Методическая разработка на тему: «НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Воспитатель Клопшина Галина Александровна
Методическая разработка на тему: «НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе».
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие».
Цель: выявить готовность ребёнка к освоению чтения и навыков письма.
Задачи:
Речевые (коммуникативные): Упражнять в дифференциации изученных звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей;
Развивающие: закрепить умение работать в тетради и у доски;
Воспитательные: воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
Демонстрационный материал: карточки со слогами, карточки со словами: ЛАСТИК, ЛИНЕЙКА, КАРАНДАШ, РУЧКА, ПЕНАЛ; карточка с физкультминуткой, карточка с предложением «Миша идёт в школу».
Раздаточный материал: конверты (гласный звук, согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой, карточки с картинками; чистые листочки, загадки; пеналы с карандашами и линейками, а также крышки от пластиковых бутылок.
Используемые технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающие.
Ход занятия:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Все садимся на места,
Ждут нас славные дела.
В: Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь. Вот и заканчивается учебный год и скоро вы пойдете в школу. Сегодня каждый из вас может проверить себя и доказать нашим гостям, что вы действительно готовы к школе, чему вы научились за год. Готовы показать свои знания и умения?
В: Сегодня к нам в группу пришло писмо. Давайте прочитаем его.
«Мои дорогие друзья! Меня зовут Грамотейка. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!»
В: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?
- Кто мне расскажет, что такое звуки? Это все что мы слышим и произносим - Какими бывают звуки? ( гласные и согласные ) - Произнесите гласные звуки: а, о, и, ы, - Как мы можем узнать, что они действительно гласные? Когда произносим гласные звуки голос при выдохе не встречает никаких преград, они тянутся и поются. - А теперь произнесите согласные звуки: т, м, р, с, б, к, - Как мы можем узнать, что они действительно согласные? При произнесении согласных звуков голос на своем пути встречает преграды: это язык, зубы, губы - Какими могут быть согласные звуки? ( Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие)
- Что такое буквы? Чем они отличаются от звуков? звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим, читаем.
- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)
- Есть ли среди согласных букв особенные? Назовите: Есть. Буквы Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет твердого парного звука.
Буквы Ж, Ш, Ц – всегда твердые, т.к. у них нет мягкого парного звука. - Ребята, кто скажет, что такое слоги? Это когда согласный звук произносят вместе с гласным.
В: Молодцы. А теперь следующее Задание. «Отгадай загадку»
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
В: Для того, чтобы отгадать эту загадку, необходимо определить первые звуки в словах – картинках и составить из них слово. Найдите на своих столах конвертики под № 1. Посмотрите, что лежит в этих конвертах.
Дети. Буквы.
В: Мы с вами помним, что буква – это графическое изображение звука. Сейчас на экране вы увидите картинки, определите первый звук слова – предмета, изображенного на картинке, найдете букву, соответствующую данному звуку и выложите перед собой. Задание понятно?
шар, котенок, обруч, лимон, арбуз.
В: Какой первый звук в слове «Шар»?
Дети. Звук [ш].
В: Найдите букву, которая обозначает звук [ш] и положите её перед собой. Это первая буква слова – отгадки.
Продолжаем выполнять задание.
Дети выполняют аналогичные действия с другими картинками и выкладывают перед собой буквы: Ш К О Л А
В: Что за слово у нас получилось, прочитайте его?
Дети. Школа
В: А сейчас у нас перемена (физ.минутка «Ветер дует нам в лицо..»
В: Молодцы, ребята все вы знаете что слова состоят из частей, которые называются слоги.
«Составь слова из слогов». (пе нал, руч-ка, рюк-зак, шко-ла,ка-ран-даш)
В: следующее задание «Раздели слова на слоги», а чтоб узнать какие это слова, отгадаем загадки.
ЗАГАДКИ
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится... (ластик)
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь...(линейка)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)
Я с собой её ношу,
Всё, что нужно, напишу.
Замечательная штучка
Самопишущая... (ручка).
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -... (пенал)
В: Чтобы разделить слова на слоги, какое нужно использовать правило? Сколько в слове гласных столько и слогов.
В: А теперь ребята пройдем за столы. Слово-карточка «пенал» на доске . Следующее задание «Составь звуковой анализ отгаданного нами слова «пенал». У вас настолах конверт с номером 2.
