Дидактический материал
учебно-методический материал по обучению грамоте

Ткачева Ирина Николаевна

Данный дидактический материал  по лексическим темам можно использовать для занятий по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskie_temy.docx73.36 КБ

Предварительный просмотр:

Период обучения грамоте – важный этап в формировании личности каждого ребенка. Именно на этих занятиях  ребенок учится азам чтения и письма.

Необходимо, чтобы желание, с которым ребенок начинает изучать эту сложную науку, постепенно не только не угасло, но и окрепло. Поэтому одно из первых условий успешности учебной  работы в данный период – сделать эти занятия интересными,  воспитывающими у ребенка желание учиться, приобретать все новые и новые знания и умения, иначе говоря, способствующими становлению у него познавательного интереса.

Данное методическое пособие поможет воспитателю сделать занятия по обучению грамоте более интересными.   В играх, чтении стихов, сказок, загадок,  воспитатель поможет ребенку пополнить лексический запас, научит  его грамотно оформлять речевые формулы, а так же, используя предложенный материал по лексическим темам, сможет уделить внимание  коррекции общей и мелкой моторики  воспитанников.  

     

Лексическая тема «Осень»

1.Организационный момент.

Понедельник.     Прочитать ребенку стихотворение,  задать несколько вопросов об осени.

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

  • Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
  • Назовите осенние месяцы? и т. п.

Вторник.       Предложить отгадать загадки:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это все когда бывает?                    (Осенью)

Падают с ветки золотые монетки.      (Листья)

Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадает.

И никуда я не иду, покуда он гуляет.     (Дождь)

Среда.    Предложить исправить ошибки в стишке – небылице:

Две подружки ходят в сад.

Что – то делают не так:

Если дождик на дворе,

Зонтик прячут поскорей.

Хитро смотрит старый пес.

У него в глазах вопрос:

«Листья плавают по лужам.

На дворе, наверно, стужа?»

Четверг.     Предложить отгадать загадки:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает?    (Осенью)

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает.                (Дождь)

Летом вырастают, а осенью опадают.  (Листья)

Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят, летят, летят.  (Осень)

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.    (Осень)

Пятница.   Предложить назвать приметы осени.

2. Физминутки.

«Дождик»

К нам на тонкой ножке.                прыжки на одной ноге по кругу

Скачет дождик по дорожке.                ребенок стоит лицом в круг,

В лужице – смотри, смотри! -         ритмично приседает.

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,                        руки вверх, потряхивания кистями.

Стали мокрыми цветы.                        наклон, руки к полу,  

потряхивания кистями

Мокрый серый воробей,                 Встал, руки вдоль

Сушит пёрышки скорей.                тела, потряхивания кистями.

3. Пальчиковые игры и упражнения.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

«Осень»

Ветер по лесу летал,                         Плавные волнообразные

Ветер листики считал:                           движения ладонями.

Вот дубовый,                                  Загибает

Вот кленовый,                                  по одному пальцу

Вот рябиновый резной,                          на обеих

Вот с берёзки – золотой                  руках.

Вот последний лист                           Спокойно

с осинки,                                          укладывает

Ветер бросил на тропинку.                  ладони на стол.

4. Мимическая гимнастика.

Сегодня мы отправляемся во фруктовый сад – радость

В нем тепло, светло, светит солнышко – спокойствие.

Фруктовых деревьев много-много – восторг.

Здесь растут груши, яблони, вишни, сливы, апельсины, мандарины – удивление.

Вдруг туча закрыла солнце – наверно будет дождь – грусть.

Уходи прочь туча – злость.

Вдруг, как по волшебству снова выглянуло солнце – радость

Нам удалось полакомиться разными, разными фруктами – спокойствие, удовлетворение.

5. Дидактические игры

Понедельник.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково».

Дождь – дождичек

Лужа – лужица

Ветер – ветерок

Туча – тучка

Солнце – солнышко

Дерево – деревцо

Лист – листочек   и т.д.     (называть существительные осенней тематики)

Вторник.

Дидактическая игра с мячом «Один - много».

Дождь – дожди (дождей)

Лужа – лужи (луж)

Месяц – месяцы (месяцев)

Урожай – урожаи (урожаев)

Зонт – зонты (зонтов)

Сад – сады (садов)

Огород – огороды (огородов)

Дерево – деревья (деревьев)

Лист – листья (листьев)   и т.д.  (называть любые существительные осенней тематики)

Среда.

Дидактическая игра с мячом «Скажи со словом « осенний»».

Небо (какое?) – осеннее

Настроение (какое?) – осеннее

Ветер (какой?) – осенний

Дождь (какой) – осенний

Погода (какая?) – осенняя

Листва (какая?) – осенняя

Капли (какие?) – осенние

Листья (какие?) – осенние.   И т.д.

Четверг.

Дидактическая игра с мячом «Большой и еще больше».

Дождь - дождище

Лужа - луж ища

Туча – тучище

Капля – капища

Погода – погод ища  и т.д.

Пятница.

 

Дидактическая игра «Составь предложения с предлогами в, на, с ».

Лексическая тема «Весна»

1.Организационный момент.

Понедельник.

Предложить  отгадать загадки :

    Голубые, синие                                      Кто там с крыши надо мною

    небо и ручьи.                                              Нависает в холода?

   В синих лужах плещутся                              У кого это весною,

   Стайкой воробьи.                                         С носа капает вода?

