Самообразование воспитателя по теме: "Графические упражнения как средство подготовки руки ребенка 6 лет к письму"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к нарушению процесса письма, наличию большого количества ошибок и, как следствие, – возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, важные для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
graficheskie_uprazhneniya_5.docx | 81.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №39»
Самообразование воспитателя
Тема: «Графические упражнения как средство подготовки руки ребенка 6 лет к письму»
Выполнила
Воспитатель
Гончарова Е.П
Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретические основы процесса подготовки руки ребенка 6 лет к письму | 6 |
§ 1. Процесс подготовки руки ребенка 6 лет к письму § 2. Средства подготовки руки ребенка 6 лет к письму § 3 Влияние графических упражнений на процесс подготовки руки ребенка 6 лет к письму | 6 9 11 |
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса подготовки руки ребенка 6 лет к письму | 17 |
§ 1. Диагностика уровня подготовки руки ребенка 6 лет к письму §2. Комплекс графических упражнений, направленных на подготовку руки ребенка 6 лет к письму § 3 Динамика уровня подготовки руки ребенка 6 лет к письму | 17 19 21 |
Заключение | 24 |
Литература | 26 |
Введение
В настоящее время, по данным психолого–педагогических исследований М.М. Безруких и Т.Е. Хохловой, в начале обучения в школе почти 60% детей испытывают различные трудности, но более 90% этих трудностей связаны с письмом. Дети подолгу просиживают над своими тетрадями, затрачивая много сил и времени на выполнение даже небольшого задания. И в результате близорукость, искривление позвоночника, нарушение работы сердечнососудистой системы, общее снижение иммунитета. В этой связи особенно актуально встает вопрос о подготовке руки ребенка к письму, как одного из наиболее сложных и востребованных в обучении [4].
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к нарушению процесса письма, наличию большого количества ошибок и, как следствие, – возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, важные для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости [4].
Основная проблема – это проблема подготовки руки ребенка к письму, развития мелкой моторики, следовательно, и речи, так как уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики. Свою работу я посвятила подготовке руки ребенка 6 лет к письму посредством графических упражнений.
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, предполагают (раздел IV п.4.6): «у ребенка развита мелкая моторика»; (раздел IV п.4.7) «формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности…» [22].
Тема работы звучит как «Графические упражнения как средство подготовки руки ребенка 6 лет к письму».
Объект – процесс подготовки руки ребенка 6 лет к письму.
Предмет – графические упражнения как средство подготовки руки ребенка 6 лет к письму.
Гипотеза – если целенаправленно и систематически использовать графические упражнения, то процесс подготовки руки ребенка 6 лет к письму будет наиболее эффективным.
Цель работы – теоретически обосновать и практическим путем доказать эффективность графических упражнений при подготовке руки ребенка 6 лет к письму.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. определить сущность понятий, касающихся проблемы исследования: «процесс подготовки руки к письму», «графические упражнения». Рассмотреть особенности подготовки руки к письму у детей 6 лет;
3. подобрать методику и провести диагностику для выявления уровня подготовки руки ребенка 6 лет к письму;
4. выявить уровень подготовки руки ребенка 6 лет к письму;
5. подобрать и реализовать комплекс графических упражнений, направленных на подготовку руки ребенка 6 лет к письму в НООД и совместной деятельности;
6. выявить динамику уровня подготовки руки к письму.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость данного исследования состоит в важности полученных результатов, которые могут быть использованы как студентами педагогических профессий, воспитателями ДОО и другими педагогическими работниками в работе с дошкольниками.
Этапы исследования:
- На первом этапе проанализирована литература по теме исследования, конкретизировано понятие «процесс подготовки руки ребенка к письму», «графические упражнения»;
- На втором этапе проведен педагогический эксперимент;
- На третьем этапе качественный и количественный анализ полученных результатов.