В: Итак, начнем звуковой разбор слова ПЕНАЛ. Назовите, пожалуйста, первый звук в слове ПЕНАЛ.
Дети. Звук [п’].
В: Кто даст характеристику этому звуку?
Ребенок. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.
В: Какого цвета квадрат мы подберем для этого звука?
Дети. Зеленого цвета.
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают
В: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных? Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.
В: Ребята, все вы помните, что слова складываюся в предложения. В каждом предложении о чё-то сообщается, о ком то говориться. Предложения бывают длинными и короткими. Привидите пример.
- Ребята, что-то написано на доске? кто прочитает? Миша идет в школу. -предложение «Миша идет в школу.»
-Что мы прочитали? ( предложение )
Приступим к заданию «Работа с предложением»
- Что такое предложение? ( это набор слов, связанных между собой по смыслу и содержат законченную мысль. - Чтоб начать писать предложение, какое правило мы должны знать? Предложение пишут с большой буквы. - А что ставим в конце предложения? В конце предложения ставят точку - А какие еще знаки ставят в конце предложения? / Вопросительный знак, восклицательный - Сколько слов в этом предложении? 4 слова. - Первое слово.........Миша.
- Второе..........идёт. Третье...............в. Четвертое........школу - Назовите короткое слово в этом предложении (в ) Задание на листочке
- Запишем схему предложения на листочке. !_______ ___ _ ___ .
Следующее задание«Где прячется звук [р]?»
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Воспитатель читает загадки на слайдах. Дети отгадывают загадки, после чего рядом появляется картинка – отгадка.
В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец, —
За спиной красивый... (ранец)
В: Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В начале слова.
Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен... (букварь)
В:Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В конце слова.
Будем весь урок писать,
Пригодится нам... (тетрадь).
В: Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В середине слова.
В: Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
В: Ребята, Вы все уходите в школу. Давайте изготовим для ребят, которые остаются в садике буквы, с помощью них они смогут складывать слоги и составлять слова, тем самым научатся читать. Для этого мы используем необычный материал: крышечки, а сверху мы напишем буквы.
Я сейчас буду загадывать загадки, а вы будете писать буквы на крышечкак.
1.Обруч, мяч и колесо, Вам напомнят букву ...(О)
2.Давно известно детям всем: Корова знает букву ...(М)
3.Если сделаю я губки. Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу, То услышишь букву... (У)
4.В слове рот и в слове крот Эта буковка живёт.
В слове тигр она р-р-рычит, В слове крик она кричит. (Р)
5.В слове мы и в слове вы
Есть такая буква (Ы)
6.Целый час жужжит уже На цветочке буква ...(Ж)
7. Киска сливки пьёт из миски, Эта буква есть в ириске.
Знают все друзья мои, Эта буква — буква (И)
8. На заре звенит звонок, На двери висит замок.
Есть в занозе и козе Эта буква — буква (З)
Молодцы, ребята теперь мы наши готовые буквы сложим в сундучок и передадим нашим ребятам. В сундучке подарки от Грамотейки.
- Вот и закончилось наше занятие. Понравилось ли вам наше занятие? Чем мы занимались? Какие вам задания понравились? Вот и подарок вам от Грамотейки. (Закладки со звуками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказке В. Сутеева «Кто сказал МЯУ?»
Образовательная деятельность для воспитанников подготовительной к школе группы по развитию речи и обучению грамоте составлена с учетом уровня речевого развития, индивидуальных особенностей детей, и на...
Методическая разработка на тему: «Сценарий ко дню матери в подготовительной к школе группе»
Цель: Формирование семейных ценностей, прививать любовь и уважение к матери, как к самому близкому и родному человеку.Задачи: - создание доброжелательной и веселой атмосферы праздника;- разв...
Методическая разработка по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для дошкольников с ОНР по теме: «Школа»
Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи разработанное в едином сюжете по лексической теме, что делает занятие увлекательным. Игры и упражнения. использованные в данной ...
Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».
Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш»....
Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком ...
Методическая разработка на тему: Сборник подвижных игр для детей подготовительной к школе группы
Методическая разработка на тему:Сборникподвижных игрдля детей подготовительной к школе группы...
Методическая разработка на тему: Сборник подвижных игр для детей подготовительной к школе группы
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью,...