   На сугробах ломкие                                        (Сосулька)

   льдинки – кружева.

   Первые проталинки,

   Первая трава.

                (Весной)

   Первым вылез из темницы

    На проталинке

    Он мороза не боится

    Хоть и маленький.   (Подснежник)

Вторник.

Предложить отгадать загадки :

Белое одеяло

Всю землю одевало,

Весной солнце припекло –

Одеяло потекло.      (Снег)

Желтый мяч на голубом платке катается,

Людям улыбается     (Солнце)

Белая морковка вниз головой повисла.  (Сосулька)

Среда.

Предложить исправить ошибки в стишке – небылице

        Весна.

Дети гуляли, стихи сочиняли:

«Листопад, листопад –

Хлопья снежные летят.

«Прилетели птицы с юга,

Значит, скоро будет вьюга», -

Думал старый воробей.

Ну а ты его умней?

Четверг.

Предложить детям игру «Подскажи словечко»

В овраг ручьями катится,

Деревьям дарит платьица,

В цветы оденет луг –

Красиво все вокруг.

Ты знаешь, кто она?

Красавица …       (весна)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Ест букашек разных …     (грач)

Пятница.

Предложить детям игру «Четвертый лишний».

Ворона, воробей, снегирь, грач.

Скворец, ласточка, жаворонок, дятел.

Зима, весна, лето, дождь.

Снег, дождь, листья, роса.

2. Физминутки.

Весна, весна красная!                         ребенок марширует, высоко поднимая

                                                                согнутые в коленях, ноги.

Приди, весна, с радостью

С радостью, с радостью,                  ребенок  разводит руки в стороны – ле вую,

С великой милостью                              правую.

Со льном высоким                           останавливается, поднимает руки вверх,

                                                   встает на носки, делает глубокий  вдох.

С корнем глубоким,                           приседает,  опускает руки -  выдох.

С хлебами обильными                           встает,  разводит руки в стороны.

Психогимнастика

Мы - весенние  деревья.

Руки вверх мы поднимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Тихо ветками качаем.

     Руки снова на колени, а теперь немного лени.

     Исчезает напряженье, наступает расслабленье

Снова руки поднимаем,

Снова ветками качаем.

Руки снова на колени

И опять немного лени.

     И становится понятно, расслабление приятно.

3. Пальчиковые игры и упражнения.

Самомассаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

Я весёлый майский жук                      сжать кулачок

Знаю все сады вокруг                                 указательный палец и мизинец развести

Над лужайками жужжу,                               в стороны

а зовут меня жу жу.                                 « пошевелить усами»

Не кусай, комарик злой                               пальчики «бегут» по столу

Я уже бегу домой.

4. Мимическая гимнастика.

Сегодня мы отправляемся в весенний сад – радость

В нем тепло, светло, светит солнышко – спокойствие.

Фруктовых деревьев много-много – восторг.

Здесь цветут груши, яблони, вишни, сливы, апельсины– удивление.

Вдруг туча закрыла солнце – наверно будет дождь – грусть.

Уходи прочь туча – злость.

Вдруг, как по волшебству снова выглянуло солнце – радость

Нам удалось полюбоваться цветущими фруктовыми деревьями – спокойствие, удовлетворение.

5. Дидактические игры

Понедельник

Дидактическая игра «Назови ласково»

Ручей - ручеек

Лужа – лужица

Снег – снежок

Дождь – дождик

Проталина – проталинка

Дерево – деревце

Туча – тучка и т.д.

Вторник

Дидактическая игра «Большой и еще больше».

Лужа – лужища

Дождь – дождище

Ветер – ветрище

Холод – холодище

Ручей – ручьище

Туча – тучища и т.д.

Среда

Дидактическая игра «Сосчитай».

Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.

Одна туча, две тучи, три тучи, четыре тучи, пять туч.

Один ручей …

Одно солнышко …

Одна капелька …     и т.д.

Четверг

Дидактическая игра «Один - много».

Туча – тучи

Облако – облака

Капля – капли

Весна – весны

Зима – зимы

Дерево – деревья и т.д.

Пятница

Дидактическая игра «Добавь к слову предлог».

Дерево –  за, на, над, около.

Лужа – перед, около, в, над, за.

Ручей – в, за, над       и т.д.

Лексическая тема «Грибы»

1. Организационный момент

Понедельник.  

 Прочитать стихотворение. Предложить ответить на вопросы.

           Грибы.

Мы идём дорожками,

мы идём тропинками,

Мы идём с лукошками,

мы идем с корзинками;

Прямо за опушкою

вдруг нашли волнушки мы.

И пенёк с опёнками под рябиной тонкою.

Крепкий подберёзовик  вырос под берёзою.

Красный подосиновик вырос под осиною.

Где растут грибы?

Какими бывают? (съедобными, несъедобными)

Когда вырастают? и т. д.

Вторник.  

Предложить дидактическую игру  «Четвертый-лишний»

Мухомор, подосиновик, подберезовик, лисичка.

Груша, яблоко, красноголовик, апельсин.

Береза, осина, волнушка, сосна.

Повар, учитель, масленок, врач.

Среда.    

 Предложить отгадать загадки:

Стоит Антошка на одной ножке,

Все его ищут, а  он не откликается.  (Гриб)

Маленький, удаленький, сквозь землю прошел,

Красну шапочку нашел.   (Гриб)

В лесу под елкой крошка, только шапка да ножка.   (Гриб)

Четверг.   

