Семинар-практикум для родителей «Обучение детей чтению»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Семинар-практикум для родителей
«Обучение детей чтению»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар -практикум | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Обучение детей чтению»
I Вступительная беседа.
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.
Сегодня мы поговорим с вами о том, как учить детей чтению. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть родители для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей. Что такое грамота для нашего ребёнка – это овладение умением читать и писать по образцу, под диктовку, списывать с печатного и письменного текста. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи в чтении и письме. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать и дома, при выполнении домашних заданий и закреплении пройденного в классе материала.
Основными компонентами, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Умение выделять начальный гласный из состава слова; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
- знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные.
- умение работать с разрезной азбукой.
- владение навыками послогового чтения.
Обучение грамоте – важный период в жизни каждого учащегося. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от меня и от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в пропедевтический период, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями взаданиях по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Мы с вами попробуем применить эти знания в практических упражнениях. В результате сегодняшнего практикума вы поймёте, что в обучении грамоте нет ничего сложного.
II. Практическая часть.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь. Она бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложения? (слова, связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков. Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки, звучащие ТВЕРДО -обозначают синим цветом. Согласные звуки, звучащие МЯГКО – обозначают зеленым цветом.
Мягкий знак и твёрдый знак это буква, а не звук!!!
Звуки на письме обозначаем буквами. Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
Показывая буквы, надо произносить звук, который эта буква обозначает. Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
- написать букву в воздухе, на столе;
- выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
- вылепить из пластилина, теста;
- выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте;
- быстро найти в разрезной азбуке.
ЗАЙКА
А теперь разберём слово
- называем звуки по – порядку;
- выделяем гласные;
- определяем количество слогов.
- произносим 1-й слог - ЗАЙ
- какой звук первый? (З) Какой это звук? (согласный)
- твердый или мягкий? (твердый)
- какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
- какой 3-ий звук? (Й) Какой это звук? (согласный)
- произносим 2 слог? – КА
- какой звук в этом слоге1-й? (К) Какой это звук? (согласный)
- твердый или мягкий? (твердый)
- какой звук 2-й? (А) Какой это звук? (гласный)
- сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;
- сколько согласных звуков;
- назвать первый звук, последний, третий;
- сколько в слове звуков? Сколько букв.
После подробного анализа слова обозначим каждую букву, соответствующим по цвету магнитным кружком. Слово прочитывается.
Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого из участников семинара своя карточка со словом)
Деление слов на слоги.
Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать. Правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов».
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
Задание:
1. Составление предложений по опорной картине из 2, 3, 4 слов.
2. Работа с деформированными предложениями.
Рекомендации родителям по обучению детей грамоте.
1. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.
2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.
3. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т.е. так, как звучит звук.
4. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.
5. Максимальная продолжительность занятий для детей дома составляет 15-25 минут.
6. Отмечайте даже малейшие достижения и удачи вашего ребенка.
Опросник для родителей.
1.Как вы считаете, необходимо ли проводить такие семинары практикумы для родителей. Почему?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что нового вы узнали из семинара?____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Пригодятся ли вам полученные из семинара знания в помощи обучения вашего ребёнка дома?________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А.Зайцева».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ...
Консультация для родителей "Обучение детей чтению"
Косультация для родителей...
Семинар-практикум «Взаимодействие воспитателя по обучению детей татарскому языку и воспитателей групп в вопросах планирования воспитательно-образовательной работы в условиях реализации УМК»
о новых подходах обучению языку...
Семинар-практикум «Взаимодействие воспитателя по обучению детей татарскому языку и воспитателей групп в вопросах планирования воспитательно-образовательной работы в условиях реализации УМК»
о новых подходах обучению языку...
Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А. Зайцева»
Многие родители, когда появляется ребенок, задумываются, когда и как его можно обучать чтению и счету. Существует множество программ и методик, среди которых я бы хотела вам порекомендовать интенсивну...
Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Обучение детей пересказу с использованием предметно - графических схем на занятиях по развитию связной речи»
Тема нашей встречи – «Обучение детей пересказу с использование картинно- графических схем на занятиях по развитию речи». Начнём с определенияосновных понятий в данной теме.Связная ре...
Семинар - практикум для педагогов по обучению детей БДД
Цель семинара: расширение практических приемов работы педагогов в процессе обучения воспитанников правилам дорожного движения....
- Мне нравится (1)