Глава I. Теоретические основы процесса подготовки руки ребенка 6 лет к письму
§ 1. Особенности работы по подготовке руки ребенка 6 лет к письму
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все сферы жизни ребёнка: личностная, эмоциональная и интеллектуальная.
В данном возрасте главная задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы подготовить детей к школьному обучению, в том числе, к письму.
Письмо - это сложный навык, который подразумевает выполнение тонких координированных движений руки, особенно, мелких мышц кисти.
Развитие активных движений пальцев рук имеет научное обоснование. Большинство учёных, которые занимаются изучением деятельности и развития головного мозга ребенка, подчеркивают огромную роль функций руки в этом процессе. Физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, японские ученые - Йосиро Цуцуми и Намикоси Токудзиро исследовали связи между развитием мозга и руки. Психологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста разработаны такими психологами, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Графические умения детей анализировали Д. Тейлор и Д. Элстон. А непосредственно развитием мелкой моторики с целью подготовки руки к письму занимались З. И. Богатеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова [16].
По мнению В. А. Сухомлинского, «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» [11].
Подготовка руки к письму должна начинаться с раннего детства, задолго до прихода детей в школу. М. М. Безруких пишет, что «у детей 5–6 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, что затрудняет выполнение движений. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждает ребенка избегать выполнения действий. При развитии координированных движений руки необходима систематическая тренировка, но это должно быть не механическое повторение движений, а осознаваемое» [4].
Муза Михайловна Алексеева выделяет главные задачи при подготовке руки ребенка 6 лет к письму:
- развитие зрительно-моторной координации, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки;
- развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка);
- ознакомление с правилами письма: пишут слева направо; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними;
- подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв);
- гигиенические правила письма [1cтр.388].
Целесообразно вести подготовку к обучению письму одновременно во всех направлениях.
При овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности детей (изобразительной, продуктивной, игровой, бытовой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функции руки.
Следовательно, в детском саду необходимо создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта и совершенствования навыков ручной умелости. Однако важно учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте следует только готовить к письму, а не обучать ему, чтобы избежать проблем, которые могут возникнуть в связи с формированием неправильной техники письма.
Татьяна Федоровна Ефремова дает определение: подготовка – это запас знаний, навыков, опыта, приобретенный в процессе учебы, практической деятельности [26].
Муза Михайловна Алексеева дает определение: письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела [1, с. 341].
Свое определение я составила из структурных единиц.
Подготовка руки к письму – это запас координационных навыков, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела, приобретенный в практической деятельности.
Недостаточный уровень развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве, гигиенических правил создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: низкий темп письма, быстрая утомляемость руки, слишком сильный нажим на пишущий инструмент. У ребенка возникают трудности в воспроизведении формы графических элементов, несоблюдение размеров графических элементов, несоблюдение наклона письма, небрежный неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, слабая фиксация рабочей строки. Неподготовленность к письму оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. У ребенка развивается неуверенность, раздражительность, замкнутость, тревожное состояние в школе [2].
Для формирования у ребенка графического навыка в должной мере необходимо обучать его с помощью системы специальных игр и упражнений.
Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс. Прежде, чем приступить к письму, необходимо подготовить руку ребенка 6 лет к письму, чтобы потом обучение доставляло ему радость.
В психологии есть такое понятие «разогретая группа». Имеется в виду, что люди прошедшие подготовку, в состоянии работать эффективней.
При подготовке руки ребенка 6 лет к письму необходимо учитывать психологические и физиологические особенности детей, необходимо регулярно и систематически проводить занятия направленные на подготовку руки к письму. При этом важно соблюдать гигиенические правила письма, чтобы сохранить осанку и здоровье ребенка.
Таким образом, подготовка руки ребенка к письму окажет положительное влияние на процесс обучения, на школьную адаптацию ребенка, на формирование самооценки и характера психического развития ребенка.