Предложить отгадать загадки:

Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке.   (Гриб)

На свет явился, шапочкой прикрылся.     (Гриб)

                                     А вот кто-то важный на беленькой ножке,

                                    Он с красною шляпкой – на шляпке горошки.(Мухомор)

Пятница.

 Предложить  назвать съедобные и несъедобные грибы.

2. Физминутки.

Мы вчера в саду гуляли,                 марширует

И грибы везде искали.                          наклоняется влево - вправо

Подберёзовик нашли.                         приседает

В дом в корзинке принесли                 марширует высоко приподнимая и  

                                                                сгибая ноги в коленях

3. Пальчиковые игры и упражнения.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

Поочередно давить пальчиками по столу.

   

Вылезли на кочке                        мизинец

Мелкие грибочки:                        безымянный

Грузди и горькушки,                        средний

Рыжики, волнушки                        указательный

Даже маленький пенёк                        большой

Удивленья скрыть не мог.                большой

Выросли опята                                указательный

Скользкие маслята,                        средний

Бледные поганки                                безымянный

Встали на полянке                        мизинец

4. Мимическая гимнастика.

Мы отправляемся в лес за грибами – радость

Грибов в лесу видимо-невидимо – удивление

Вот он «царь-грибов» - огромный белый гриб – восторг

Мы срезали его, а он оказался червивый – грусть

Оглянулись вокруг – кругом полно грибов – радость

Набрали мы целую корзину опят, подберезовиков, лисичек и довольные отправились домой – спокойствие.

5. Дидактические игры

Понедельник.      Дидактическая игра с мячом  «Один-много».

Лисичка - лисички  (лисичек).

Подберезовик - подберезовики  (подберезовиков).

Волнушка – волнушки   (волнушек).

Опенок – опята   (опят)

Боровик – боровики   (боровиков)

Мухомор – мухоморы   (мухоморов)  и т.д.

Вторник.       Дидактическая игра с мячом «Сосчитай».

Одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек.

Один мухомор…

Один подберезовик…

Один опенок…  и т.д.

Среда.     Дидактическая игра с мячом «Назови грибы».

Съедобные – белый, подберезовик, подосиновик, рыжик, волнушка, сыроежка, груздь,  боровик, опенок, лисичка ...

Несъедобные – мухомор, ложный опенок, бледная поганка …

Четверг.        Дидактическая игра «Расскажи о грибе» (по плану), с использованием предметных картинок из серии «Грибы».

План рассказа о грибе.

  1. Название.
  2. Где растет.
  3. Части гриба.
  4. Цвет шляпки.
  5. Где и как собирают гриб.
  6. Польза от гриба.

Пятница.     Дидактическая игра  «Какие грибы?».

Скользкие, как в масле – маслята;

С красной шляпкой – подберезовики;

Толстые, в коричневых шляпках – белые грибы;

С красной шляпкой в белый горох – мухоморы …

Лексическая тема «Ягоды лесные и садовые»

1.Организационный момент.

Понедельник.

Предложить послушать стихотворение. Ответить на несколько вопросов.

                   По малину.

Я надела поясок, подвязала туесок,

Побежала по малину через луг, через лесок.

Я раздвинула кусты. Ну тенисты, ну густы!

А малина – то, малина – самой крупной крупноты!

Самой крупной крупноты! Самой красной красноты!

Побродила я часок,  вижу -  полон туесок.

Побежала я обратно, Через луг, через лесок.

Солнце бродит в вышине. Хорошо ему и мне.

  • Где растут ягоды?
  • Какими бывают ягоды? (лесными и садовыми)
  • Что готовят из ягод?
  • Какие ягоды любишь ты?

 Предложить дидактическую игру «Четвертый - лишний»

  • Зима, весна, осень, клюква.
  • Земляника, смородина, брусника, мухомор.
  • Береза, осина, малина, сосна.
  • Вилка, ложка, крыжовник, тарелка.

Вторник.     Предложить послушать стихотворение. Ответить на вопросы.

            По ягоды.

Там, где чаща дикая и родник шумит,

Алою брусникою ярко мох расшит.

Сердце наше радует полдень золотой.

Мы идем по ягоды по тропе лесной.

Здесь лисе – красавице весело бродить

И зайчишкам нравится хоровод водить.

Мы брусникой спелою туесок набьем,

Про березку белую песенку споем.

  • Какими бывают ягоды?
  • Где они растут?
  • Какие ягоды кислые (сладкие) на вкус?
  • Что готовят из ягод?

Предложить отгадать загадки.

На полянке у дорожки – красные горошки.

Кто мимо пройдет – в рот себе их кладет.      (ягоды)

У девченки - тонконожки ярко-красные сережки.

Под листочек загляни-ка, там краснеет …    ( земляника)

Среда.   Предложить дидактическую игру «Запомни-повтори».

  • Лес, ягоды, поляна, кусты.
  • Земляника, черника, малина, клубника.
  • Трава, ягоды, цветы, плоды.
  • Клюква, брусника, черника, голубика и т.д.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

  • мухомор, подберезовик, красноголовик, малина
  • земляника, черника, смородина, персик
  • помидор, клубника, клюква, брусника
  • крыжовник, черемуха, черника, банан.

Четверг.  Предложить  исправить ошибки в предложении.

