конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия
по обучению грамоте для детей 5-6 лет
Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С» | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по обучению грамоте для детей 5-6 лет
Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»
Цель: познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».
Образовательные задачи :
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику;
- учить дифференциации звуков С и СЬ в слогах, словах;
- учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении) ;
- познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.
Развивающие задачи:
- автоматизировать у детей звуки С, Сь в слогах, словах;
- развивать артикуляционную, общую моторику;
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.
- развивать дыхание .
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
-воспитывать навыки общения в игре и на занятии.
Оборудование:
Раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’] для игры «Найди лишний предмет»; демонстрационные карточки с буквами «С», «с», игрушка Сова, простые карандаши, мяч, смайлики, макет свечи.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откройте глаза.
(Берёт макет свечи).
Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо.
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
- Ребята, посмотрите, кто прилетел к нам в гости? (Сова) .
- Правильно. Это тетушка Сова прилетела к нам из Страны Знаний.
-Она принесла конверт и предлагает вам помочь ей решить какую-то проблему (открываю конверт, читаю слова).
….анки, …нег, …иница, …нежинка, …негурочка.
Что случилось? Потерялся звук. Какой? Сова просит ей помочь. Поможем? Да!
Я предлагаю Вам поиграть в игру «Доскажи словечко» (с мячом).
но. .(с) ; абрико. .(с) ; подно. .(с) ; бу. .(сы) ;
ква. .(с) ; анана. .(с) ; ко. .(са) ; воло. .(сы) ;
ле. .(с) ; автобу. .(с) ; ли. .(са) ; коле. .(со) .
Какой общий звук в этих словах?
Правильно, звук «С». Этот звук может стоять в начале, в середине и в конце слова. Давайте поиграем в игру «Найди место звука в слове». Кто правильно назовет, получит смайлик, а в конце игры мы подсчитаем, у кого больше смайликов, тот и выиграл.
Назовите слова, в которых звук «с» стоит в начале слова, в середине, в конце. Подсчет смайликов.
Предлагаю сесть.
-Молодцы! Тетушка Сова вами очень довольна. Но на этом ее задания и вопросы не закончились. Покажем ей какие вы умные?
Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Слушайте сказку и выполняйте упражнения.
Сказка о весёлом язычке.
Проснулся язычок рано утром. Открыл окно ( вот так ), увидел солнышко и улыбнулся ( вот так). Захотелось ему погреться на солнышке, он открыл дверь (вот так) и вышел на крылечко, немного постоял там (вот так упр. « Лопаточка»).
И тут язычок вспомнил, что он не почистил зубы. Быстро вернулся домой и стал чистить зубы (вот так).
Язычок заспешил на улицу и нечаянно наступил кошке на хвост. Кошка рассердилась (вот так упр. « Киска сердится»).
Язычок погладил кошку, улыбнулся (вот так) и они вместе пошли гулять.
Упражнение в правильном произношении звуков С- СЬ.
- А сейчас посмотрите друг на друга и сделайте, как я говорю: улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель , заведите кончик языка за нижние зубы , спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.
Струя воздуха идёт вперёд только через маленькую щель.
Произнесём С--------------
Произнесём СЬ-------------
( дети произносят звук хором, по одному, парами)
- В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – теплый или холодный?
Характеристика звука.
Звук С согласный, при произношении воздуху проходить свободно мешают язык и зубы, твёрдый.
- Поставьте ладошку на горло и определите, молчит оно или дрожит , когда мы произносим звук С.
Звук С глухой.
( тоже со звуком СЬ, но он мягкий)
Давайте встанем и посмотрим на Сову.
Сова довольна вами и просит выполнить еще одно задание - угадать мягкий или твердый звук С.
Упражнение на развитие фонематического слуха.
Я буду называть слова, если вы услышите твердый звук с – топните ногой, а если мягкий – хлопните в ладоши.
Синий, сито, сирень, Сима, Семен, Сережа, синица, семечко.
Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива, сушка, сухари.
Молодцы!
Физминутка.
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания - руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания - руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на
несколько секунд, потом встают.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания - руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки вверх.)
Скачет по полю лиса. (Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)
Перед вами карточки с картинками Игра «Назови, что лишнее». Посмотрите и обведите карандашом ту картинку, которая, по вашему мнению, лишняя и почему?
Знакомство с буквой С.
- Вспомните, чем отличается звук от буквы? Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С, СЬ. Это буква С (называем как звук).
Рассмотрите букву С. На что она похожа?
(Стихи детей).
Письмо буквы С в воздухе.
Дифференциация звуков:
«Чистоговорки»
Са-са-са — бегает лиса.
Се-се-се — ленточки в косе.
Со-со-со — мне дали колесо.
Си-си-си — подъехало такси.
Су-су-су — ягоды в лесу
Ребята, я вами очень довольна. Вы справились со всеми заданиями. Мы нашли потерянный звук С. Давайте вместе назовем эти слова. Снежинка, санки, снег, синица, Снегурочка.
Сова благодарит вас за помощь. - Но ей пора улетать. А перед этим она хочет узнать, что нового вы узнали сегодня.
-С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’])
- Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый.)
-Звук [с’] какой? (Согласный, глухой, мягкий) .
-С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С »).
-Молодцы! А Совушка принесла для вас подарок – игру с буквами.
Возьмите, идите играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»
Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...