§ 2. Средства подготовки руки ребенка 6 лет к письму
Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
В педагогической и методической литературе описаны различные виды игр и упражнений на развитие мелкой моторики кистей пальцев рук и подготовку руки ребенка к письму:
- пальчиковая гимнастика - пальчиковые игры и упражнения уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться;
- игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом. Детям предлагается: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем. Можно научить ребенка выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семечек, пуговиц;
- занятия с пластилином. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков при изготовлении поделок. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе;
- шнуровки, застёжки. Для развития сложнокоординированных действий пальчиками предлагаются шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков. Эти игры учат детей вниманию, усидчивости, развивают глазомер. Когда ребенок пойдет в школу, умение манипулировать предметами позволит сосредоточиться ему на своем занятии, а не на том, как же удержать ручку или карандаш;
- вырезание ножницами - предусматривает навык резания по прямой, умение вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников;
- рисование различными материалами - ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью. Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. Раскрашивание способствует развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов. Рисование различными материалами (ручкой, карандашами, мелом) требует различной степени нажима.
- работа с бумагой, складывание (оригами), плетение, отрывная аппликация. Развитию тонких движений помогает складывание корабликов, фигурок, зверей из бумаги. Необходимо показать приемы сгибания и складывания бумаги.
- графические упражнения, штриховка. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка. Штриховка – важное упражнение. Правила штриховки: штриховать в заданном направлении, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий. Графические упражнения, способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом [9].
§ 3 Влияние графических упражнений на процесс подготовки руки ребенка 6 лет к письму
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается определение: графика – это начертание письменных или печатных знаков, букв, контурными линиями или штрихами [18].
В толковом словаре русского языка Татьяны Федоровны Ефремовой дается определение: упражнение – это специально созданное учебное задание, целью которого является формирование умений и навыков, а также их дальнейшее совершенствование [26].
Свое определение я составила из структурных единиц.
Графические упражнения - это специально созданные упражнения, целью которых является формирование умений и навыков изображать письменные, печатные знаки, предметы, контурными линиями и штрихами.
Виды графических упражнений и их влияние на процесс подготовки руки ребенка 6 лет к письму:
- Штриховка (с различным направлением движения руки). Основные направления штриховки: сверху вниз, слева направо, наклонными, волнистыми линиями, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы. Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается [10].
Для упражнения в штриховке могут использоваться готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов. В работе с шестилетками в настоящее время успешно используются линейки - трафареты геометрических фигур, фигурные линейки (лекала). Вначале дети ощупывают трафареты указательным и средним пальцем. Затем, положив трафарет (фигурную линейку) на лист бумаги, левой рукой прижимают его к бумаге, а правой карандашом обводят контур фигуры. После того как дети научились обводить контуры фигур, они приступают к штриховке. Способ штриховки сообщает воспитатель.
Учитель - новатор Е.Н. Потапова успешно применяет работу с линейками - трафаретами и штриховкой подготовке к письму шестилеток. Она советует составлять с помощью трафаретов целые картины (праздничный салют, аэродром, метро). Каждая картина обыгрывается с детьми, обсуждаются способы штриховки. С помощью данного упражнения у ребенка происходит формирование зрительного восприятия, укрепление мышц руки [8].
Упражнения в рисовании линий: вертикальных, горизонтальных, наклонных, волнистых. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается. Упражнения помогают детям овладеть глазомерной функцией (устанавливать равные, половинные соотношения и т. п.). Ребенок учится дифференцировать силу нажима на карандаш или фломастер, совершенствуют навыки проведения линий неотрывным способом [1].
Графические упражнения «Повтори рисунок по клеточкам» закрепляют у ребенка умение не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клеточки, расстояние между фигурами, употреблять соответствующие пространственные термины [10].
