Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Юдаева Яна Александровна

В этом конспекте используются разные методы и премы для развития речи у детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе.

Цель: развить речь у детей.

 Программное содержание:

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

- закрепить правила поведения детей в лесу;-

- уточнить знания детей о жизни диких животных в лесу;

2. Задачи на развитие связной речи:

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, последовательно рассказывать, составлять короткий рассказ по картине;

- развивать фонематический слух;

- определять место звука в слове;

- делить слова на слоги;

- учить составлять предложения;

- образовывать однокоренные слова.

3. Развивать творчество у детей, создавать доброжелательность при обращении друг с другом.

Предварительная работа:

- чтение рассказов и стихов о птицах, о диких животных;

- рассматривание иллюстраций;

- составление кроссвордов.

Ход занятия.

- Ребята, мы отправимся сегодня на экскурсию, а куда, вы догадайтесь сами, если внимательно послушаете музыку, то поймете. .

- Правильно в лес. Идем на лесную поляну, садитесь на пенечки, закройте глаза и послушайте, как поют птицы, как звенят комарики и перелетают бабочки с цветка на цветок.

1. – Скажите, ребята, как надо вести себя в лесу?

(правила поведения в лесу)

- Тихо, чтобы не спугнуть птиц и услышать их пение.

- А чего нельзя делать в лесу? Что запрещается там делать?

А) – Нельзя рвать большие букеты цветов, обычно подснежников и ландышей, их становится все меньше.

Б) – Нельзя ломать ветки деревьев, молодые деревья, они будут засыхать.

В) – Нельзя разорять птичьи гнезда.

Г) – Нельзя жечь костры в лесу.

2. – Правильно, ребята, но мы сегодня пришли не просто в лес, а на лесную полянку, где находится лесная школа для зверей, здесь умный ежик придумывает различные задания для зверей, обучает их грамоте.

- Но сегодня у зверей переменка, они разбежались по своим норкам, чтобы покушать.

- Давайте посмотрим, какое задание они выполняли, о чем они говорили, мы узнаем, если разгадаем кроссворд.

А) Кроссворд «Весна» - читают дети.

- Молодцы! Птицы поют о весне, звери говорят о весне.

- Скажите, какое настроение появляется у вас в весеннем лесу?

(веселое, радостное, праздничное )

Б) Чтение стихов о весне «В апрельском лесу», «Весенняя песенка».

3. Слово «Весна».

- Назовите первый и последний звук в слове.

- Сколько слогов в слове «Весна»?

- Дидактическая игра «Добавь слово».

- Игра «Живое слово».

(Весной появляются листочки).

- Образуйте родственные слова от слова «весна».

(весенний, веснянка, веснушки)

- Образуйте родственные слова от слова «лес».

(лесной, лесовик, лесник)

- Цепочка из слов.

- Игра «Наоборот».

4. Птицы зимующие и перелетные.

- Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

- А которые улетают на юг? Чем питаются перелетные птицы?

(насекомыми)

- Поставьте на верхнюю полочку – зимующих птиц, а на нижнюю – перелетных птиц и расскажите, как нужно заботиться о птицах.

Скороговорка:

С одной сорокой – одна морока,

А сорок сорок – сорок морок.

- Подул ветер, закачались деревья:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

- Расскажите, как ведут себя птицы, после того, как вернутся в родные места?

- А теперь давайте тихонечко прогуляемся по лесу: на поляне растет много цветов, можно сорвать только по одному цветочку, но, чтобы они не завяли, нужно поставить их в вазы, мы будем составлять букеты их цветов разного цвета. В вазе, на которой нарисован ландыш, должны быть цветки такого цвета, в названии которого есть звук «л». В вазе, на которой нарисована ромашка, должны быть цветы такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук «р».

- Идем дальше, висит картина.

  • Как вы думаете, ребята, кто живет в этом уголке леса? (хозяин леса)
  • А что вы знаете о жизни медведей в лесу?
  • Как медведи готовятся к зиме?
  • Когда у медведиц родятся маленькие медвежата?
  • Как ведут себя медведи и маленькие медвежата, когда просыпаются и выходят из своей берлоги?
  • Чем питаются медведи в лесу?
  • Как учит медведица своих медвежат добывать корм?

- А теперь давайте вернемся на лесную полянку, в лесную школу.

- Часто к зверятам в гости приходят веселые человечки, они помогают ежику составлять кроссворды, читают им свою любимую книгу. А как она называется, нам помогут угадать картинки «АЗБУКА».

(дети называют первый звук в слове и выкладывают слово. )

Правильно – азбука. Звери очень любят слушать рассказы из книги, но когда начинается дождь, они разбегаются по своим норкам, а Веселым Человечкам прятаться негде, давайте им построим дом.

- Как можно его назвать по другому, чтобы в слове был звук «р».

(терем, дворец)

- Стены, окна уже готовы, надо только дорисовать части дома, в названии которых есть звук «р».

- Какие части дома имеют в своем названии звук «р»?

(крыша, порог, труба, дверь, дверная ручка, крыльцо, чердак, чердачное окно)

- Из какого материала будет построен наш дом?

(из дерева, кирпича)

- В какой цвет покрасим дом?

(серый, красный, розовый, коричневый, оранжевый)

- Какая мебель и другие предметы необходимы для жизни Веселых Человечков могли бы находиться внутри дома?

(сервант, кровать, кресло, телевизор, радиоприемник, картина, торшер)

- Какие деревья мы нарисуем около дома?

(рябина, береза. орешник, смородина, крыжовник)

- Какие цветы мы посадим возле дома?

(розы, ромашки, астры, настурцию)

5. А теперь давайте поможем Веселым Человечкам расселиться в доме:

В комнате на первом этаже будут жить Веселые Человечки, чьи имена состоят из 3-х частей, в комнате на 2-м этаже будут жить те, в чьих именах 4 слога.

- А теперь нам пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с Веселыми Человечками и с весенним лесом.

Подготовила: Юдаева Яна Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. "Хорошо и плохо".

Развивать лексический словарь детей; развивать зрительную память; внимание; чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля...

Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»

Уважаемые коллеги, известно, что зачастую  автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....

Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Моя семья»

Конспект   непосредственно организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Моя семья» Тема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Р...

Снегири.( конспект непосредственно- образовательной области " Художественно- эстетическое развитие" аппликация в старшей группе)

Обрывная аппликация «Снегири». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе....

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с применением ИКТ в старшей группе не тему«Паровоз загадок»

Цель: создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности детей. Задачи:1. Развивать музыкально-двигательные способности  детей (ритмичность, координацию движений, про...