Начала грамоты в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Формирование у детей образа буквы и образа слова,приобщение детей к деловым отношениям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ed_met_den.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Агеева Юлия Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории
Цель совместной деятельности:
Формирование у детей образа буквы и образа слова, приобщение детей к деловым отношениям.
Задачи:
- создать условия и инициировать исследовательские действия детей;
- совершенствовать умение вести целостно-расчлененный анализ объектов;
- актуализировать представления детей о понятиях «звук-слово», «буква-слово», «гласные-согласные»;
- упражнять детей в работе по схемам;
- организовать и поддерживать командную работу;
- обнаруживать и поддерживать детские инициативы и самостоятельность;
- побуждать детей к оценке собственной деятельности;
Структурные компоненты занятия - технологическая карта.
Этап занятия | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты |
Психологический настрой. | Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки. | Игра на эмоциональный настрой "угадай, что в руке" | Создает атмосферу доброжелательности, играет с детьми | Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога, задают выясняющие вопросы. | Создана доброжелательная атмосфера, |
Организационный и мотивационно-побудительный. | Организовать внимание детей. Вызвать желание детей участвовать в деятельности. | Игра "волшебный мешочек" объединение в команды, Удерживание паузы. Создание проблемных ситуаций (что с этим делать?) Уточняющие и выясняющие вопросы. | Позиция: режиссер Организует работу в подгруппах. Занимает позицию заинтересованного наблюдателя. (При необходимости обращает внимание детей на буквы, цифры). Задает выясняющие и уточняющие вопросы. | Обращают внимание на разрезанные примеры, собирают их . | Внимание детей привлечено.созданы предпосылки для объединения в команды У детей появилось желание подействовать, решить проблемную ситуацию (собрать целое из частей). |
Практическая деятельность, актуализация опыта детей | Актуализировать опыт и представления детей, организовать детское исследование, создать условия для выдвижения детских гипотез и простейших умозаключений, инициировать и поддерживать инициативу и самостоятельность детей. | Наглядно-практический метод (наличие общего предмета исследования: цифры, буквы, таблица "Аквариум"). Прием сравнения, аналогии. Создание проблемных ситуаций. Внесение новых объектов в РППС (напечатанные слова, схемы). Постановка выясняющих и уточняющих вопросов. | Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга.организует общение между командами. предлагает найти соответствующие слова. Инициирует проговаривание действий, признаков, внимательно выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания. Привлекает внимание детей к новому объекту (схемы), создает ситуацию для исследования (найти соответствующие слова). Организует работу со скороговорками. | По таблице "Аквариум" соотносят цифры с буквами, Объединяются в команды, договариваются, выбирают представителя. выкладывают слова. Дети включаются в деятельность: рассматривают и помещают слова на столы. Исследуют предложенные схемы, подбирают к ним слова. выступают в роли экспертов , проверяя друг друга. включаются в общее дело .Слушают скороговорки, на слух определяют основные звуки, записывают скороговорки символами. | Дети направлены к своему опыту, включены в практическую деятельность, включены в игровое и познавательное взаимодействие. |
Рефлексия. заключительный | Формирование предпосылок рефлексии | Работа с символами | Выясняет эмоциональные состояния детей, их отношение к разным видам деятельности, используя смайлики. | С помощью выбранного смайла выражают свое отношение к разным видам деятельности. | Дети обозначили свое отношение к состоявшейся деятельности. |
Сценарный план занятия
Ход занятия в соответствии с этапами | Действия воспитателя и детей |
1. Психологический настрой 2-3 мин. | Воспитатель организует внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «угадайте, что в руке»; |
2.Организационный и Мотивационно-побудительный этап 2-3 мин. 3.Актуализация, практическая деятельность детей | Игра "волшебный мешочек" (в нем разрезные примеры) -что это? Что с этим делать? (из элементов собрать целое); -Что получилось?(примеры) -что с ними делать? (решить) -что получилось?(числа) - Что это за числа? Как они помогают нам работать с Аквариумом? Что с их помощью можно узнать? -Ваша задача- найти свою букву на "Аквариуме", но так, чтобы для других команд она осталась секретом. Задача в команды :изобразить букву договоритесь в группе, как и из чего вы будете выкладывать свою буквуна столе -Договорились?А теперь договоритесь с другими командами, о том , чтобы ваши способы не повторялись.(узнайте у других команд, как они будут показывать свои буквы, и, если ваши способы совпадают, придется их изменить) -Договорились? Начинайте . Ваша буква все еще секрет для остальных команд.(2мин) -Предлагаю сходить в гости друг к другу и посмотреть, какая буква была загадана в другой команде. - Что вы можете сказать о своих буквах? Где они живут? (в словах) Есть ли у нас в группе слова, в которых живут ваши буквы? Что у ваших букв общего, если посмотреть на "Аквариум"? (живут в левой нижней части "Аквариума", зеленого цвета, согласные). Задача в команды:-Собрать в группе как можно больше слов, в которых есть ваша буква.Как будем соревноваться?(кто больше или кто быстрее?) -посмотрите, у вас есть одинаковые слова? -Команды меняются местами и изучают слова своих друзей; -- Сможете прочитать слова? А если не сможете, что будете делать? -Вспомните, что обозначают схемы на ваших столах? Задача в команды:разложить слова по схемам(схемы для обозначения места буквы в слове); -команды меняются и проверяют своих друзей; - сколько слов подходит к схеме в которой буква должна быть в конце слова? К схеме, в которой буква в середине слова? А к схеме , где буква в начале слова? - Ваши друзья справились с заданием? -Теперь угадайте, к какой команде принадлежит скороговорка? Запишите в команде свою скороговорку символами так, чтобы её смогли понять и запомнить остальные команды.(5мин) Вывешивают схемы на доску. |
4. рефлексия 4-5 мин. | -Вам понятно, что написано на схеме? Сможете прочитать?(Чтение скороговорок по схемам.) Давайте вспомним, чем мы сейчас занимались: собирали из кусочков примеры и решали их, разгадывали буквы, искали слова с нужными нам буквами, подбирали слова к схемам. Давайте подумаем и поместим смайлик на символ той деятельности, где вам было сложней всего: -собирать разрезанные примеры-положите свой смайлик на цифры; -находить буквы в "Аквариуме" положите свой смайлик в конверт на "Аквариуме"; -находить слова- положите свой смайлик на буквы; -записывать скороговорки- смайлик на схемы; |
Приложение
Дидактические материалы
1. Определение места звука в слове:
КОРОБ БЕЛКА БУЛКА
БЫК ОБОДОК СОБАКА
ВАЛЕНКИ ПЛОВ ХАЛВА ВОЛК ПОВАР ВОДА
ГРОМ ЛУГ ГУСИ ГНОМ ОГОРОД ГРУША
МЁД
ДВОР ДУПЛО ПОДАРОК ДРОВА ДЯТЕЛ
2. Разрезные карточки для дальнейшей работы с Аквариумом
4-2 | 5-2 | 3+1 | 3+2 |
3. Скороговорки для зашифровки символами
а)Дятел на дубу сидит
и в дубу дупло долбит.
б)Громко-громко грянул гром, вздрогнул и подпрыгнул гном.
в)Водовоз вёз воду из водопровода.
г))Бык, бык,
белый бок,
бегал с булкой на лужок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Ловкий грамотей»
Коммуникация (обучение грамоте)...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"
Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...