Графический диктант - это воспроизведение рисунка ребёнком под диктовку взрослого. Выполняется он на листе бумаги в клетку. Это упражнение чрезвычайно полезно при подготовке к школе — дети учатся ориентироваться на листе бумаги, правильно отсчитывать клетки, работать по инструкции взрослого, развивается мелкая моторика. Диктовать нужно медленно, чтобы ребенок успевал проводить отрезки: одна клетка вверх, две клетки вправо, две клетки вниз и т.д. Желательно, чтобы получившееся изображение было легко узнаваемым и понятным для раскрашивания. Для развития глазомера и восприятия пространства полезно делать обратные графические диктанты: проговаривать схемы готовых картинок [10].
Зеркальное рисование. Сделать симметричную копию половинки предмета – довольно трудоемкая задача. Изображение может быть простым (полукруг) и более сложным, многокомпонентным (половинка домика, дерева, лица). Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие [10].
Копирование рисунков – необходимо создать точно такое же изображение, как на образце. Первоначально предлагается копирование по точкам (пунктиру), чуть позже – на пустой части листа. Помимо дублирования предметов и сюжетных картинок, можно делать копии произвольных фигур, нарисованных на точечном поле. С помощью данного упражнения у ребенка происходит формирование зрительно - моторной координации, зрительно – пространственной координации, укрепление мышц руки [10].
Обводилки и лабиринты бывают очень разными и важно подобрать тот вариант, который заинтересует ребенка. Не всем нравится обводить контуры предметов по точкам. Вести карандашом по тропинке – занятие куда более увлекательное, потому что имеет для ребенка обозримую цель – добраться до финала, провести рисованного персонажа к нужному ему месту. Помимо графических навыков, лабиринты развивают внимание, пространственное мышление, усидчивость [10].
Прописи на линейках. Наклонные линии, элементы букв и цифр, флажки, дуги и овалы – ребенку приходится следить не только за формой прописываемых элементов, но также за наклоном и интервалом между ними [1].
Рисуем картинки по цифрам. Соединяя последовательно числа от первого до последнего, дошколенок создает картинку, угадать которую по точкам бывает непросто. Зато после рисования всех отрезков предмет вырисовывается ясно и отчетливо. В такой задаче всегда есть интрига, и от ребенка требуется внимательность, правильный счет, уверенное владение карандашом для проведения ровных линий [10].
Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради до другого (для развития кисти руки); проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов, восьмерок (для развития пальцев руки) [1].
Таким образом, все вышеперечисленные упражнения направлены на формирование зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, совершенствование гигиенических навыков письма. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке. Ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
Применение изобразительных материалов при выполнении графических упражнений вариативно. На первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров формирует у детей опыт работы с различными материалами с учетом их изобразительных особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима. При дальнейшем выполнении графических упражнений уместно использовать простой карандаш повышенной мягкости. Легкость и дифференцированность четкости штриха, оставляемого карандашом на бумаге, упрощает контроль движений при письме, кроме того, сохраняется возможность коррекции неточных линий, штрихов, контуров. Карандаши должны быть хорошо заточены, иметь достаточную длину. Ручку использовать не рекомендуется [19].
Графические упражнения могут быть использованы на занятиях по изобразительной деятельности, как фрагмент занятий по обучению грамоте, для самостоятельной работы с детьми в дошкольном учреждении и в условиях семьи. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и с группой детей. Длительность занятий 15—20 минут. Во время графической деятельности детей можно делать паузы, используя упражнения для пальцев, рук, спины, глаз (произвольное сжимание и разжимание пальцев; элементы психогимнастики и пальчиковой гимнастики; переключение близкого и дистантного зрения) [19].
Каждое графическое упражнение несет определенную методическую нагрузку, поэтому не стоит торопить детей. Упражнение, которое ребенок не успел выполнить в процессе занятия, он может завершить в свободное время самостоятельно, совместно с педагогом или родителями.
Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо; уметь выполнять линии различной толщины и формы; штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
При выполнении упражнений следует обращать внимание: на правильность посадки за столом; на умение правильно держать карандаш; следить, чтоб ребенок не переворачивал тетрадь при выполнении графических упражнений; выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность [11].
