Игра -путешествие "Путешествие по стране Пиши-Читай"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Игра -путешествие "Путешествие по стране Пиши-Читай" для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_gramote_3.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №34
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Красногвардейского района города Санкт-Петербурга
Игра-путешествие
Тема: «Путешествие по стране «Пиши-Читай» (подготовительная группа)
Используемые педагогические технологии:
- Здоровьесберегающие
- Игровые
- Информационно-коммуникационные
- Личностно-ориентированные
Выполнила:
воспитатель ГБДОУ детский сад №34
Красногвардейского района
Кожевникова Дарья Олеговна
Санкт-Петербург
2019
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.
Задачи:
Образовательная:
-Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов.
-Учить связывать существительные с соответствующими глаголами.
-Формировать умение группировать предметы.
-Закреплять умение проводить звуковой анализ слов.
-Формирование умения делить слова на слоги, определять ударный слог.
Развивающая:
-Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, внимание, память, мышление.
Воспитательная:
-Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.
-Воспитывать у детей умения: работать в коллективе,
-Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование:
Карта страны «Пиши-Читай»,мяч, кроссворд, изображение королевы Азбуки и маленьких человечков, разрезная азбука для демонстрации на доске и индивидуальной работы детей, блокноты для детей.
Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята, наше путешествие по стране «Пиши-Читай» продолжается.
Дорога нас привела на гору «Умников», на которой в красивом замке
живет маленький народ Умники и Умницы во главе со своей королевой.
Ее имя мы узнаем, если отгадаем кроссворд, который подготовили для нас
жители замка.(на ИКТ изображение кроссворда слайд №1)
к | а | р | а | н | д | а | ш | |||
р | е | з | и | н | к | а | ||||
б | у | к | в | ы | ||||||
г | л | о | б | у | с | |||||
к | н | и | г | а | ||||||
р | а | н | е | ц |
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж…
Что же это?.
Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш.
Черные, кривые, от рожденья все немые.
Станут в ряд - сейчас заговорят.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!..
Да нельзя, я - школьный …
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Как же зовут королеву народа Умники и Умницы?
(читающие дети узнают имя королевы , звуковой анализ слова Азбука, деление слова на слоги, выделение ударного слога)
-Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем.
-Вы должны быть внимательными .Если я произнесу название птицы- вы машете руками, если я назову дикое животное- вы имитируете его движение.
-Молодцы ! Отлично поиграли!
Воспитатель:
- Жители замка приготовили для нас интересные задания и хотят поделиться интересными историями про «хитрые» слова. Хотите узнать про такие «хитрые слова»? (ответы детей)
-Тогда слушайте.( ИКТ .На карте появляются королева Азбука и маленькие человечки: девочка и мальчик, жители замка на горе «Умников»).
-Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению:
большой — маленький,
толстый — тонкий,
веселый — грустный.
-Давайте попробуем поиграть с «хитрыми» словами.
Игра «Хитрые слова».
-Я вам буду читать стихи, а вы, помня это правило, должны их закончить.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — … («низко»),
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — … («близко»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай — … («конец»).
Воспитатель:
-А есть еще одни «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же.
Например, бегемот еще называется гиппопотамом, дворец называют замком, лошадь можно называть кобылой. (Воспитатель, вместе с детьми, вспоминают такие слова и называют их.)
Самолет — аэроплан, аэробус.
Родник— ключ, источник
Камень — булыжник.
Гора — скала.
И т. д.
-Но и это еще не все «хитрые» слова. Есть слова, которые пишутся одинаково, но ударение падает на разные слоги и от этого меняется значение слова – зАмок - замОк, Атлас - атлАс. Есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат и пишутся одинаково, а обозначают разное. Например, «ключ». Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок. Или слово «ручка», которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет или дверная ручка. Слово «завод». Это может быть здание, учреждение и завод часов. Слово «брак» - может означать плохо сделанное изделие и брак между мужчиной и женщиной.
А есть еще слово «норка». Какое значение этого слово представляете вы себе? (ответы детей).
-Вот послушайте стихотворение и попробуйте рассказать, о чем в нем идет речь.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нету в норке,
Может, норка возле норки?
Нет нигде, пропал и след.
Норка здесь, а норки нет.
Воспитатель:
-Вот, сколько, много в русском языке «хитрых» слов. Давайте еще раз вспомним группы таких слов:
-Слова, противоположные по значению;
-Слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же;
-Слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное.
-Ну а теперь немного отдохнем. (Физкультминутка-«Что делает предмет?» (проводится на ковре). Дети становятся полукругом вокруг воспитателя. Воспитатель называет разные предметы и бросает мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.
Например:
нож, ножницы — режут;
карандаш, фломастер, ручка — рисуют;
мыло — мылит;
молоток — стучит.
топор – рубит
пила – пилить и. т. д.
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами уже знаем, что если звуки подружились и буквы, которые обозначают эти звуки, встали рядом, то они образуют слог, а слоги сливаются в слова. Сейчас и мы с вами попробуем из слогов образовать слова.
-Вот перед вами на доске слоги. Выложите у себя такие же слоги. (работа ведется по строчкам). Давайте прочитаем их:
УК, ОМ, АМ,
СЫ, РЭ, ПИ
-Молодцы, а теперь давайте из этих слогов попробуем образовать слова. А для этого нужно к ним подставить согласные буквы или в начале, или в конце
Варианты: ЖУК, БУК, ДОМ, СОМ, САМ, ДАМ, СЫР , РЭП, ПИР и т.д. .(дети, при помощи воспитателя образовывают новые слова и читают, что получилось).
А сейчас мы с вами поиграем с буквами еще в одну игру:
Игра «Буква заблудилась» (Воспитатель еще раз напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку, но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям стихотворение):
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Забежала в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Воспитатель:
-Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово.
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Сели в ложку и айда,
Плаваем туда-сюда
Воспитатель:
Наше путешествие подошло к концу, скажите с какими словами мы сегодня познакомились? (ответы детей)
Какие группы «хитрых» слов вы узнали? (ответы детей)
-Молодцы, ребята. Королева Азбука и ее жители Умники и Умницы очень нами довольны и приготовили небольшие подарки.(блокноты). Наше путешествие на сегодня заканчивается. В следующий раз мы с вами отправимся на поляну ребусов. Научимся их разгадывать. Будет очень интересно. Давайте поблагодарим гостеприимных хозяев горы Умников за новые знания, которые мы получили в их замечательном замке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну Пиши - Читай
Воспитывать любовь к чтению,тчувство товарищества, закреплять знания о гласных и согласных....
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».
Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...
Игра - викторина "Путешествие по стране "Пиши-читай"
Игра - викторина "Путешествие по стране "Пиши-Читай" Тема: "Из чего состоят слова"....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи: Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...