Презентация "Система работы по обучению глухих детей чтению (общие сведения, значение и задачи)"
методическая разработка по обучению грамоте

Шестакова Наталья Александровна
1.Система работы по обучению глухих детей чтению (общие сведения)

5.     Приемы выяснения понимания
        прочитанного текста

7.Система работы по обучению глухих детей чтению: значение и задачи уроков чтения
8.Коррекционная направленность уроков чтения
9.Последовательность  формирования навыков чтения на уроках у школьников с нарушением слуха

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДЕТСТВА КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ И ДЕТСКОЙ РЕЧИ Система работы по обучению глухих детей чтению (общие сведения, значение и задачи) Презентация По дисциплине «Методика обучения детей с нарушенным слухом» Выполнил студент 2014- СУРД -301 группы Наталья Александровна Шестакова. Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Сурдопедагогика Форма обучения: заочная Научный руководитель: старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи Людмила Васильевна Большанина Новосибирск 2018

Слайд 2

Содержание Титульный лист Содержание Система работы по обучению глухих детей чтению (общие сведения ) 5. Приемы выяснения понимания прочитанного текста Система работы по обучению глухих детей чтению: значение и задачи уроков чтения Коррекционная направленность уроков чтения Последовательность формирования навыков чтения на уроках у школьников с нарушением слуха

Слайд 3

Система работы по обучению глухих детей чтению (общие сведения) Обходным средством обучения чтению глухих младших школьников является использование дактильной формы словесной речи с применением табличек с записанными словами. Что дает два последовательных этапа развития : Первоначально дети не анализируют слово, а воспринимают его целостно. Для этого этапа характерна аналитическая деятельность при восприятии дактильного слова . Одновременно начинается и воспроизведение слов в дактильной форме, что формирует у детей навыки анализа и синтеза слова. В этот период начинается работа над правильностью чтения. По мере овладения материалом акцент делается: на четкое, правильное воспроизведение отдельных дактилем и объединение их в слова; на синхронное дактильное и устное проговаривание слов каждым учеником; сопряженное чтение слов (в дактильно -устной форме) учителем вместе с детьми; на устное проговаривание; на слитность произношения.

Слайд 4

Работа над техникой чтения строится на осмысленном речевом материале (а не на отдельных слогах) и проводится в единстве с обучением сознательному чтению. Сначала дети читают с табличек отдельные слова, небольшие фразы. Сознательному отношению к читаемому особенно способствует целостный подход, который сохраняется при обучении чтению текстов. уроки ППО , где каждое новое слово сопоставляется с предметом, с определенным действием ребенка. Здесь школьнику особенно внимательно надо относиться к каждому прочитанному слову, так как от этого зависит его предметно-практическая деятельность ; продолжается и на уроках обучения грамоте. Поскольку обучение чтению проходит на речевом материале, в основном уже знакомом школьникам (с уроков ППО , устной и дактильной речи), то нет необходимости выяснять понимание каждого слова ; м етодика обучения чтению не рекомендует заниматься с детьми пословным разбором текста. Необходимо обучать их восприятию текста в целом.

Слайд 5

Приемы выяснения понимания прочитанного текста П одбор картинок; И нсценирование содержания ; И спользование предметно-практической деятельности , зарисовка; Разбор прочитанного по вопросам .

Слайд 6

Пониманию содержания прочитанного способствует предварительное знакомство учащихся с основным речевым материалом будущих текстов не только на уроках чтения, но и на других уроках и во внеклассное время, т.е. к моменту чтения текста они должны быть знакомы со значением слов, входящих в текст. Работа над сознательностью чтения не должна проходить в отрыве от выработки техники чтения. Побуждая школьников вчитываться в текст, прочитывать фразу снова и снова, учитель обращает внимание на качество чтения, показывает образец правильного чтения, заставляя их подражать себе.

Слайд 7

Система работы по обучению глухих детей чтению: значение и задачи уроков чтения Чтение – главный критерий в системе школьного обучения в решении проблемы общего речевого развития и подготовки глухих детей к жизни: П озволяет восполнить недостаточность общения глухого с окружающим слышащим обществом ; Расширяет познавательный кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт; У точняет имеющиеся представления и понятия , дополняет и обогащает их новыми фактами, сведениями, образами; С лужит базой для последующего восприятия и изучения ряда самостоятельных учебных дисциплин (географии, истории, литературы, естествознания).