  • Горькие, спелые ягоды растут на футбольном поле.
  • Земляника – это кислый гриб.
  • Малина, брусника, крыжовник очень ядовитые ягоды.
  • Ягодным вареньем питаются лисы и зайцы.

Пятница

Просмотр презентации «Ягоды». Угадывание названия ягод.

2. Физминутки.

Я капелька лета                                 ребенок прыгает то на

На тоненькой ножке                             правой то на левой ноге

Плетут для меня                                 имитирует обеими руками плетение

Кузовки и лукошки                                

Кто любит меня,                                 наклоняется

Тот и рад наклониться                             руки к носочкам

А имя дала мне                                 руки в стороны

3. Пальчиковые игры и упражнения.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

Выкладывание корзинки из ягод клюквы.

              Клюква  

Как в сахарной пудре, в мелком снегу

Найти себя в тундре не сразу смогу.

Любишь понежиться, выждать свой срок…

Прыгай, подснежница, в мой туесок.

4. Мимическая гимнастика.

Мы отправились в сад, собирать ягоды – радость

Ягоды разные и малина, и смородина, и крыжовник, и клубника – удивление

Небо нахмурилось, наверно будет дождик – грусть

Уходите тучки, уходите – злость

Выглянуло солнышко. Ничего не помешает нам полакомиться вкусными ягодами – восторг.

5. Дидактические игры

Понедельник.     Дидактическая игра  с мячом «Назови сок»

  • сок из малины – малиновый
  • сок из клубники – клубничный
  • сок из смородины – смородиновый
  • сок из крыжовника – крыжовниковый
  • сок из клюквы – клюквенный
  • сок из брусники – брусничный
  • сок из земляники…
  • сок из рябины …
  • сок из черники…
  • сок из голубики…                         и т.д.

Вторник.      Дидактическая игра  с мячом «Назови ласково».

   

  • Клубника – клубничка.
  • Малина – малинка.
  • Клюква – клюковка.
  • Смородина – смородинка.
  • Крыжовник – крыжовничек.
  • Арбуз – арбузик. (обратить внимание детей на то, что арбуз является самой крупной ягодой).
    Рябина – рябиночка.
  • Морошка – морошечка и т.д.

Среда.   Дидактическая игра с мячом «Какое варенье?». 

  • Варенье из смородины – смородиновое.
  • Варенье из малины – малиновое.
  • Варенье из брусники – брусничное.
  • … из клубники – клубничное.
  • … из черники – черничное и т.д.

Четверг.       Дидактическая игра «Сосчитай».

  • Она ягода спелой клубники, две ягоды спелой клубники, три ягоды спелой клубники, четыре ягоды спелой клубники, пять ягод спелой клубники.

  • Одна ягода кислой клюквы, две ягоды кислой клюквы, три ягоды кислой клюквы, четыре ягоды кислой клюквы, пять ягод кислой клюквы.

  • Одна ягода синей ежевики, две ягоды синей ежевики, три ягоды синей ежевики, четыре ягоды синей клюквы, пять ягод синей клюквы.

  • Одна ягода черной смородины, две ягоды черной смородины, три ягоды черной смородины, четыре ягоды черной смородины, пять ягод черной смородины и т.д.

Пятница.     Дидактическая игра  «Расскажи об ягоде» (по плану).

 

  1. Какого цвета?
  2. Какой формы?
  3. Какого вкуса?
  4. Какого размера?
  5. Какая на ощупь?
  6. В каком виде употребляют в пищу?

Лексическая тема «Посуда»

1.Организационный момент.

Понедельник.    

Задать вопросы, используя предметные картинки из серии «Посуда»:

  • Как одним словом можно назвать все эти предметы?
  • Какие предметы посуды ты еще знаешь?
  • В какой посуде готовят пищу?
  • Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? и т. п.

Предложить послушать внимательно стихи. Ответить на вопросы.

Пять чашек стояло на полке.

Чаю налили Николке.

Теперь же сколько чашек там?

Подумай и ответишь сам.

У нашего Вовки на блюде морковка.

У нашей Акульки картошка в кастрюльке.

У нашей Наташке смородина  в чашке.

Ну а у Валерки грибочки в тарелке.

А теперь ты не зевай и посуду называй.

Вторник.

Загадать ребенку загадки.

В  брюхе – баня,                                Большая голова

В носу – решето,                                И стройный стан

На голове – пупок,                                    У той,

Всего одна рука,                                Что любит головой

И та – на спине.                                Нырнуть в стакан.

                (Чайник)                                        (Чайная ложка)

С глубокими и мелкими                            При виде еды

Знакома я тарелками.                        Не считают ворон,

И если в них еда,                                Бросаются дружно

Проворна я тогда.                                    С обеих сторон.

                (Ложка)                                        (Вилка и нож)

Без языка,                                        То в стороне стоит молчком.

А разговаривает.                                Задрав носишко, чванится.

(Стеклянная посуда)                 То угощает всех чайком,

                                                   Не уставая кланяться.    (Чайник)                        

Среда.

Предложить послушать стихотворение. Ответить на вопросы.

                         Обедать.

Рая, Машенька и Женька мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла! Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы, Всем салфетки раздала.

Прекращайте разговоры – я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку не держите в кулаке.

Не кормите тут же кошку – плошка кошки  в уголке.

Хлеб в солонку не макайте и друг дружку не толкайте.

