Волшебные колечки» как метод развития связной речи
план-конспект занятия по обучению грамоте (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Волшебные колечки
Итак: выбираю стихотворение для заучивания 1. Выразительно его читаю. 2. Разбиваю стихотворение на части и рисую «колечки». 3.Читаю данные строки для каждой части и сопровождаю надеванием колечка. 4.После этого прошу ребенка повторить, а затем рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть колечки. 5.Заключительный этап - рассказать стихотворение без помощи колечек только с помощью воспитателя.
Осень Почему я в сапогах, зонт над головою? Осень слякоть принесла и дожди с собою. Под ногами лужи ,грязь. Ветер гонит листья . Небо серое грустит. Тучи в нем повисли.
Вырос у нас чеснок, перец, томат, кабачок, Тыква,капуста.картошка,лук и немножко горошка. Овощи мы собирали, ими друзей угощали, Квасили ,ели ,солили, с дачи домой привозили, прощай же на год, наш друг-огород!
Раз, два, три ,четыре, Пять! Буду листья собирать. Лист берёзы ,лист рябины. Листик дуба и осины!!
У ёжика в саду. Я у ёжика в саду: Много яблок наберу, Есть и персики, и груши, Я люблю их очень кушать. Есть и сливы, и бананы, Для меня и моей мамы.
С помощью этой методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили от этого огромное удовольствие. Ведь у детей проявляется фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихов, и кроме этого развиваются творческие способности у детей. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи.
Обучающие:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;
- дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений.
Развивающие:
- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;
- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
Воспитательные:
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Оборудование: пособия “Волшебные колечки”: колечки с картинками, цифрами, счётным материалом
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек - опор;
- внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.
Ход мастер–класса
1. Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.
Тема нашей встречи “Волшебные колечки” - как метод развития связной речи”.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
“О, как же ты красива!”.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
- Несформированность грамматического строя речи
- Нарушение звукопроизношения.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из методов развития связной речи у детей с ЗПР является использование мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
МНЕМОТЕХНИКА – – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.Напомню.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Основная часть
Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.
Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия “Волшебные колечки”.
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.
При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.
Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
В нашем стихотворении – это существительные.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например,
Раз, два, три ,четыре, Пять!
Буду листья собирать.
Лист берёзы ,лист рябины.
Листик дуба и осины!!
3 этап. Деление стихотворения на части.
4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.
А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а ты продолжишь.
Молодец! А теперь без моей помощи.
6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.
А кто из Вас может рассказать стихотворение без колечек.
Итог.
Таким образом, с помощью “Волшебных колечек” достигаем следующих результатов:
- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.
Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.
В своей работе использую данную литературу
- Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
- Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985 — с.92
- Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
- Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
- Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»
Поделиться педагогическим опытом в использовании волшебных колечек, в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, как метод развития связной речи....
МАСТЕР-КЛАСС «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР».
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:Обучающие: • дать рекомендации педагогам по использованию пособия &l...
Конспект мастер-класса для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи через продуктивную деятельность.
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....
Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Образовательные:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенн...
Мастер - класс для воспитателей "Волшебные колечки" как метод развития связной речи.
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Обучающие:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познаком...
Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"
ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов...
"«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....