Консультация для родителей. "Речевая готовность к школе"
консультация (подготовительная группа)

Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребенка к школе

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога «гласный – согласный» типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами (меховая, меховой); образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

По материалам сайта: http://www.logoped-sfera.ru

Рекомендации по повышению уровня речевой готовности ребёнка к школе

Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.

Обязательно подлежит проверке следующее:

1) правильность произношения всех звуков, особенно свистящих, шипящих;

2) умение различать звуки речи на слух, т.к. оно является предпосылкой овладения грамотой:

— если некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма;

— к 6 годам ребёнок может назвать звуки, которые находятся в начале, середине, конце коротких (из 3—4 букв) слов (дом, пол, соль ...);

3) словарный запас ребёнка 6 лет должен составлять не менее 2000 слов:

— в словаре ребёнка должны присутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, обувь, мебель, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, их детёныши, профессии, инструменты, насекомые. Ребёнок должен уметь объяснить, что входит в каждую из перечисленных групп;

— ребёнок должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т.д., как этот предмет можно использовать;

— уметь подобрать к заданному слову слова, близкие по значению, а также слова с противоположным значением;

4) умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания (лампа — лампы, стул — стулья, лоб — лбы):

— уметь согласовывать прилагательные с существительными, существительные с прилагательными, существительные с числительными (дерево какое?..., три шара, а пять — .... ?);

— понимать и употреблять предлоги (на, в, под, около, из-за, из-под);

5) владение связной речью:

— умение ребёнка дать развёрнутый, понятный для постороннего человека ответ на вопрос. Умение понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий (попросить ребёнка пересказать сказку, содержание мультфильма, рассказать о событии из его жизни, обратить внимание на сохранность логической последовательности событий, правильность построения самих предложений текста;

умение составить рассказ по картине. В рассказе должны присутствовать начало, кульминация, конец. Ребёнок должен уметь закончить начатый взрослым рассказ и т.д.

По материалам сайта: http://www.rusarticles.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»

Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация.Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его ...

Консультация для родителей "Речевая подготовка детей к школе в семье"

Для успешного обучения в школе ,наряду с мотивационной, социально-личностной и интеллектуальной готовностью необходима определенная речевая готовность ребенка к школе. Она включает в себя сформированн...

Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»

Консультация для родителей на тему:«Речевая подготовка детей к школе в семье» Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки дет...

Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»

В консультации представлены рекомендации по речевой подготовке ребенка к школе...

Консультация для родителей: " Речевая подготовка детей к школе в семье".

Познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе....

Консультация для родителей "Речевая подготовка детей к школе в семье"

В консультации даются сведения о физиологической, психологической, познавательной готовности к школе ребенка....

Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»

   К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства....