Проект по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста "Фонетика для дошкольников"
проект по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Данный проект проводится в рамках подготовки обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Проект реализуется совместно с воспитателями и родителями для активного развития фонематического восприятия детей. Проект включает мероприятия, направленные на ознакомление родителей с игровыми приёмами развития фонематического слуха детей в добуквенный период обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_fonetika_dlya_doshkolnikov.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Фонетика для дошкольников»
Составитель: Мамонтова Л.Н., воспитатель МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара
Заказчик проекта: родители, творческая группа проведения декады « Язык родной дружи со мной».
Вид: творческий, игровой.
Продолжительность: долгосрочный (февраль- март).
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, родители.
Данный проект проводится в рамках подготовки обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Проект реализуется совместно с воспитателями и родителями для активного развития фонематического восприятия детей. Проект включает мероприятия, направленные на ознакомление родителей с игровыми приёмами развития фонематического слуха детей в добуквенный период обучения грамоте.
Термин « фонетика» происходит от греч. слова phone – «звук» или «phonetikos» – «звуковой» и буквально значит «наука о звуках (речи)». Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи». Но такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка, например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации. Поэтому общее определение должно быть широким.
Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей. Но основной частью фонетики является учение о звуках.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».
Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Наша речь существует в устном и письменном виде, но поскольку речь сначала звучит и воспринимается слухом, то развитый фонематический слух – это база, на которой впоследствии формируется умение читать. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предпочитает точность слухового восприятия, звукоразличения, звуковой анализ речи. Но, к сожалению, в настоящее время отмечается значительный рост детей с недостаточно развитым фонематическим слухом и фонематическим восприятием, что отрицательно влияет не только на устную, но и письменную речь. Кроме того, количество детей, имеющих речевые трудности, продолжает неуклонно расти, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности всё меньше уделяют внимание развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта “Фонетика для дошкольников”. Данный проект познакомит родителей с игровыми формам ознакомления детей со звуками, покажет важность добуквенного периода в обучении грамоте.
Цель: создание условий для развития фонематического слуха детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.
Задачи:
- включить родителей в процесс развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников;
-расширить предметно-развивающую среду в группе логопедическими играми и материалами,
-расширить знания и умения воспитателя по работе с детьми с речевыми нарушениями.
Планируемый результат:
- выставка «Красавицы-буквы» или «Звуковые клумбы и звуковые звезды» ( на выбор детей);
- обогащение развивающей среды новым игровым оборудованием по развитию речи;
- создание электронной информационной папки для родителей и воспитателей по теме: «Развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста».
Содержание проекта
1.Организационный момент
- подбор методической и теоретической литературы по теме проекта;
- определение сроков проведения мероприятий .
2. Основной этап.
Мероприятия | Ответственные | Сроки проведения |
| Воспитатели | |
| Родители, воспитатели Воспитатели | |
| Родители, дети | |
| Родители, воспитатели | |
| Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель | |
| Логопед, психолог, воспитатели | |
| Логопед ( еженедельно) | |
| Логопед, воспитатели | |
| Воспитатели | |
| Логопед, психолог |
Заключительный этап
- Информирование о проведении проекта на сайте прогимназии.
- Оформление накопительной папки проекта.
Перспектива дальнейшего развития проекта.
-Презентация проекта на МО воспитателей прогимназии.
- Использование материалов накопительной папки проекта другими педагогами.
Список литературы
1.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей -. СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.
2.Миронова Н. М., Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы Издательство: Гном; 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Семинар для педагогов "Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста"
Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух; - фонематическое восприятие; - фонемный анализ....
Презентация "Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста"
Презентация. Рекомендации воспитателям по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста"...
В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...
Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».
Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...