)

- Назовите первый согласный звук? (ль)

- Какой второй согласный звук? (с)

Ну а сейчас прочитаем слово.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились.

 Ребята,ещё одно задание от тетушки Совы:  

Подберите, пожалуйста, к слову лес родственные слова.

Воспитатель:

- Назовите лес ласково (лесок, лесочек). Как называется маленький лес? (Лесок)

- Кто ухаживает за лесом? (лесник).

- Кто рубит лес? (лесоруб).

- Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные).

– Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовик, Лесовичок)

- Итак, какие родственные слова мы с вами вместе подобрали к слову лес? (Дети перечисляют).

 (лесок, лесочек, лесник,лесничий, лесовик, лесной,)

А что бывает лесным? (Зверь, птицы, озеро, поляна, ягоды, опушка, ручей, деревья, кустарник, орехи, тропинка, цветы, чаща)

 Воспитатель звенит в колокольчик:

-Перемена, перемена, можно прыгать, можно бегать.

-Предлагаю отправиться в спортзал на веселую гимнастику.

Сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Ёлки ветер клонит тоже.

Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево.)

Вот по веткам белка мчится.

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всём нужна сноровка. (Прыжки на месте.)

А куда медведь идёт?

Ищет ягоды и мёд. (Ходьба на месте.)

Ну, а нам пора садиться,

Заниматься, не лениться. (Дети садятся.)

 Воспитатель -А сейчас послушайте следующее задание от тетушки Совы.

(Д/у «Расселите лесных зверей и птиц по этажам»)   

-Ребята, перед вами стоит дом.Сколько этажей в этом доме? Как вы думаете, кто живет на первом этаже, кто на втором этаже, а кто на третьем?  Оказывается, на первом этаже живутлесные звери и птицы,названия которых состоит из одного слога, на втором этаже - из двух слогов, на третьем - слова, состоящие из трех слогов.

– Ребята, тетушка сова просит вас «расселить»лесных зверей и птиц по этажам.  

 На ваших столах лежат конверты, в них картинки. Кто изображен на ваших картинках? (Дети рассматривают картинки). Разделите ваше слово на слоги и поместите на нужный этаж.

 Воспитатель. Как узнать, сколько в слове слогов, каким способом? (хлопки, шаги, поднести руку подбородку) (Дети выполняют задание.) Ну,а сейчас проверим.

Воспитатель: Задание мы выполнили, молодцы.

Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в игру «Живые слова».

 Вы будете «живыми словами». Ваня будет словом «медведь», а Маша словом«любит». Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)

- Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)

- Давайте прочитаем – «Медвежонок любит». Сколько слов в предложении? (2)

- У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

- Давайте мы с вами в предложении добавим слово, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

Воспитатель: -Вот и закончился   урок грамоты в лесной школе.  Молодцы!  Все старались!

А вот и сюрприз, о котором говорила тетушка Сова.

(Воспитатель распаковывает подарок и читает):

«Выполнили все мои задания.

Проявили вы терпение, старание.

Вот подарок получайте мой, друзья,

С вами скоро вновь повстречаюсь я!»

(Воспитатель с детьми вскрывают последнюю упаковку и обнаруживают подарок - диск «Уроки тётушки Совы. Времена года»).

Еще тетушка Сова награждает вас медальками за ваши старания. Большое вам спасибо.

 Воспитатель:

-Пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали?Понравилось ли вам учиться в лесной школе? Какие задания вам понравились больше?

 Вы - молодцы, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что вы смогли справиться с заданиями тётушки Совы. Молодцы!

Материал взят из сети интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shkola_t._sovy.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

на тему: «Школа тётушки Совы»

   Программное содержание:

  Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление представления о смыслоразличительной роли фонем.

Развивающие задачи: продолжать знакомить с составлением предложения по живой модели. Развивать у детей внимание, память, фонематический слух.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент. Создание познавательной мотивации.
  2. Д/у «Поймай звук»
  3. Д/у «Назови братца»
  4. Звуковой анализ сова «лес»
  5. Д/у «Найди родственные слова»
  6. Физкультминутка
  7. Д/у «Рассели лесных зверей и птиц по этажам»
  8. Д/у «Живые слова»

Демонстрационный материал: доска магнитная, «звуковой домик», набор с фишками для звукового анализа слов, мяч, атрибуты для игры  «Живые слова».

Раздаточный материал: «звуковые домики», индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов, предметные картинки.

Ход:

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно может быть? /Ответы детей/. Давайте же его откроем и всё узнаем:

(Воспитатель открывает конверт и читает письмо)

-Здравствуйте, дорогие ребята!  Пишет ваша старая знакомая тетушка Сова из лесной школы.Сегодня в нашей школе пройдут очень интересные уроки и я вас приглашаю на них. Еще я приготовила для вас сюрприз, а чтобы его получить, нужно старательно выполнить все мои задания.

Воспитатель:

-Хотите побывать в лесной школе?

-Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.

(Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова)

-Покружитесь, покружитесь в лесной школе окажитесь.

- Вот мы и в школе.

Воспитатель звенит колокольчик:

-Колокольчик озорной приглашает на «Урок грамоты».

-Начнем урок с разминки: Д/у «Поймай звук»

-Когда услышите звук (С) в словах, будете хлопать в ладоши.

Сова, дуб, лиса,ель,рябина,сорока,медведь, скворец, клен, лес.