На основании рассмотренного теоретического материала, определены особенности подготовки руки ребенка к письму: для подготовки руки ребенка 6 лет к письму необходимо развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, ориентировку на плоскости (лист бумаги), обучать ребенка гигиеническим навыкам письма. Эффективным средством для подготовки руки ребенка к письму, являются графические упражнения.
Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
Работа с детьми по подготовке руки к письму, с помощью графических упражнений, должна проводиться регулярно, необходимо привлекать семьи детей к данной работе. Родителей необходимо познакомить с данными упражнениями, рассказать об их пользе.
Глава II Экспериментальное исследование процесса подготовки руки ребенка 6 лет к письму
§ 1. Диагностика уровня подготовки руки ребенка 6 лет к письму
Эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 39 г. Ачинск. В эксперименте участвовали 20 детей подготовительной группы комбинированного вида, возраст детей 6 – 7 лет. Задания, направленные для выявления уровня подготовки руки ребенка к письму проводили в НООД.
Цель эксперимента – выявление уровня подготовки руки ребенка 6 лет к письму (мелкой моторики, зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве, соблюдения гигиенических навыков письма).
Для оценки уровня были использованы авторские методики.
Для выявления уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста использована методика Леонида Абрамовича Венгера - «Дорожки» (Приложение 1).
Для выявления уровня развития зрительно-моторной координации у детей 6 лет, использована методика Марьяны Михайловны Безруких (Приложение 1).
Для выявления уровня развития ориентации в пространстве у детей 6 лет, использована методика «Графический диктант» Даниила Борисовича Эльконина (Приложение 1).
Гигиенические навыки письма – наблюдение.
Таблица №1 – Уровневая таблица
№ | Параметры | Критерии | Способ измерения | |||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Зрительно - моторная координация | 5 - 6 баллов | 3 - 4 балла | 0 - 2 балла | Методика Марьяны Безруких | ||||
Мелкая моторика | 3 балла | 2 балла | 1 балл | «Дорожки» (Л.А. Венгера) | ||||
Ориентировка в пространстве | 11 – 14 баллов | 7 – 10 баллов | 3 – 6 баллов | Графический диктант (Д.Б.Эльконина) | ||||
Гигиенические навыки письма | наблюдение | |||||||
поза | правильно | неправильно | ||||||
Инструмент (ручка, карандаш) | правильно | неправильно |
Показатели уровня подготовки руки ребенка 6 лет к письму на констатирующем этапе представлены в протоколе (Приложение 2).
Полученные данные на констатирующем этапе отобразим в таблице.
Таблица № 2- Уровень подготовки руки ребенка 6 лет к письму на констатирующем этапе
Уровень подготовки руки ребенка к письму | Числовой | Процентный % |
высокий | 3 | 15 |
средний | 13 | 65 |
низкий | 4 | 20 |
Полученные данные констатирующего этапа отобразим на диаграмме № 1.
Диаграмма №1 Уровень подготовки руки ребенка к письму
В результате проведенного исследования и полученных результатов можно сделать вывод, что исследуемые показатели у большинства детей развиты недостаточно. Поэтому необходимо проведение 2 этапа – формирующего эксперимента.
Учитывая то, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, для подготовки руки дошкольников к письму требуются разнообразные игровые ситуации, создаваемые взрослыми. Поэтому необходимо подобрать и реализовать комплекс графических упражнений, направленных на подготовку руки ребенка 6 лет к письму.
§ 2. Комплекс графических упражнений, направленных на подготовку руки ребенка 6 лет к письму
Следующим этапом было проведение формирующего эксперимента. При проведении исследования решались следующие задачи: подобрать и реализовать комплекс графических упражнений, направленных на подготовку руки ребенка 6 лет к письму в НООД и совместной деятельности
Перспективный план по использованию графических упражнений для подготовки руки ребенка 6 лет к письму представлен в таблице №2.
