Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»
консультация по развитию речи
В консультации представлены рекомендации по речевой подготовке ребенка к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iyun.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Речевая подготовка детей к школе в семье»
Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.
Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.
Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения. Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и совершенно непринуждённой обстановке - на детской площадке, в группе, на экскурсии, в музыкальном зале. Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.
Неотъемлемой частью развития речи ребёнка является развитие мелкой ручной моторики.
В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.
Двигательный центр движения пальцев рук и моторный центр речи в мозге человека расположены по соседству.
Что же можно делать, чтобы развивать мелкую моторику детей? (ответы родителей)
- Можно массажировать кисти рук и пальцы. Массаж включает в себя:
- поглаживание и растирание ладоней вверх-вниз;
- разминание и растирание каждого пальца вдоль, затем – поперек;
- растирание пальчиков спиралевидными движениями.
- Можно применять упражнения с использованием различных предметов. Катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, и т.д.
- Сделайте «Сухой бассейн»: насыпьте в глубокую миску крупу, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти или просто перебирать крупу руками, зажимать её в кулачки, пересыпать из кулачка в кулачок.
- Предложите ребёнку раскладывать счетные палочки, спички, строить домики из них.
Выполнение фигурок из пальцев. Можно обыграть сказку, используя фигурки из пальцев. Например, сказка «Теремок» (обыгрывание сказки).
- Динамические упражнения для пальцев рук, используя различные стихи. Чтобы выучить названия пальцев, можно использовать такое упражнение:
У девочек и мальчиков
На руках пять пальчиков.(ритмичное сжимание и разжимание пальцев)
Палец большой - парень с душой.(разгибание пальцев по очереди)
Палец указательный – господин влиятельный.
Палец средний – тоже не последний.
Палец безымянный – с колечком ходит чванный.
Пятый – мизинец – принёс нам гостинец.
Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной.
Игры и упражнения с пальчиками не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к письму.
Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи), предлагаем некоторые развивающие игры и методические рекомендации:
Игры, развивающие устную речь ребёнка:
* Испорченный телефон.
* Съедобное - несъедобное.
* Назвать любые слова на определённую букву
* Что звучало? (Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)
* Назвать больше слов по теме. ( в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.)
* Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)
* Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.)
* Назвать все известные предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)
* Угадай, что я хочу сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди.)
* Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой, или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.
Некоторые рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка:
* Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.
* Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробнее. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.
* При разучивании стихов и песенок, ребёнок не должен создавать видимость ''как-бы поёт'', не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слога. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому - пойте вместе с ним.
* Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.
* Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.
* Учить ребёнка придумывать и загадывать загадки.
*Учить придумывать смешные истории.
Литература:
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. –
2-е издание, стериотип. – М.: Дрофа, 2001
2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года
до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ,2004
3.Дмитриева Г.Ф. Родительское собрание «Подготовка детей с
недостатками речи к школе», журнал «Логопед» № 5.2008__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация.Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его ...
Консультация для родителей "Речевая подготовка детей к школе в семье"
Для успешного обучения в школе ,наряду с мотивационной, социально-личностной и интеллектуальной готовностью необходима определенная речевая готовность ребенка к школе. Она включает в себя сформированн...
Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Консультация для родителей на тему:«Речевая подготовка детей к школе в семье» Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки дет...
Консультация для родителей: " Речевая подготовка детей к школе в семье".
Познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе....
Консультация для родителей "Речевая подготовка детей к школе в семье"
В консультации даются сведения о физиологической, психологической, познавательной готовности к школе ребенка....
Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»
К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства....
Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада»
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций. Явл...