На второе будет рыба, а на сладкое – компот.

Пообедали? Ну вот!

Что должны сказать?

- Спасибо!

  • Без каких принадлежностей невозможно завтракать, обедать, ужинать?
  • Назови, какую посуду ты знаешь?
  • Какие правила поведения за столом ты выполняешь? Почему?

Предложить дидактическую игру с мячом  «Четвертый - лишний».

Тарелка, чашка, помидор, блюдце.

Чайник, хлебница, конфета, стакан.

Кофейник, салатница, ромашка, супница.

Крышка, носик, кровать, донышко.

Ложка, вилка, пылесос, нож.

Четверг.  Предложить отгадать загадки.

Два братца пошли в воду купаться.      (Ведра)

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой,

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот.    (Ложка)

Сама не ем, людей кормлю.  (Ложка)

Скажите, как назвать ее:

Вся в дырках, зубы у нее,

Но свеклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко.   (Терка)

Кипит, шипит, бурлит, свистит,

С плиты его снимаем,

Он нас с гостями напоит

Горячим сладким чаем.  (Чайник)

Пятница.  Предложить отгадать загадки.

Если я пуста бываю, про тебя я забываю.

Но когда несу еду, мимо рта я не пройду.   (Ложка)

Вся макушка в дырках мелких,

Перец сыплется в тарелки.   (Перечница)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу –

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела –

Пейте чай! Вода вскипела!   (Чайник)

Щука в море, а хвост на заборе.   (Ковш)

Ходит он из края в край – режет черный каравай. (Нож)

2. Физминутки.

Вот большой стеклянный чайник,             Ребенок надувает живот, одна рука на поясе,

                                                                       другая изогнута, как носик чайника.

Очень важный, как начальник.                  Изобразить «важного» начальника.

Вот фарфоровые чашки,                             Присесть, одна рука на поясе.

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                           Кружится, рисуя руками круг.

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,                               Потянуться, руки вверх, сомкнуть над головой.

Словно дружные матрешки.

Вот пластмассовый поднос –                      Встать прямо. Сделать руками круг.

Он посуду нам принес.

3. Пальчиковые игры и упражнения.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

Выполнять пальчиками движения по тексту (можно использовать ложку).

Сережа плохо держит ложку –

Все учат за столом Сережку.

Павлуша говорит: «Не так!

Зачем ты взял ее в кулак?

Ты за конец ее возьми,

Вот этим пальчиком прижми».

Пыхтит Сережа, сердится.

Ложка в пальцах вертится.

И вдруг он взял ее как надо.

И папа рад, и мама рада.

Кричит Павлуша «Молодец!

Он научился, наконец!».

4. Мимическая гимнастика.

Глядя в зеркало мимикой изобразить:

  • Вкусный обед
  • Кислый компот
  • Горький перец
  • Сладкое мороженое
  • Хорошее настроение и т.д.

5. Дидактические игры

Понедельник.

Предложить дидактическую игру «Сосчитай»

  • Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.
  • Один ковш…
  • Один стакан…
  • Одна тарелка…
  • Одна сахарница…     и т.п.

Предложить дидактическую игру «Посчитай  предметы с признаками от 1 до 10  и обратно».

  • 1 хрустальный бокал, 2 хрустальных бокала, 3 хрустальных бокала, …… 5 хрустальных бокалов…

  • 1 стеклянная салатница, 2  стеклянных салатницы, 3 стеклянных салатницы, … 5 стеклянных салатниц…

  • 1 фарфоровое блюдце, 2 фарфоровых блюдца, 3 фарфоровых блюдца, … 5 фарфоровых блюдец …  и т.п.

Вторник.

Предложить дидактическую игру   «Из чего сделано?»

  • Нож – из железа. Какой нож? – Железный.
  • Стакан – из стекла. Какой стакан? – Стеклянный.
  • Ковш – из пластмассы. Какой ковш? – Пластмассовый.
  • Вилка из алюминия. Какая вилка? Алюминиевая.
  • Блюдце из фарфора. Какое блюдце? Фарфоровое  и т.д.

  • Бокал из хрусталя – хрустальный.
  • Конфетница из золота – золотая.
  • Масленка из пластмассы – пластмассовая.
  • Чайник из серебра – серебряный  и т.д.

Среда.

Предложить дидактическую игру  «Образуй признаки».

(от предметов)

хрусталь – хрустальный,

керамика – керамический,

глина, стекло, фарфор, серебро и т. д.

(от действий):

сервировать – сервированный,

разбивать – разбитый,

варить, готовить, наливать и т. д.

Предложить дидактическую игру с мячом  «Подбери антонимы».

большой нож – маленький нож.

высокий графин– …

широкая ваза – …

узкий бокал – …

тонкая бутылка -  … и т. д.

Четверг.

Предложить дидактическую игру  «Подбери действие».

чашка стоит, украшает, разбивается, лопается.

Кастрюля -  

Тарелка -

Блюдце - … и т.д.

 Предложить дидактическую игру «Большой - маленький».

  • Тарелка – тарелочка                           Банка …
  • Чашка – чашечка                                Ведро …
  • Блюдце …                                           Кувшин …
  • Кастрюля …                                       Графин …
  • Сковорода …                                      Кружка …
  • Поднос …                                           Ваза …
  • Чайник …                                           Миска …                и т.д.

Пятница.  

