Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»
консультация по развитию речи

Бурханова Любовь Михайловна

В консультации представлены рекомендации по речевой подготовке ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iyun.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Речевая подготовка детей к школе в  семье»

        Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

         К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.  

        Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является  достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения).     Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.  

        Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения.  Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и  совершенно непринуждённой обстановке - на детской площадке, в группе, на экскурсии, в музыкальном зале. Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.  

        Неотъемлемой частью развития речи ребёнка является развитие мелкой ручной моторики.

В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.  

Двигательный центр движения пальцев рук и моторный центр речи в мозге человека расположены по соседству.

Что же можно делать, чтобы развивать мелкую моторику детей? (ответы родителей)

  • Можно массажировать кисти рук и пальцы. Массаж включает в себя:

- поглаживание и растирание ладоней вверх-вниз;

- разминание и растирание каждого пальца вдоль, затем – поперек;

- растирание пальчиков спиралевидными движениями.

  • Можно применять упражнения с использованием различных предметов. Катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, и т.д.
  • Сделайте «Сухой бассейн»: насыпьте в глубокую миску крупу, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти или просто перебирать крупу руками, зажимать её в кулачки, пересыпать из кулачка в кулачок.
  • Предложите ребёнку раскладывать счетные палочки, спички, строить домики из них.

Выполнение фигурок из пальцев. Можно обыграть сказку, используя фигурки из пальцев. Например, сказка «Теремок» (обыгрывание сказки).

  • Динамические упражнения для пальцев рук, используя различные стихи. Чтобы выучить названия пальцев, можно использовать такое упражнение:

У девочек и мальчиков

На руках пять пальчиков.(ритмичное сжимание и разжимание пальцев)

Палец большой - парень с душой.(разгибание пальцев по очереди)

Палец указательный – господин влиятельный.

Палец средний – тоже не последний.

Палец безымянный – с колечком ходит чванный.

Пятый – мизинец – принёс нам гостинец.

        Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной.

Игры и упражнения с пальчиками не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят  руку ребёнка к письму.

        Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи),  предлагаем некоторые развивающие игры и   методические рекомендации:

        Игры, развивающие устную речь ребёнка:

* Испорченный телефон.

* Съедобное - несъедобное.

* Назвать любые слова на определённую букву

* Что звучало? (Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)

* Назвать больше слов по теме. ( в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих  известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.)

* Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)

* Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.)

* Назвать все известные предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)

* Угадай, что я хочу сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте  по очереди.)

* Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под,  снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой,  или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.

        Некоторые рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка:

* Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.

  *  Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробнее. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.

* При разучивании стихов и песенок, ребёнок не должен создавать видимость ''как-бы поёт'', не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слога.  Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому - пойте вместе с ним.

* Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.

* Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и  распространенных выражений.

* Учить ребёнка придумывать и загадывать загадки.

*Учить придумывать смешные истории.

Литература:

1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. –

2-е издание, стериотип. – М.: Дрофа, 2001

2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года

до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ,2004

3.Дмитриева Г.Ф. Родительское собрание «Подготовка детей с

недостатками речи к школе», журнал «Логопед» № 5.2008__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»

Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация.Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его ...

Консультация для родителей "Речевая подготовка детей к школе в семье"

Для успешного обучения в школе ,наряду с мотивационной, социально-личностной и интеллектуальной готовностью необходима определенная речевая готовность ребенка к школе. Она включает в себя сформированн...

Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»

Консультация для родителей на тему:«Речевая подготовка детей к школе в семье» Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки дет...

Консультация для родителей: " Речевая подготовка детей к школе в семье".

Познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе....

Консультация для родителей "Речевая подготовка детей к школе в семье"

В консультации даются сведения о физиологической, психологической, познавательной готовности к школе ребенка....

Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»

   К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства....

Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада»

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций. Явл...