Занятие по обучению грамоте "Части слов"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель занятия – привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: Когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_gramota_-_slog.docx | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
«Части слов»
(старшая группа)
Цель:
- Сформировать представление о том, что слова можно разделить на части. Ввести понятие «слог». Упражнять в делении 1,2,3-сложных слов, в умении определять количество слогов в слове.
- Развивать гибкость мышления, быстроту реакции, речь детей.
- Воспитывать само регуляцию, умение слушать сверстников, помогать друг другу.
Материалы к занятию: иллюстрация «ежик разделил грушу», предметные картинки к игре «Волшебный мешочек», конверты с цифрами, мяч, игрушки.
Ход занятия:
- Повторение:
-Давайте разомнем язычки и вспомним скороговорку:
Кошка, мышка, дом, окно,
Небо, улица, кино,
Солнце, радуга, трава-
Это разные слова.
-Из чего состоит наша речь?
- А из чего состоят слова?
-Какие бывают слова? (длинные и короткие).
-А сейчас давайте поиграем. Если я буду называть длинное слово, вы будете поднимать руки вверх (вырастать). Если я назову короткое слово, вы будете приседать. (Слова: дом, грузовик, кит, лестница, мак, аквариум и т.д.)
2. Знакомство с понятием «слог».
-Что можно поделить на части? (пирог, яблоко, конфету и т.д.)
(Выставляется иллюстрация «ежик разделил грушу»).
-На сколько частей ежик поделил грушу?
-Ежик поделил не только грушу, но и слово. Что было написано на первой части? Что на второй? Чтобы разделить слово на части можно:
1.Прохлопать в ладоши.
2. Прошагать.
3. Простучать.
4. Подставить ладонь к подбородку.
-Часть слова называется «слог» (проговаривание хором).
Слово делится на слоги, как на дольки апельсин.
Если слоги встанут рядом – получаются слова:
Ты - и ква - , а вместе тыква, со - и ва – итак, сова.
3. Игра «Волшебный мешочек».
(дети вынимают предметные картинки и делят слова на слоги).
4. Игра «Угадай птиц». Ребята, а как вы думаете, что будет, если слоги в словах произносить не по порядку. (Ответы детей). Вот я предлагаю вам послушать, какое слово я хотела сказать (воспитатель произносит слоги, а дети должны понять, что она загадала, при затруднении воспитатель объясняет): ро – но – ва (ворона); ни – си – ца (синица); ро – бей – во (воробей); ка – ро – со (сорока). Вот видите, как важно правильно проговаривать слова, чтобы вас понимали. А теперь попробуйте угадать каких птиц я зашифровала в слова: ворогирь (ворона или воробей и снегирь); снерока, дярона, синибей, голуница, сороклест. А как вы думаете, почему слово клест я произнесла целиком? (в нем один слог).
5.Чтение рассказа Э. Мошковской «Урок грамматики».
«Жила-была лягушка. Лягушка как лягушка. Маленькая такая лягушка. Маленькая, а ведь из трех слогов! Ля-гуш-ка. И жил-был слон! Большой, большой! И только из одного слога. Слон и все. Маленькая лягушка дразнила большого слона: - Э-э-э! Такой большой, а из одного слога. Но пришла цапля из болота из двух слогов и проглотила лягушку из трех слогов, всю! Вот и все!»
Беседа по тексту.
6.Игра с мячом: -
-« Я начну, а вы кончайте-
Часть любую добавляйте!»
(Дети стоят в кругу. Воспитатель называет первый слог, бросает мяч и просит придумать слово на заданный слог).
7.Игра «Молчанка».
-Я буду показывать игрушки. Если слово состоит из одного слога-вы должны показать карточку с цифрой 1и т.д.
8.Подведение итогов:
- Чему учились на занятии?
-Какие были трудности?
-На что можно поделить слова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе №3. "Звуковой анализ слов".
Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности....
Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемственность" Н.А.Федосовой
Конспекты разработаны в помощь воспитателям и родителям к рабочей тетради "От слова к букве"...
Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»
Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Обр...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». ...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи: Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...