Предложить дидактическую игру с мячом «Подбери признаки».

чашка – красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная.

чайник, блюдце, тарелка и т. д.

Предложить дидактическую игру «Один - много».

Один стакан, а много … ( стаканов )

Один кувшин, а много … ( кувшинов )

Один половник …

Одно сито …

Одна кастрюля …

Один новый бокал, а много …   ( новых бокалов )

Один алюминиевый поднос, а много …   ( алюминиевых подносов )

Одна стеклянная конфетница …

Одна пластмассовая масленка …

Одна дубовая кровать …   и т.п.

Лексическая тема «Мебель»

1.Организационный момент.

Понедельник.    Предложить отгадать загадки.

Что за башенка стоит,                             По ночам во мне Ванятка

А в окошке свет горит?                           До того задремлет сладко,

В этой башне мы живем,                         Что не хочет он вставать.

А зовется она …      ( дом )                      Что за мебель я? …       ( кровать )

Ножек четыре,                                           На нем сидят,

 шляпок одна,                                             Телевизор глядят.

Нужен,                                                        Если кто устал -

коль станет обедать семья.    ( стол )       Лег, полежал.        ( диван )

Дверцы, ножки, полки есть,

А на полках - и не счесть:

Полотенце и белье

И для мамы, и мое.         ( платяной шкаф )

За стеклом на полках в ряд

Книги разные стоят.        ( книжный шкаф )

Вторник. Предложить дидактическую игру «Подскажи словечко»

Костя в комнату вошел

И поставил сок… (НА стол).

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки… (В буфете).

Маша в комнату впорхнула,

Шарф и плащ взяла… (СО стула).

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика… (ИЗ шкафа).

Закатила барабан

Наша Оля… (ПОД диван).

На портрете – Аня с бантом,

А портрет тот… (НАД сервантом).

Книжку новую Ивана

Я достал… (ИЗ-ПОД дивана).

Если хочет Миша спать,

Он приляжет… (НА кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть - чуть… (НА стуле).

Почитать хотим мы если,

То развалимся мы… (В кресле).

Среда.   Предложить дидактические игры с мячом.

а) «Назови ласково»

стол – столик; стул – стульчик и т. п.

б) «Назови мебель, которая в комнате»

Четверг. Предложить ребенку внимательно слушать стихотворение, если услышит названия мебели в нем – загибать на каждое название пальчик. По окончании посчитать сколько пальчиков загнул ребенок.

                      Наша квартира.

В нашей комнате – столовой,

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне,

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

                                             

Пятница.    Предложить дидактическую игру с мячом «Что лишнее?»

Яблоко, апельсин, ананас, диван.

Кресло, кровать, помидор, стул.

Учитель, стол, повар, врач.

Пылесос, тахта, телевизор, холодильник.

Нос, рот, кровать, уши.

Лиса, волк, кресло, медведь и т.л.

2. Физминутки.

Нужные работники -                          ребенок марширует

Столяры и плотники        !                

Сработать мебель мудрено:                 наклоны туловища вниз

Сначала мы берем бревно                «берем» бревно

и пилим доски,                                 «пилим» обе руки вперед - назад

длинные и плоские                                

От работы пила -                                  развести руки в стороны

раскалилась добела        

Из под пилки сыплются опилки         встать прямо, потрясти кистями обеих рук

Рубанок в руки –                                  «строгаем»

работа другая: сучки, закорючки

рубанком строгаем                

Хорошие стружки –                          наклоны головы, ,

Желтые игрушки

Готовим понемножку

то спинку, то ножку

Сделали вон сколько                         развести руки в стороны

стульев и столиков

3. Пальчиковые игры и упражнения.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

Предложить ребенку отгадать загадки, а отгадки выложить на столе из спичек или счетных палочек.

  • На … (табуретке) сидят за столом, и без нее неуютен наш дом.
  • Поставим в спальню мы … (кроватку) и спать на ней мы будем сладко.
  • В комнате нашей большое …(окно), вижу лужайку я из него.

4. Мимическая гимнастика.

Друзья уселись на кресло, а у него сломалась ножка. – «огорчение»

Все думали только об одном: «Что делать?» - «удивление»

Наконец-то придумали! – «радость»

Взяли молоток, гвозди и починили ножку. – «счастье»

Теперь нет никаких проблем – можно спокойно посидеть. – «спокойствие»

5. Дидактические игры

Понедельник.

Предложить дидактическую игру «Сосчитай»

Один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев.

Один стол…

Один диван…

Одна кровать…

Одно кресло…     и т.п.

Вторник.

Предложить дидактическую игру   «Из чего сделано?»

Шкаф – из дерева. Какой шкаф? – Деревянный.

Стол – из стекла. Какой стол? – Стеклянный.

Стул – из пластмассы. Какой стул? – Пластмассовый.

Кресло – из кожи. Какое кресло? – Кожаное.

Диван –  из велюра. Какой диван и т. д.

Кровать из дерева - … деревянная

Стол из стекла - …

Стул из пластмассы - …

Мебель из пластика - … и т. д.

Среда.

Предложить дидактическую игру с мячом  «Подбери антонимы».

большой стул – маленький стул

высокий стол– …

широкая кровать – …

мягкое кресло – …

тонкая ножка -  … и т. д.

Четверг.

 Предложить дидактическую игру «Большой - маленький».