Таблица №2 – Перспективный план по использованию графических упражнений для подготовки руки ребенка 6 лет к письму
Графические упражнения | Задачи |
Графический диктант «Домик Графический диктант «Утка Графический диктант «Кукла» | Развитие умения ребенка ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз), умения действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти, закрепление гигиенических правил письма |
Графическое упражнение: Дорисуй вторую половину по клеткам «Сова» «Зайчонок» «Мишутка» | Развитие координации движения руки на ограниченной плоскости, зрительного восприятия, закрепление гигиенических навыков письма |
Графическое упражнение «Обводка трафаретов, штриховка» | Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, закрепление гигиенических навыков письма |
Графическое упражнение «Продолжи узор» «Повтори ломаную линию» | Развитие умения проводить линии различной конфигурации, развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, закрепление гигиенических навыков письма |
Графическое упражнение «Соедини по точкам, цифрам: Замок», «Охранник дома», «Уточка» | Развитие умения проводить линии различной конфигурации, развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, закрепление гигиенических навыков письма |
Графическое упражнение «Копирование рисунков по точкам» | Развитие зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве, мелкой моторики, закрепление гигиенических правил письма |
Графическое упражнение «Копирование по клеткам – Паровоз, Самолет, Пароход» | Развитие зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве, мелкой моторики, закрепление гигиенических правил письма |
Графическое упражнение «Прописи на линейках» | Развитие умения проводить линии различной конфигурации, развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, закрепление гигиенических навыков письма |
Комплекс графических упражнений представлен в (Приложение 3). Графические упражнения использовали как фрагмент НООД по развитию речи, подготовке к грамоте и ФЭМП. Использовались групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. С детьми, у которых выявили, средний и низкий уровень подготовки руки к письму уделялось больше внимания, чем детям, у которых выявили высокий уровень. С детьми низкого уровня проводилась индивидуальная работа.
Графические упражнения проводили в игровой форме, использовали сюрпризные моменты. В своей работе руководствовались принципом: от простого к сложному. Перед проведением графических упражнений проводили упражнения направленные на закрепление ориентировки в пространстве и на листе бумаги, упражнения направленные на закрепление и формирование правильного захвата орудия письма, упражнения направленные на формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки. Особое внимание уделялось закреплению гигиенических правил письма.
Большое внимание уделялось графическим упражнениям, направленным на ориентировку в пространстве и зрительно-моторную координацию.
При выполнении графических упражнений «Продолжи узор», узор рассматривался, проводился анализ, из каких элементов состоит. Детям объяснялось, что нужно поставить кончик карандаша в то место, где он остановился, и продолжить до конца строки.
При обведении трафаретов и штриховке, детям давалось задание наложить трафарет на лист бумаги и обвести его по внешнему или внутреннему контуру, затем заштриховать только в заданном направлении. Напоминали детям, что нельзя выходить за контуры фигуры, необходимо соблюдать параллельность линий, не сближать штрихи, соблюдать расстояния.
При обучении детей учитывались возрастные возможности и индивидуальные особенности. Во время проведения графических упражнений контролировали правильность выполнения заданий, оказывали помощь в выполнении. При проведении занятий использовали пальчиковую гимнастику, массаж, чистоговорки, загадки, следовательно, закрепляли звукопроизношение, пополняли словарный запас.
Занятия проводили в спокойной, доброжелательной обстановке, дети занимались с удовольствием и прилагали необходимые усилия. Все графические упражнения вызвали у детей большой интерес, что необходимо для успешного обучения.
§ 3 Динамика уровня подготовки руки ребенка 6 лет к письму
Заключительным этапом работы было проведение контрольного эксперимента, цель которого – сравнить уровни готовности руки к письму у детей до и после опытной работы; доказать эффективность использования графических упражнений. На этом этапе предлагались те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, использовались те же критерии оценки результатов. Результаты обследования представлены в протоколе № 2 (Приложение 4).
