конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ткаченко Наталия Николаевна

Конспект занятия

 по обучению грамоте для детей 5-6 лет

Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 по обучению грамоте для детей 5-6 лет

Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»



Цель: познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

Образовательные задачи :

- уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику;

- учить дифференциации звуков С и СЬ в слогах, словах;
- учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении) ;

- познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.


Развивающие задачи:

- автоматизировать у детей звуки С, Сь в слогах, словах;
- развивать артикуляционную, общую моторику;

- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.

- развивать дыхание .

Воспитательные задачи:

- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

-воспитывать навыки общения в игре и на занятии.

Оборудование:
Раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’] для игры «Найди лишний предмет»; демонстрационные карточки с буквами «С», «с», игрушка Сова, простые карандаши, мяч, смайлики, макет свечи.


Ход занятия. 
Организационный момент.


 Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку  тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

(Берёт макет свечи).

Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо.

Давайте улыбнёмся,  пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

- Ребята, посмотрите, кто прилетел к нам в гости? (Сова) .
- Правильно. Это тетушка Сова прилетела к нам из Страны Знаний. 
-Она принесла конверт и предлагает вам помочь ей решить какую-то проблему (открываю конверт, читаю слова).

….анки, …нег, …иница, …нежинка, …негурочка.

Что случилось? Потерялся звук. Какой? Сова просит ей помочь. Поможем? Да!

Я предлагаю Вам поиграть в игру «Доскажи словечко» (с мячом).

но. .(с) ; абрико. .(с) ; подно. .(с) ; бу. .(сы) ;

ква. .(с) ; анана. .(с) ; ко. .(са) ; воло. .(сы) ;

ле. .(с) ; автобу. .(с) ; ли. .(са) ; коле. .(со) .

Какой общий звук в этих словах?

Правильно, звук «С». Этот звук может стоять в начале, в середине и в конце слова. Давайте поиграем в игру «Найди место звука в слове». Кто правильно назовет, получит смайлик, а в конце игры мы подсчитаем, у кого больше смайликов, тот и выиграл.

Назовите слова, в которых звук «с» стоит в начале слова, в середине, в конце. Подсчет смайликов.

Предлагаю сесть.

-Молодцы! Тетушка Сова вами очень довольна. Но на этом ее задания и вопросы не закончились. Покажем ей какие вы умные? 

Артикуляционная  гимнастика.

- Чтобы правильно  произнести  звук  С, нужно сделать  гимнастику  для языка. Слушайте  сказку  и  выполняйте  упражнения.

                   Сказка  о  весёлом  язычке.

Проснулся  язычок  рано  утром. Открыл  окно  ( вот  так ), увидел  солнышко  и  улыбнулся ( вот  так). Захотелось ему  погреться на  солнышке, он открыл дверь (вот  так)  и  вышел  на  крылечко, немного  постоял  там (вот  так упр. « Лопаточка»).

И  тут  язычок  вспомнил,  что  он  не почистил зубы. Быстро  вернулся  домой  и  стал  чистить  зубы (вот  так).

Язычок  заспешил  на  улицу  и  нечаянно  наступил  кошке  на  хвост. Кошка  рассердилась (вот  так  упр. « Киска  сердится»).

Язычок  погладил  кошку,  улыбнулся (вот  так)  и  они  вместе  пошли  гулять.

Упражнение  в  правильном  произношении  звуков  С- СЬ.

-  А  сейчас  посмотрите друг на друга и сделайте, как я говорю:  улыбнитесь , оголите  зубы, чтобы  они  были  похожи  на  заборчик, оставьте  между  зубами  маленькую  щель ,  заведите  кончик  языка  за  нижние  зубы ,  спинку  языка  поднимите  вверх , чтобы  она  была  похожа  на  горку.

Струя  воздуха   идёт  вперёд  только через маленькую  щель.

Произнесём   С--------------

Произнесём СЬ-------------

( дети  произносят  звук  хором, по одному, парами)

- В момент  выдоха  подставьте  ладошку  и  определите, какой  воздух  вы  ощутите – теплый  или  холодный?

                       Характеристика  звука.

    Звук  С согласный, при  произношении воздуху  проходить свободно           мешают  язык  и  зубы,  твёрдый.

- Поставьте  ладошку  на  горло  и  определите,  молчит  оно  или  дрожит , когда  мы  произносим  звук  С.

  Звук С  глухой.

( тоже  со звуком  СЬ, но  он  мягкий)

Давайте встанем и посмотрим на Сову.

Сова довольна вами и просит выполнить еще одно задание - угадать мягкий или твердый звук С.

Упражнение на  развитие  фонематического  слуха.

Я буду называть слова, если вы услышите твердый звук с – топните ногой, а если мягкий – хлопните в ладоши.

Синий, сито, сирень, Сима, Семен, Сережа, синица, семечко.

Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива, сушка, сухари.

Молодцы!

Физминутка. 
Ели за окном стоят, 

В небо синее глядят. (Потягивания - руки вверх.) 

Ветки в стороны торчат, (Потягивания - руки вперёд.)

Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на

несколько секунд, потом встают.) 

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим. (Присели.)

Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.) 

Но утихла злая вьюга, 

Белой стала вся округа. (Потягивания - руки в стороны.) 

Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки вверх.) 

Скачет по полю лиса. (Прыжки.) 

Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.) 

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)

Перед вами карточки с картинками Игра «Назови, что лишнее». Посмотрите и обведите карандашом ту картинку, которая, по вашему мнению, лишняя и почему?

Знакомство  с  буквой  С.

     -  Вспомните, чем  отличается  звук  от  буквы?       Сейчас  мы  познакомимся  с  буквой,  которая  обозначает  звуки  С, СЬ. Это буква С (называем  как  звук).

Рассмотрите  букву  С.  На  что  она  похожа?

(Стихи детей).

Письмо  буквы С  в воздухе.

Дифференциация звуков:

«Чистоговорки»
Са-са-са — бегает лиса. 

Се-се-се — ленточки в косе. 

Со-со-со — мне дали колесо. 

Си-си-си — подъехало такси. 

Су-су-су — ягоды в лесу

Ребята, я вами очень довольна. Вы справились со всеми заданиями. Мы нашли потерянный звук С. Давайте вместе назовем эти слова. Снежинка, санки, снег, синица, Снегурочка.

Сова  благодарит вас за помощь. - Но ей пора улетать. А перед этим она хочет узнать, что нового вы узнали сегодня. 

-С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’]) 

- Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый.) 

-Звук [с’] какой? (Согласный, глухой, мягкий) .

-С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С »).

-Молодцы!  А Совушка принесла для вас подарок – игру с буквами.

Возьмите, идите играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...