Слайд 8

Коррекционная направленность уроков чтения Процесс обучения чтению строится в соответствии с принципами коммуникативной системы. На занятиях максимально стимулируется овладение детьми словесной речью, всеми ее сторонами - произносительной, лексической, грамматической, семантической в условиях использования и развития остаточного слуха. На уроках чтения проводится работа по речевому развитию в трех направлениях : Развитие языковой способности , за счет создания условий для общения по прочитанному, его восприятию, пониманию, воспроизведению, что связано с продуцированием речевых высказываний. Развитие речевой деятельности прежде всего развивается чтение и наряду с этим говорение, слухо-зрительное восприятие, письмо и дактилирование . Ознакомление с системным устройством языка происходит благодаря тому, что они имеют перед глазами образцы фраз и текстов для построения своих высказываний. Кроме того, формируется умение практического оформления и использования различных синтаксических структур. Г лавной задачей уроков чтения в младших и средних классах является развитие навыка чтения, сочетающего в себе такие качества, как правильность, сознательность, беглость и выразительность.

Слайд 9

П оследовательность формирования навыков чтения на уроках у школьников с нарушением слуха 1-4 классы - ведущий период в овладении детьми техникой чтения и формировании умения осмысливать словесные образы, видеть за ними реальные предметы, действия, события, факты. плавное чтение вслух целыми словами; закрепляется умение свободно узнавать буквенный состав слов и перекодировать их в звуковую речь; уточнение произношения всех звуков русского языка и их сочетаний в словах , управление своим дыханием при чтении предложений ; соблюдение пауз на знаках препинания, словесного и логического ударения, орфоэпических норм и некоторых элементов выразительного чтения; формированию чтения вслух в определенном темпе в условиях бисенсорного восприятия речи (1 класс -свыше 20 слов, во 2 - до 30 слов , 3 классе -до 50 и выше слов, в 4 классе -60 слов в минуту); формируется круг умений, направленных на осмысление читаемого материала, в их числе умение иллюстрировать содержание прочитанного с помощью готовых картинок или собственных рисунков, пересказывать прочитанное; учатся отвечать на вопросы по содержанию текста в связи с рассматриванием соответствующих иллюстраций, объединять события в ответе , указывать причину происходящего, усваивают краткие и полные ответы, овладевают приемом выборочного чтения, учатся сами выяснять непонятное в рассказе с помощью вопросов к учителю или товарищам.

Слайд 10

Ученики 5-6 классов отличаются возросшими познавательными интересами, новыми видами деятельности, более широкими речевыми и мыслительными возможностями. В этих классах закрепляется и совершенствуется : навык правильного чтения при постоянном внимании к коррекции звукопроизношения; работа над элементами выразительного чтения; скорость чтения текста про себя; развитие сознательного самостоятельного чтения; изучению самостоятельных учебных предметов, и в первую очередь литературы . Развитие сознательного чтения идет по линии закрепления, приобретенных в предыдущих классах, и реализации новых программных требований в работе с текстом. Возрастает самостоятельность в осмыслении содержания читаемого материала.

Слайд 11

В 5 классе от учащихся требуется умение: самостоятельно читать и передавать основное содержание рассказа, составлять план в разной форме, выделять главных героев, описывать их внешность и оценивать поступки, пересказывать текст в разной форме. В 6 классе продолжается работа над следующими навыками: отвечать на обобщающие вопросы, выделять наиболее существенное, передавать основное содержание без предварительного разбора текста; Ф ормируются новые умения: определять тему и различать жанр читаемого, формулировать основную мысль произведения, составлять элементарные характеристики действующих лиц.

Слайд 12

Осмысление произведений связанно с овладением речевыми умениями: Отвечать на вопросы; Правильно и выразительно читать; Спрашивать о непонятном; Высказывать свои суждения о содержании и героях; Пересказывать текст; Понимать, усваивать и использовать в речи новую лексику и фразеологию. В 4 классе школьники учатся: Спрашивать о значении слов и словосочетаний; Определять их смысл в контексте; Находить слова и выражения, которые используются для описания. В 5 классе побуждаются к подбору слов, близких по значению к словам из текста. В 6 классе – выбирают слова с переносным значением, учатся их объяснять. За счет уроков чтения обогащается активный и пассивный словарь учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи"

В консультации приводятся примеры  использования нетрадициоонного материала для обучения детей грамотеИспользование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов ...

Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются компоненты, необходимые для полноценной подготовки детей с недоразвитием всех составляющих языковой системы к обучению грамоте....

Значение дактильной формы речи как вспомогательного средства в обучении глухих детей языку.

Консультация для родителей о том, что такое дактильная речь, в чем преимущества дактильной азбуки и для чего она нужна....

«Авторские методы работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»

Предлагается материал из опыта работы логопеда по обучению грамоте с помощью необычных пособий и придуманных автором методов (изучение новых букв, анализ слова, предупреждение дисграфии). ...

«Значение звуко-буквенного анализа слов при обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи»

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные;выделять любые звуки из...

Задачи работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Задачи работы содержат в себе три этапа ...