Стул – стульчик

Стол - …

Диван - …

Кровать - …   и т.л.

Пятница.  

Предложить дидактическую игру «Один - много».

Один диван, а много … ( диванов )

Один стол, а много … ( столов )

Один стул …

Одно кресло …

Одна кровать …

Один новый диван, а много …   ( новых диванов )

Один деревянный стол, а много …   ( деревянных столов )

Одно велюровое кресло…

Один железный стул …

Одна дубовая кровать …   и т.п.

Лексическая тема «Транспорт»

1.Организационный момент.

Понедельник

Предложить отгадать загадки.

Чтоб дорога для тебя

Стала безопасной,

День и ночь горят огни –

Зеленый, желтый, красный   (Светофор)

Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно.

Желтый – предупрежденье, а зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт». (Светофор)

По ней едешь – впереди лежит.

Оглянешься – домой бежит   (Дорога)

Дом по улице идет, на работу всех везет

Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках  (Автобус)

Спозаранку за окошком - стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.

Добегают до окраин, а потом бегут назад.

Впереди сидит хозяин и ногою бьет в набат.

Поворачивает ловко рукоять перед окном.

Там, где надпись «Остановка», останавливает дом.

То и дело на площадку входит с улицы народ.

А хозяйка по порядку всем билетики дает    (Трамвай)

Я мчусь, держась за провода!

Не заблужусь я никогда  (Троллейбус)

Многолюден, шумен, молод, по землей грохочет город.

А дома с народом тут вдоль по улице бегут   (Метро)

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два блестящих огонька   (Автомобиль)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес.

Накорми меня бензином, на копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль, побежит …  (Автомобиль)

Если кто – то заболел,

Срочно нас зовут на помощь,

Набери скорей ноль – три

И приедет   …  (Скорая помощь)

Глаз зеленый загорится,

Значит, можно нам садиться   (Такси)

Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной.

Потушим вмиг огонь и жар,

Мы быстры, словно стрелы   (Пожарные машины)

Силач на четырех ногах

В резиновых сапогах

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино  (Грузовик)

Вторник

Игра «Назови виды транспорта по описанию»

Среда

Чтение стихотворений о траспорте

2. Физминутки.

Быть шофером хорошо,                            «крутить» воображаемый руль

А летчиком – лучше.                                 «лететь» руки в стороны

Я бы в летчики пошел,                              шагать, высоко поднимая колени                                              

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,                            «наливать» в воображаемый бак

Завожу пропеллер                                    «заводить» пропеллер, руки в стороны

                                                                     круговые вращения туловищем

«В небеса, мотор, вези,                             поднять руки высоко  в «небеса»

Чтобы птицы пели».                                «махать», словно крыльями.

3. Пальчиковые игры и упражнения.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

Есть игрушки у меня                                            Сжимать – разжимать кулачки.

Паровоз и два коня,                                              Сгибать

Серебристый самолет,                                          пальчики

Три ракеты, вездеход,                                           на обеих

Самосвал, подъемный кран –                               руках попеременно.

Настоящий великан!                                             Стучать кулачками по столу.

Сколько вместе?

Как узнать?                                                            

Помогите сосчитать!                                           Сжимать – разжимать кулачки.

4. Мимическая гимнастика.

  • нахмурить         брови
  • поднять
  • наморщить – лоб.
  • плотно (легко) смокнуть веки
  • закрыть правый глаз
  • закрыть левый глаз
  • подмигивать
  • надуть левую (правую) щёку
  • надуть обе щеки одновременно
  • втянуть щёки в рот

5. Дидактические игры

Понедельник

  • Дидактическая игра «Подбери признак».

машина (какая?) - …, самолет (какой?) - …  и т.п.

Вторник

  • Дидактическая игра «Почему так называются?».

 самолет (сам летает),

 вездеход…

 паровоз…

 пароход…

 самосвал…

 самокат...

Среда

  • Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

старый …, новый …, маленькая …, мощный …, длинный …,  грузовой …, трехколесный …, быстроходный …, летящий … .

  • Дидактическая игра «Подобрать синонимы к словам».

Ехать - мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться…

Лететь - …

Везти - …

Идти - …   и т.п.

Четверг

  • Дидактическая игра «Подобрать антонимы к словам» 

взлет - посадка,  взлетать – приземляться, приезжать - …, приплыть - … и т.д

  • Дидактическая игра «Подобрать подходящий по смыслу глагол с  приставкой от глагола «ехать».

Машина из гаража … .         Машина к дому … .          Машина от дома … .

Машина в ворота … .         Машина до дома … .        Машина с моста … .

Пятница

  • Дидактическая игра  «Один - много».

один автобус – много автобусов

один самолёт - …

один корабль - …

один трамвай - …

один троллейбус - …

один грузовик - … и т. п.

  • Дидактическая игра «Сосчитай».
  • один автобус, два автобуса (три автобуса, четыре автобуса) пять автобусов.
  • одна машина - …
  • один грузовик - …
  • один трамвай - …
  • один троллейбус - … и т. п.

Лексическая тема «Домашние животные»

1.Организационный момент.

Понедельник

Предложить исправить ошибки в стишке – небылице:

Заболела наша кошка,

У нее чихает ножка.

Со стола возьми ириску,

Угости больную киску.

Утром солнышко встает,

Свинья песенки поет.

Нас спросил один чудак

А бывает разве так?»

