Игра -путешествие "Путешествие по стране Пиши-Читай"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кожевникова Дарья Олеговна

Игра -путешествие  "Путешествие по стране Пиши-Читай" для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_gramote_3.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

Игра-путешествие

Тема: «Путешествие по стране «Пиши-Читай»                                              (подготовительная группа)

Используемые педагогические технологии:

  1. Здоровьесберегающие
  2. Игровые
  3. Информационно-коммуникационные
  4. Личностно-ориентированные

                                                                              Выполнила:

                                                                 воспитатель ГБДОУ детский сад №34

                                                 Красногвардейского района

                                                     Кожевникова Дарья Олеговна

Санкт-Петербург

2019

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.

Задачи:

Образовательная:

-Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов.

-Учить связывать существительные с соответствующими глаголами.

-Формировать умение группировать предметы.

-Закреплять умение проводить звуковой анализ слов.

-Формирование умения делить слова на слоги, определять ударный слог.

Развивающая:

-Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, внимание, память, мышление.

Воспитательная:

-Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.

-Воспитывать у детей умения: работать в коллективе,

-Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование:

Карта страны «Пиши-Читай»,мяч, кроссворд, изображение королевы Азбуки и маленьких человечков, разрезная азбука для демонстрации на доске и индивидуальной работы детей, блокноты для детей.

Ход занятия

 

Воспитатель:

 -Ребята, наше путешествие по стране «Пиши-Читай»  продолжается.

 Дорога нас привела на гору «Умников», на которой в красивом замке

живет    маленький народ Умники и Умницы во главе со своей королевой.

Ее имя мы узнаем, если отгадаем кроссворд, который подготовили для нас

жители замка.(на ИКТ изображение кроссворда слайд №1)

к

а

р

а

н

д

а

ш

р

е

з

и

н

к

а

б

у

к

в

ы

г

л

о

б

у

с

к

н

и

г

а

р

а

н

е

ц

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж…
Что же это?.

Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш.

Черные, кривые, от рожденья все немые.
Станут в ряд - сейчас заговорят.

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!..
Да нельзя, я - школьный …

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Как же зовут королеву народа Умники и Умницы?

 (читающие дети узнают имя королевы ,  звуковой анализ слова Азбука, деление слова на  слоги, выделение ударного слога)

-Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем.

-Вы должны быть внимательными .Если я произнесу название птицы- вы машете руками, если я назову дикое животное- вы имитируете его движение.

-Молодцы ! Отлично поиграли!

Воспитатель:

- Жители замка приготовили для нас интересные задания и хотят поделиться интересными историями про «хитрые» слова. Хотите узнать про такие «хитрые слова»? (ответы детей)

-Тогда слушайте.( ИКТ .На карте появляются королева Азбука и маленькие человечки: девочка и мальчик, жители замка на горе «Умников»).

-Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению:

      большой — маленький,

            толстый — тонкий,

            веселый — грустный.

-Давайте попробуем поиграть с «хитрыми» словами.

 

Игра «Хитрые слова».

-Я вам буду читать стихи, а вы,  помня это правило, должны их закончить.

     

      Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — … («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — … («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай — … («конец»).

Воспитатель: 

-А есть еще одни «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и    то же.  

Например, бегемот еще называется гиппопотамом, дворец называют замком, лошадь можно называть кобылой. (Воспитатель, вместе с детьми, вспоминают такие слова и называют их.)

Самолет — аэроплан, аэробус.

Родник— ключ, источник

Камень — булыжник.

Гора — скала.

И т. д.

-Но и это еще не все «хитрые» слова. Есть слова, которые пишутся одинаково, но ударение падает на разные слоги и от этого меняется значение слова – зАмок - замОк, Атлас - атлАс. Есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат и пишутся одинаково, а обозначают разное. Например, «ключ». Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок. Или слово «ручка», которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет или дверная ручка. Слово «завод». Это может быть здание, учреждение и завод часов. Слово «брак» - может означать плохо сделанное изделие и брак между мужчиной и женщиной.

А есть еще слово «норка». Какое значение этого слово представляете вы себе? (ответы детей).

-Вот послушайте стихотворение и попробуйте  рассказать, о чем в нем идет речь.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нету в норке,

Может, норка возле норки?

Нет нигде, пропал и след.

Норка здесь, а норки нет.

Воспитатель:

-Вот, сколько, много в русском языке «хитрых» слов.  Давайте еще раз вспомним группы таких слов:

-Слова, противоположные по значению;

-Слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же;

-Слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное.

-Ну а теперь немного отдохнем. (Физкультминутка-«Что делает предмет?» (проводится на ковре). Дети становятся полукругом вокруг воспитателя. Воспитатель называет разные предметы и бросает мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.

Например:

нож, ножницы — режут;

карандаш, фломастер, ручка — рисуют;

мыло — мылит;

молоток — стучит.

      топор – рубит

      пила – пилить и. т. д.

Воспитатель:

-Ребята, мы с вами уже знаем, что если звуки подружились и буквы, которые обозначают эти звуки,  встали рядом, то они образуют слог, а слоги сливаются в слова. Сейчас и мы с вами попробуем из слогов образовать слова.

     -Вот перед вами на доске слоги. Выложите у себя такие же слоги. (работа ведется по строчкам). Давайте прочитаем их:

        УК, ОМ, АМ,

        СЫ, РЭ, ПИ

        -Молодцы, а теперь давайте из этих слогов попробуем образовать слова. А для этого нужно к ним подставить согласные буквы или в начале, или в конце

Варианты: ЖУК,  БУК,  ДОМ,  СОМ,  САМ,  ДАМ, СЫР , РЭП, ПИР и т.д. .(дети, при помощи воспитателя образовывают новые слова и читают, что получилось).

А сейчас мы с вами поиграем с буквами еще в одну игру:

Игра «Буква заблудилась» (Воспитатель еще раз напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку, но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям стихотворение):

   Неизвестно, как случилось,

   Только буква заблудилась,

   Забежала в чей-то дом

  И хозяйничает в нем.

Воспитатель:

-Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово.

Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Сели в ложку и айда,

Плаваем туда-сюда

Воспитатель:

Наше путешествие подошло к концу, скажите с какими словами мы сегодня познакомились? (ответы детей)

Какие группы «хитрых» слов вы узнали? (ответы детей)

-Молодцы, ребята.         Королева Азбука и ее жители Умники и Умницы очень нами довольны и приготовили небольшие подарки.(блокноты). Наше путешествие на сегодня заканчивается. В следующий раз мы с вами отправимся на поляну ребусов. Научимся их разгадывать. Будет очень интересно. Давайте поблагодарим гостеприимных хозяев горы Умников за новые знания, которые мы получили в их замечательном замке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну Пиши - Читай

Воспитывать любовь к чтению,тчувство товарищества, закреплять знания о гласных и согласных....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Игра - викторина "Путешествие по стране "Пиши-читай"

Игра - викторина "Путешествие по стране "Пиши-Читай" Тема: "Из чего состоят слова"....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...