- Молодцы! Разминка прошла успешно.

Воспитатель: Готовы выполнить задания тётушки Совы?

/Ответы детей/.

Воспитатель: Слушайте внимательно первое задание:

«Приглашаю всех ребят

В школу маленьких совят.

Слово «Лес» вы разберите

И подарок получите!»

Первое задание тетушки совы – разобрать слово лес на звуки.

 Для выполнения задания  сядем за столы, но перед тем, как вы начнете, выполнять задание вспомним, какие бывают звуки? (Согласные, гласные).

- А какие бывают согласные звуки?

(Твердые, мягкие)А давайте мы с вами поиграем игру. Я назову большого братца, а вы мне маленького. Вы помните, как звучит большой братец? А маленький? (Воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети его пару – б –бь, м – мь, к –кь, с – сь, в – вь, з –зь, н –нь)

-Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки?

(Синими).

- Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?

(Зелеными).

- Какими фишками мы обозначаем гласные звуки?

(красными).

Дети: самостоятельно разбирают слово.

Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?

Дети: ль. Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой

Воспитатель: Какой он? Гласный или согласный? Мягкий или твердый?

 Дети: Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове лес?

Дети: Звук э

Воспитатель: Какой это звук?

 Дети: Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук э можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

Воспитатель: Какой третий звук? с – какой он?

Дети: Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы. Этот звук обозначается синей фишкой.

 - Сколько всего звуков в слове «лес»? (три)

- Сколько гласных звуков? (один)

- Назовите гласный звук? (э)

- Сколько в слове «лес» согласных звуков? (два)

- Назовите первый согласный звук? (ль)

- Какой второй согласный звук? (с)

Ну а сейчас прочитаем слово.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились.

 Ребята,ещё одно задание от тетушки Совы:  

Подберите, пожалуйста, к слову лес родственные слова.

Воспитатель:

- Назовите лес ласково (лесок, лесочек). Как называется маленький лес? (Лесок)

- Кто ухаживает за лесом? (лесник).

- Кто рубит лес? (лесоруб).

- Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные).

– Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовик, Лесовичок)

- Итак, какие родственные слова мы с вами вместе подобрали к слову лес? (Дети перечисляют).

 (лесок, лесочек, лесник,лесничий, лесовик, лесной,)

А что бывает лесным? (Зверь, птицы, озеро, поляна, ягоды, опушка, ручей, деревья, кустарник, орехи, тропинка, цветы, чаща)

 Воспитатель звенит в колокольчик:

-Перемена, перемена, можно прыгать, можно бегать.

-Предлагаю отправиться в спортзал на веселую гимнастику.

Сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Ёлки ветер клонит тоже.

Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево.)

Вот по веткам белка мчится.

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всём нужна сноровка. (Прыжки на месте.)

А куда медведь идёт?

Ищет ягоды и мёд. (Ходьба на месте.)

Ну, а нам пора садиться,

Заниматься, не лениться. (Дети садятся.)

 Воспитатель -А сейчас послушайте следующее задание от тетушки Совы.

(Д/у «Расселите лесных зверей и птиц по этажам»)   

-Ребята, перед вами стоит дом.Сколько этажей в этом доме? Как вы думаете, кто живет на первом этаже, кто на втором этаже, а кто на третьем?  Оказывается, на первом этаже живутлесные звери и птицы,названия которых состоит из одного слога, на втором этаже - из двух слогов, на третьем - слова, состоящие из трех слогов.

– Ребята, тетушка сова просит вас «расселить»лесных зверей и птиц по этажам.  

 На ваших столах лежат конверты, в них картинки. Кто изображен на ваших картинках? (Дети рассматривают картинки). Разделите ваше слово на слоги и поместите на нужный этаж.

 Воспитатель. Как узнать, сколько в слове слогов, каким способом? (хлопки, шаги, поднести руку подбородку) (Дети выполняют задание.) Ну,а сейчас проверим.

Воспитатель: Задание мы выполнили, молодцы.

Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в игру «Живые слова».

 Вы будете «живыми словами». Ваня будет словом «медведь», а Маша словом«любит». Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)

- Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)

- Давайте прочитаем – «Медвежонок любит». Сколько слов в предложении? (2)

- У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

- Давайте мы с вами в предложении добавим слово, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

Воспитатель: -Вот и закончился   урок грамоты в лесной школе.  Молодцы!  Все старались!

А вот и сюрприз, о котором говорила тетушка Сова.

(Воспитатель распаковывает подарок и читает):

«Выполнили все мои задания.

Проявили вы терпение, старание.

Вот подарок получайте мой, друзья,

С вами скоро вновь повстречаюсь я!»

(Воспитатель с детьми вскрывают последнюю упаковку и обнаруживают подарок - диск «Уроки тётушки Совы. Времена года»).

Еще тетушка Сова награждает вас медальками за ваши старания. Большое вам спасибо.

 Воспитатель:

-Пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали?Понравилось ли вам учиться в лесной школе? Какие задания вам понравились больше?

 Вы - молодцы, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что вы смогли справиться с заданиями тётушки Совы. Молодцы!

Материал взят из сети интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»

- в игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки; - закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

Цели:-Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.-Упражнять в определении гласных и согласных звуков.-Учить детей подбирать определения к существительным.-Продолжать у...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

конспект предназначен для воспитателей старших групп детского сада....

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У

Цель:  Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять  место звука в словах «утка», «арбуз»...