    Вторник  

Предложить дидактическую игру «Назови детеныша».

У кошки – котенок, котята.

У лошади – жеребенок, жеребята

У козы – козленок, козлята.

У коровы – теленок, телята

У овцы – ягненок, ягнята    и т.д.  называть детенышей домашних животных.

Среда

Предложить отгадать загадки:

Рогатый, бородатый,

На лужок побежал,

«Ме-еее!» - закричал     (козел)

Заплелись густые травы, закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый, даже завиты рога.     (баран)

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки.     (кошка)

Не спеша шагает  с речки,

В шубе ей тепло, как в печке.

Подойдет она к избе

И зовет меня «Бе-бе»!   (овца)

Четверг

2. Физминутки.

Поиграем, дети, в стадо.        

И рычать нам громко надо. /Дети с воспитателем  идут по кругу,  взявшись за руки/.

         Зарычали – «Ррррр»

Встали, сделали «коготки из пальчиков» (собаки)

            Замычали – «Муууу»

Сделали «рожки» (коровы)

            Мы залаяли – «Гааав, гаааав»

Встали на четвереньки (собаки)

            Замяукали мы – «Мяяяу»

Сели на корточки (кошки)

Воспитатель:

Я спрошу детишек строго:

    Что за шум такой у вас?

Я детей видала много –

Таких вижу в первый раз!

Дети:

А мы скажем вам в ответ,

Никаких детей тут нет.

Мы не Пети и не Вовы –

Мы собаки и коровы.

Встают, качают головой.

Воспитатель:

Ладно, если вы коровы,

Я тогда – пастух.

Я прошу иметь в виду –

Я коров домой веду.

Беру за руки, веду, сажу на стульчики.

Психогимнастика

Рано солнышко встает, к коровушкам в сарай идет.

Одолела нас дремота, шевельнуться неохота.

Всем командую «Подъем, физзарядку проведем:

Лапки вверх, лапки вниз,

Влево, вправо наклонись,

К солнцу, к небу потянись,

Сбрось с себя ночную лень – впереди рабочий ден

3. Пальчиковые игры и упражнения.

Массаж кистей и пальцев рук  (см.приложение) + пальчиковая гимнастика.

Мы сейчас расскажем вам

Про детенышей и мам.

Сжимают кулачки.

У кошки есть пушистые котята,

У крольчихи – пуховые крольчата,

Загибают по 1 пальчику на каждую строчку.

У собаки – шаловливые щенята,

У коровы – рыжие телята.

У свиньи – веселый поросенок,

У лошади есть жеребенок.

У козы – смешной козленок,

У овцы – кудрявые ягнята,

А у мамы – конопатые ребята.

4. Мимическая гимнастика.

Мы отправляемся в гости к бабушке в деревню – радость.

Сколько у нее животных во дворе – удивление.

Здесь пасется злой бык – страх.

Ест траву добрая корова – доброта.

Прыгают на полянке маленькие щенки и котята – умиление.

Едят разный корм свиньи, овцы, козы – спокойствие.

Очень хорошо в деревне – восторг.

5. Дидактические игры

Понедельник

Дидактическая игра «Один-много».

Кот-коты        Коза-козы

Кошка-кошки        Баран-бараны

Котенок-котята        Свинья-свиньи

Собака-собаки                Корова-коровы

Лошадь-лошади        Теленок-телята

Овца-овцы        Поросенок-поросята и т.. д.

Жеребенок-жеребята

Вторник

Дидактическая игра «Назови ласково».

Кошка-кошечка

Собака-собачка

Лошадь-лошадка

Овца-овеченька

Баран-барашек

Коза-козочка

Поросенок-поросеночек

Свинья-свиночка

Корова-коровушка

Среда

Дидактическая игра  «Назови детеныша, детенышей».

У кошки – котенок, котята

У лошади – жеребенок, жеребята

У козы – козленок, козлята.

У коровы – теленок, телята

У овцы – ягненок, ягнята    и т.д.  называть детенышей домашних животных.

Четверг

Дидактическая игра  «Чей? Чья? Чье?»

Конура собаки. Чья конура? – Собачья.

Копыта коровы. Чьи копыта? – Коровьи.

Борода козы. Чья борода? – Козья.

Грива лошади. Чья грива? – Лошадиная.

Уши кролика. Чьи уши? – Кроличьи.

Хвост кошки. Чей хвост? – Кошачий.

Пятница

Дидактическая игра «Большой и еще больше».

Нос – носище

Лапы – лапищи

Хвост – хвостище

Зубы – зубищи

Глаза – глазищи  и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»

 «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

Дидактический материал "Дидактическая игра с прищепками "Веселый огород""

Малышам понравятся новые, яркие и необычные дидактические игры или «настольный театр» с разноцветными прищепками. Эти пособия для развития мелкой моторики несложно изготовить своими руками...

Дидактический материал в работе с детьми с нарушением зрения. Дидактическая игра «Умные пальчики»

В настоящее время число детей с нарушением зрения постоянно растет, поэтому педагогу необходимо иметь представление о видах нарушений зрения, их проявлениях, особенностях развития детей со зрительными...

Рекомендации для родителей по теме: "Вот какие стали мы большие"Материал содержит дидактический материал для совместной работы с детьми по теме: " Миром правит доброта"

Материал содержит дидактический материал для совместный работы с детьми по теме: " Вот какими стали мы большими"...