Полученные данные на контрольном этапе отобразим в таблице.
Таблица № 3- Уровень подготовки руки ребенка 6 лет к письму на контрольном этапе
Уровень подготовки руки ребенка к письму | Числовой | Процентный % |
высокий | 7 | 35 |
средний | 11 | 55 |
низкий | 2 | 10 |
Полученные данные отобразим на диаграмме № 2.
Диаграмма №2 Показатели уровня подготовки руки ребенка к письму на контрольном этапе
В результате диагностики уровня подготовки руки ребенка 6 лет к письму на контрольном этапе выявилось, что в группе преобладает средний и высокий уровень.
Результаты констатирующего и контрольного этапа отобразим в сравнительной таблице.
Таблица № 4 – Сравнительная таблица констатирующего и контрольного этапа (в %)
Уровень подготовки руки ребенка к письму | Констатирующий этап | Контрольный этап |
высокий | 15 | 35 |
средний | 65 | 55 |
низкий | 20 | 10 |
На диаграмме №3, отобразим результаты констатирующего и контрольного эксперимента.
Диаграмма № 3. Сводные результаты констатирующего и контрольного эксперимента
Сравнительный анализ уровней подготовки руки ребенка 6 лет показал, что количество детей с высоким уровнем увеличилось, по сравнению с первоначальными данными, а количество детей с низким уровнем уменьшилось.
Следовательно, эффективность использования графических упражнений подтвердилась: уровень подготовки руки ребенка 6 лет повысился.
Заключение
В результате проделанной работы был исследован вопрос подготовки руки ребенка 6 лет к письму с помощью графических упражнений. Обобщая проделанную работу, пришла к выводу, что подготовкой руки ребенка к письму необходимо заниматься задолго до поступления его в школу.
Эффективным средством являются графические упражнения, так с их помощью у ребенка развивается мелкая моторика рук, умение правильно использовать письменные принадлежности, развивается умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз), зрительно-моторная координация, умение понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти. У ребенка формируются гигиенические навыки письма.
Анализ научно-методической литературы позволил отметить зависимость развития речи от степени развития «тонких» движений пальцев рук; выделить основные направления работы по подготовке руки старших дошкольников к письму; убедиться в важности данной работы в общей системе воспитательно-образовательного процесса.
Успешной, подготовка руки ребенка к письму будет, если педагог подойдет к работе с ответственностью, с фантазией, создаст условия для подготовки руки ребенка к письму, заинтересует ребенка, покажет важность и необходимость подготовки руки к письму. Систему графических упражнений по подготовке руки ребенка 6 лет к письму следует включать в ежедневное планирование.
Нельзя допускать принудительной работы, и не использовать их как средство для наказания. Задания для ребенка необходимо давать в игровой форме, так как в дошкольном возрасте основная деятельность детей – игровая, использовать разнообразные материалы, оформлять выставку работ детей. Также очень важно отмечать достижения ребенка. Дети радуются и гордятся своими успехами, обретают уверенность в результативности своей деятельности, как известно успех пробуждает дальнейшее желание учиться. Выполненную работу ребенка нельзя критиковать, нужно корректно объяснить ребенку, что не получилось и почему, объяснить, что нужно постараться, поработать и в следующий раз все получится.
Также очень важным является сотрудничество педагога с семьей ребенка, так как обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия педагогов и родителей. Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье. Ведь семья – первая и наиболее важная среда развития ребенка. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей.
Применение графических упражнений при подготовке руки ребенка 6 лет к письму оказалось достаточно эффективной, что даёт возможность использования ее педагогами, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Считаю, что гипотеза работы подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.
Литература
1. Алексеева М.М.. «Теория и методика развития речи детей»:/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина Учеб. пособие для студ. высш. и сред,пед. учеб. заведений.- 8-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 448 с.
2. Александрова О. А. «Развиваем мелкую моторику. Готовим руку к письму»:/ Методическая литература/ О.А. Александрова. - Москва. Эксмо, 2017. – 46 с
3. Аромштам М.С. «Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет»:/ Методическое пособие/ М.С Аромштам -Москва. НЦ ЭНАС, 2015.-184с.
4. Безруких М.М. «Обучение первоначальному письму»:/ Методическое пособие к прописям/ М.М. Безруких, Т.В. Лаврова - Москва.: Дрофа, 2017. – 94с.
5. Болотина Л.Р. «Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений/ »:/ Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – Москва. Юрайт, 2018. – 218с.
6. Бородич А.М. «Методика развития речи детей»/ А.М. Бородич Учеб. пособие для студ. высш. и сред,пед. учеб. заведений.- 5-е изд., стереотип. М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
7. Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления»: »/ Методическое пособие/ Л,А.Венгер, А.Л Венгер -Москва.: Знание, 1984.-80с.
8. Воскресенская А.И «Грамота в детском саду»: Методическое пособие/ А.И. Воскресенская – Москва, Просвещение, 1965. – 74с.
9. Габова М.А. «Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений: Учеб. пособие для бакал. и магистр.- 2-е изд., испр. И доп. М.А. Габова - Москва.: Дрофа 2015, 151с.
10. Гриздик Т.И. «Подготовка ребенка к обучению письму»: пособие для родителей и педагогов ДОУ/ Т.И Гриздик – Москва: Просвещение, 2007.- 46 с.
11. Журова Л.Е. «Обучение дошкольников грамоте»: Методическое пособие/. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская / Под ред. Н.В.Дуровой.– М.: Школьная пресса, 2014.
12. Кавказова Л.И. «Детский сад – школа. Эксперимент» /Л.И.Кавказова/ Обруч, 2015, №1.-с.5-6.
13. Короткина И.Б. «Дошкольная педагогика» Учеб. пособие для бакал. Академический курс ./ И.Б.Короткина – Москва: Юрайт, 2016, 182с.
14. Ледовских Н.К. «Развитие речи в разных видах деятельности дошкольников»/ Н.К. Ледовских // Детский сад от А до Я: журнал. - 2015 .- №4 - С. 81-86.
15. Лукина Е.А. «Преемственность дошкольного и начального образования как необходимое условие формирования готовности к обучению»/ Е.А. Лукина // Начальное образование: журнал - 2013 .- №2 .- С. 25-31.
16. Лусто И.И. «Педагогика и методики дошкольного образования» Учеб. пособие для бакал./ И.И.Лусто, Н.Ю. Ясеева – Мозырь, Белый ветер, 172с
17. Матвеева Л. Н., Галкина Е. М. «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму»/ Молодой ученый. - 2017. - №15. - с. 604-607.
18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова – Москва, Просвещение 1992г.
19. Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников»: пособие для родителей и педагогов/ В.А. Солнцева, Т.В.Белова – Москва: Астрель, 2007. – 93с.
20. Столяренко Л.Д. «Психология и педагогика»: Учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 c.
21. «ФГОС дошкольного образования» Приказ № 1155, от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» / 01.01. 2014 г.
22. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 2000. - 348 с
23. https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/495/
25. https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-73712.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка руки ребенка для обучения письму
Подготовка руки ребенка к письму. Консультация для родителей и воспитателей...
План по самообразованию на 2019-2020г. на тему ««Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить...
Проект по самообразованию в старшей группе"Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму"
Проектирование на год занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук,чтобы подготовить руку дошкольников к письму,используя лепку,вырезание ,дидактические игры и т,д....
Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников
Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников. Значение графических упражнений в подготовке руки к письму.Графические упражнения – это у...
Консультация для педагогов «КАПЛЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ»
Консультация для педагогов«КАПЛЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ»...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ в старшей логопедической группедля детей 5 – 6 летна период октябрь 2022 года – апрель...
Индивидуальный план по самообразованию "Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированной направленности №4»города Сосновоборска Индивидуаль...